«Активные подходы в системе современного образования»
методическая разработка (подготовительная группа)
программа кружка по конструированию в подготовительной группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
markelovat.n._1.docx | 57.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» комбинированного вида
п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района РТ
«Активные подходы в системе современного образования»
Номинация «Дошкольное образование»
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Разработала:
воспитатель I категории
Маркелова Татьяна Николаевна
п.г.т. Уруссу - 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………… | 3 | |
I. |
| 4 |
II. | Применение конструкторов в образовательном процессе дошкольной образовательной организации………………………… | 7 |
III. | Предварительная работа: проведение диагностики и анализ результатов……………………………………………………………. | 12 |
IV. | Программа кружка по конструированию в подготовительной группе детского сада………………………………………………….. | 16 |
Список использованной литературы………………………………… | 24 | |
Приложения…………………………………………………………… |
Введение
Сегодня, на современном этапе развития российской системы образования, когда происходит переход школ к новым программам обучения, и от дошкольных учреждений требуется совершенствование учебно-воспитательного процесса. Актуальным становится не только обучение детей-дошкольников, сообщения им определенной системы знаний, но и формирование у дошкольников умения мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Этого требуют и ФГОС ДО. Нам, педагогам дошкольного образования, очевидно, что уже в условиях детского сада нужно начинать обучение конструкторской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности дошкольного детства, как любознательность, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий. Большим подспорьем для педагогов ДОО может стать конструктор ««Lego» Technic». «Lego» в переводе с латинского означает «учиться» или «складывать». С помощью конструктора «Lego» можно активизировать такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских.
Эти авторы, определяя общую стратегию обучения, выделяют цель - формирование у дошкольника умения конструировать самостоятельно и творчески. Данная стратегия обучения предусматривает формы конструирования, которые обеспечивают взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности ребенка-дошкольника - игрой, как ведущим видом деятельности дошкольников, рисованием и другими.
- Особенности развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений
Значительным новообразованием дошкольной стадии развития ребенка является воображение, где формируются такие его качества, как произвольность и оригинальность. В шесть - семь лет ребенок может выдавать свои индивидуальные идеи, следовать заранее спланированному проекту и, конечно, вносить какие-то коррективы.
Фантазия, как правило, характеризуется символикой. Дети дошкольного возраста используют разные элементы для задавания наиболее важных вопросов, связанных с другими объектами и явлениями.
Улучшается восприятие цвета, формы, размера и структуры объектов, систематизируется раннее полученное опытном путем представление ребенка-дошкольника. Ребенок может выделять из сложных объектов простые формы и использовать данные простые формы для создания более сложных объектов. Улучшается пространственная ориентация, и в то же время у дошкольника старшего возраста возникают трудности при анализе пространственного положения объекта, в особенности если приходится учитывать одновременно несколько разных и в то же время противоположных признаков[4].
Улучшается конструктивная деятельность дошкольников, которая может осуществляться на плановой основе, по проекту или заданным условиям. На шестом году жизни ребенок может визуально решить задачу и произвести трансформацию объектов, указав в каком порядке данные объекты будут использоваться. Старший дошкольник может применять базовые приемы для решения простых задач, предназначенных для решения более сложных задач. В зависимости от пространственного расположения объекта, он может предположить, что произойдет в результате их взаимодействия. [4].
Н.Н. Поддъяков, в своих исследованиях выделяет следующую структуру конструкторской деятельности [3]:
1. постановка задачи;
2. поиск выхода из поставленной задачи;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение полученных результатов;
5. формулировка выводов.
В процессе конструирования дошкольнику необходимо ответить не только на вопрос что делать, но и на вопрос, чем я занимаюсь, почему я это делаю именно так, и что хочу получить в результате. Главной особенностью деятельности является возможность для ребенка приобрести возможность управлять тем или иным объектом или предметом, изменять его в ту или иную сторону.
Изучив дидактические методы и приемы, ученые теоретики и практики пришли к выводу, что для эффективности реализации методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод конструирования.
Данный метод поддерживает детскую активность в условиях ДОО, семьи и актуален по ряду причин:
- помогает получить ранний качественный социальный опыт реализации собственных замыслов;
- формирует умение нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления;
- к моменту поступления в первый класс дошкольник научается решать такие сложные задачи как умение видеть проблему и ставить вопросы, доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Конструирование предоставляет дошкольнику возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем [1]. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и практикует сам. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий». При правильной организации работы, когда взрослый ведет себя не как учитель и наставник, а как равноправный партнер, тогда у ребенка-дошкольника формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. В процессе конструирования дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».
