Доклад «Роль физической культуры в системе современного образования»
учебно-методический материал по физкультуре
Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы дошкольник вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rol_fizicheskoy_kultury_v_sisteme_sovremennogo_obrazovaniya_vika.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Роль физической культуры в системе современного образования»
Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы дошкольник вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма. Сегодня физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у дошкольников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в ДОУ учат ребенка самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.
Современное содержание предмета физической культуры в доу должно исходить из следующего условий:
- физическая культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии дошкольников;
-физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа жизнь человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия;
-физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию культуры собственного тела дошкольника, возможности активно включаться в разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;
- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного развития физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения;
- физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.
Следовательно из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической культуры в формировании личности детей, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний дошкольников. Физическая культура это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности. Поэтому в структуре дошкольного образования физическая культура должна занимать одно из ведущих мест и способствовать решению важных задач. Физическая культура должна быть образом жизни детей.
Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы и средства педагогической деятельности, при которых наша физическая культура оставалась бы в дошкольном образовании лишь как процесс физической подготовки и средство укрепления здоровья дошкольников. Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса детей к занятиям физической культуры. Одной из главных задач физической культуры в ДОУ, должна стоять задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие всех доступных средств и методов.
Активность детей во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность дошкольников на занятии. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение. Это зависит от самочувствия ребенка, его интереса к физической культуре, к физическим упражнениям, настроя, поведения и самочувствия педагога. Занятия физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если дети двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят педагога в хорошем настроении, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий педагога перемежались улыбками, словами поощрения воспитанникам за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
Существует множество способов разнообразить проведение занятий: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения; менять обстановку, условия (например, переходить из спортивного зала на воздух); использовать игровой и соревновательный методы, командные спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью занятиями физической культуры.
Игра - это привычная форма занятий для школьников. Для детей дошкольного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, дети усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности.
Подвижные игры и занятия командными видами спорта на занятиях физической культуры развивают дух коллективизма, сотрудничества.
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, соперничества, борьба за первенство и высокие достижения. Дети соревнуется не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в упражнениях. Соревновательный метод усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма, тем самым способствуя их наивысшему развитию.
Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей, способствует развитию и подготовке дошкольников к дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте учатся не только играть в тот или иной вид игровой деятельности, но и работе в команде, тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками и отношениям в своей команде (особенно в соревновательной деятельности), принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому другому.
Занятия физической культурой и спортом формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России. Физическая культура закладывает основу для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления энергии дошкольников в конструктивное русло. И если педагог поможет сформировать у ребенка потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче осознать и принять для своей жизни такие социальные понятия, как дружба, равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свободу и счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые технологии физического воспитания в системе дошкольного образования
Знакомство с новой здоровьесберегающей технологией "Психофизическая тренировка"...
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье говорится о социальном партнёрстве по физическому воспитанию в системе дошкольного образования, в свете федерального стандарта, основанном на равном сотрудничестве всех его участников – родит...
ИКТ в системе современного образования
ИКТ в образовании осваиваются:•при решении задач•как дополнительное образование•как воспитательная работа...
Роль физической культуры в системе современного образования
Роль физической культуры в системе современного образования...
«Активные подходы в системе современного образования»
программа кружка по конструированию в подготовительной группе детского сада...
«Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в системе современного образования»
Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздей...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...