При организации деятельности старших дошкольников по конструированию необходимо соблюдать следующие правила[8]:
1. Тема должна быть интересна ребенку-дошкольнику, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам работы.
3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, оригинальность в конкретном случае необходимо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
4. Тему необходимо сформулировать так, чтобы конструирование могло быть выполнено относительно быстро. Дети не достаточно способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Конструирование, моделирование и экспериментирование способствует познанию живой и неживой природы через практико-ориентированную деятельность. Поэтому как воспитатели ДОО, так и родители должны поддерживать интерес ребенка в познании мира.
II. Применение конструкторов в образовательном процессе
дошкольной образовательной организации
Одним из самых распространенных видов развития не только праксиса рук, но и мышления, речи, памяти, внимания, воображения, интеллекта у дошкольников является конструирование.
Конструкторская деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в деятельности. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. Конструкторы ««Lego»» воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего детям-дошкольникам то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки, ремонта и демонтажу техники [5]. В отличии от предыдущих строительных наборов-конструкторов, ««Lego»» предлагает множество деталей, которые хорошо и прочно скреплялись между собой.
В результате изготовленные изделия получаются устойчивыми, что по достоинству во всём мире. Конструкторы ««Lego»» на современном этапе активно используются во многих детских садах, в большинстве из них предусмотрены уголки ««Lego»» . Овладение «Lego» и его применение должно нести целенаправленный характер, но никак не спонтанный. Неизменным элементом процесса обучения в образовательной и воспитательной деятельности педагога ДОО является наличие у него четкой стратегия применения этого конструктора. Чтобы результативно организовать занятия по ««Lego» Technic» необходимо обустроить такую развивающую среду, где и будут проходить эти занятия [2].
Проблема вовлечения дошкольников в системную конструкторскую деятельность ««Lego» Technic» рассматривается как одно из главных условий формирования способности воспринимать свойства предмета, подразумевается цвет, форма, величина, пространственные и размерные отношения. Дошкольники старшего возраста достаточно хорошо конструируют на базе показа способа крепления, а так же на основе самостоятельного анализа готовой модели. В этом возрасте можно использовать рисунки, графические модели. У детей старшего дошкольного возраста хорошо развивается рациональное мышление, появляется инициатива и самостоятельность в решении творческих задач[3].
На протяжении всего года увеличивается свобода в выборе сюжета, материала, оригинального использования многих деталей, а самое главное, что у них развивается речь, что достаточно актуально для детей-дошкольников с ее нарушениями. Занятия носят достаточно сложный характер, здесь могут включаться элементы экспериментирования, создаются условия для свободного выбора стратегии работы, проверяются выбранные способы решения поставленной задачи.
Современные педагоги ДОО причисляют ««Lego» Technic» к игрушкам, направленным на формирование знаний, умений для успешного взаимодействия в социуме, способным освоить культурное наследие окружающего мира. [7]. Любая детская деятельность – это и воспитание социально-активной личности ребенка с большей степенью свободы логического и практического мышления, а также развитие любознательности и самостоятельности, способности решать любые сложные задачи на этом периоде развития достаточно креативно [6].
В игровой деятельности дошкольника формируется способность к созданию новых и новых образов, которые отражают генетические, функциональные, структурные связи предметов, явлений и действий, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Новая система связей включает и выраженный в слове образ.
У дошкольников нужно развивать способности к конструированию, что способствует стремлению ребенка к поиску нового и неповторимого, проявляет изобретательность, самостоятельность, инициативность, интерес к креативному решению поставленных задач, активизирует когнитивные процессы ребенка-дошкольника, формирует волевые качества. В силу своей универсальности конструктор ««Lego» считается самым предпочтительным развивающим материалом, с помощью которого можно потенциально разнообразить процесс не только обучения, но и воспитания детей-дошкольников [2]. Конструирование – продуктивный вид деятельности детей-дошкольников, который предполагает создавать конструкции по образцу, по схемам и по собственному замыслу. Конструкторская деятельность занимает огромное место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в итоге которого происходит речевое и умственное развитие детей-дошкольников. Ребенок учится выделять существенные признаки предмета, устанавливать отношения между деталями, овладевает практическими знаниями и навыками[4].
Правильно сформировать и закрепить в процессе общения с ребенком-дошкольником эти связи – в первую очередь это очень важно для взрослого. Занятия по ««Lego» Technic» способствуют:
- развитию воображения и фантазии
- формированию пространственного, образного мышления
- развитию внимания, памяти, речи
- развитию познавательной, художественно-эстетической способностей
- самореализации собственных замыслов.
Занятия с ««Lego» Technic» способствуют:
- умению планировать и организовывать свою деятельность
- навыки коммуникации
- взаимодействие со сиблингами и другими взрослыми людьми
- умение рассказывать истории
- творческое и независимое мышление
- умение импровизировать
-умение вести переговоры
- знание и понимание окружающего мира
- концентрацию и настойчивость.
В следствие конструирования у дошкольников развиваются воображение и образное мышление, они учатся планировать свои действия в определенной последовательности. С помощью различных сборных моделей дошкольники познают физические свойства предметов, у них формируется практическое мышление, элементарные трудовые умения и навыки[8]. Дети старшего дошкольного возраста учатся анализировать ситуации, возникающие в ходе работы над моделями, мыслить конструктивно, и тем самым переходят на более высокую степень сотрудничества – умение отстаивать свою точку зрения и умения уступать в сложившейся ситуации.
Использование конструирования в условиях ДОО является актуальным в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, так как конструирование находится в образовательной области «Познавательное развитие» и интегрирует с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Конструирование является одной из основных составляющих успешности ребенка в дальнейшем обучении в школе.
Эффективное использование конструкторов ««Lego»» в образовательном процессе возможно при профессиональном управлении педагога деятельностью детей. Испытав заинтересованность к предложенной деятельности с конструктором ««Lego»» ребенок будет активным и проявит свои творческие способности, будет действовать в команде в сотрудничестве и научится брать на себя ответственность.
III. Предварительная работа: проведение диагностики и анализ результатов
Сознавая важность формирования у детей подготовительной группы умения работать с конструкторами, нами была разработана и внедрена в практику работы детского сада Программа кружка по конструированию.
Прежде всего, нами была проведена работа по диагностике уровня сформированности таких умений. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста МБДОУ № 3 комбинированного вида п.г.т. Уруссу в количестве 25 человек.
Проанализировав результаты, мы увидели, что у детей снижены показатели логического мышления, они не достаточно быстро понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельной индукции и дедукции, недостаточно точно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.
Коллеги - воспитатели и администрация ДОО оказали нам необходимое содействие и в проведении данного исследования, и в организации предметно-развивающей среды (оформлении уголка «Лего-дом»), и в организации работы кружка по конструированию в подготовительной группе. Перед началом тестирования была установлена комфортная атмосфера и созданная у детей, участвующих в исследовании мотивация для того, чтобы снизить вероятность искажения результатов. Диагностика была проведена в групповой форме.
Исследование проходило поэтапно. Был выбран и подготовлен диагностический материал и проведена диагностика испытуемых по представленным методикам.
На основании полученных выводов по теоретическому исследованию проблемы, разработана и применена программа кружка по конструированию.
После реализации программы нами была повторно проведена диагностика детей по той же методике.
Затем были проведены анализ и интерпретация полученных данных, сделаны выводы исследования, разработаны рекомендации для воспитателей и родителей (см. Приложения).
Для диагностики уровня сформированности конструкторских умений старших дошкольников мы использовали методику «Выбор деятельности» Л.Н. Прохорова.
Цель: методика выявляет место детского исследования в предпочтениях ребенка-дошкольника. Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- игровая
- чтение книг
- детское экспериментирование
- труд в уголке природы
- изобразительная деятельность
- конструирование из разных материалов.
Все три выбора фиксируются цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу.
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
15-20 баллов - высокий уровень детской активности ребенка-дошкольника. Познавательное отношение у дошкольника к экспериментальной деятельности устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Делает обобщение и выводы.
10-15 баллов – средний уровень детской активности дошкольника. В большинстве случаев ребенок-дошкольник проявляет активный познавательный интерес к исследовательской активности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам.
5-10 баллов – низкий уровень детской активности. Редко проявляет познавательный интерес к исследовательской активности. Может увидеть проблему только с подсказки взрослого. Причины низкого уровня овладения дошкольником экспериментальной деятельностью: неустойчивый познавательный интерес; не всегда ребенок-дошкольник видит проблему; малоактивен в выдвижении идей; стремление к самостоятельности не выражено; пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Входная диагностика показала, что у испытуемых уровень активности соответственно следующий: высокий только у 8%, средний 40%, следовательно, данные дошкольники периодически проявляют исследовательский интерес к конструкторской деятельности. Ребенок видит проблему с небольшой подсказкой взрослого и высказывает предложения или с помощью воспитателя или родителя. Принимает участие при планировании конструкторской деятельности с «Lego»-конструирования совместно с педагогом. Могут формулировать обобщения и выводы, употребляя наводящие вопросы.
Низкий уровень наблюдается у 52% респондентов, следовательно, большинство детей имеют достаточно низкий уровень исследовательской активности, они редко проявляют познавательный интерес к конструкторской деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки воспитателя или родителя. Принимают участие в планировании «Lego»-конструирования с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для «Lego»-конструирования. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого. Причины низкого уровня овладения ребенком-дошкольником «Lego»-конструированием, нам видятся в неустойчивом познавательном интересе; не умения видеть задачу и проблему, малоактивности в выдвижении и формулировке идеи, отсутствие стремления к самостоятельности, использования доказательств с помощью взрослого.
После апробации программы с целью формирования навыков конструкторской деятельности в процессе «Lego»-конструирования, мы провели итоговую диагностику, которая показала: высокий уровень на 36 %, средний на 12 %, низкий снизился на 48 %, следовательно, испытуемые проявляют инициативу и креативность в решении поставленных задач. Умеют видеть проблему и активно высказывать предположения.
Анализ результатов входной и итоговой диагностик, показывают эффективность разработанной нами программы.
- Программа кружка по конструированию в подготовительной группе детского сада
Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений средствами Lego конструирования.
Задачи:
- совершенствовать деятельность взрослого и ребёнка-дошкольника, направленную на решение познавательных задач в процессе познания окружающего мира; учить видеть проблему;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать знания об окружающем мире; повысить уровень речевой активности.
Ожидаемые результаты:
- сформировано эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
- проявляется познавательный интерес к исследовательской деятельности, улучшение речевого развития;
- усвоены основы целостного видения окружающего мира.
Методологические основы программы: исследования Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконина, в которых особое внимание уделяется пониманию специфики когнитивных и познавательных процессов детей дошкольного возраста, формированию у них самосознания, в частности коммуникативно-социального взаимодействия, игр, и других видов когнитивно-познавательных процессов у детей. При создании программы учтены принципы и методы, описанные в трудах таких известных ученых, как Прохоров Л.Н., Балакшин Т.А., О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева.
Научная новизна программы состоит в комплексном использовании ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей навыков конструирования, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников в ДОО.
Практическая значимость программы заключается в том, что она может быть использована в образовательной деятельности детского сада. Представленные в исследовании материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в процессе работы по повышению эффективности данного процесса и развития личности дошкольников в целом.
Режим деятельности кружка: с сентября по май; занятия 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Формы работы с детьми: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Методы работы:
-словесный (рассказ, беседа, инструктаж),
-наглядный (демонстрация),
-репродуктивный (применение полученных знаний на практике),
-практический (конструирование),
-поисковый (поиск разных решений поставленных задач).
Приёмы:
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-задание по образцу (с использованием инструкции),
-творческое задание,
- работа со схемами,
- проект
В качестве примера приведена разработка занятия «Дом, в котором я живу» (см. Приложения).
Календарно-тематический план работы кружка по конструированию в подготовительной группе детского сада
Месяц | Занятие №, Тема | Цель/задачи | Форма проведения занятия |
Сентябрь | № 1 «Лего – дом и его правила» | Правил поведения в уголке «Лего – дом». Техника безопасности при работе с конструктором; -Знакомство с названиями деталей, -Упражнение «Разложи детали по местам» Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO; -Упражнение «Таинственный мешочек» Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. | Групповая |
Октябрь | № 2 «Построим Лего – дом вместе!» | -Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки; - Учить работать в парах; - Развивать творческую инициативу | В парах |
№ 3 «Лего – лужайка» | - Познакомить с пластинами-основаниями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей, - Закреплять умение работать по схеме, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику, - Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание. | Подгрупповая | |
№ 4 «Разный, разный Лего – дом!» | -Познакомить с архитектурой домов в разные годы, - Обсудить строительные материалы для постройки домов, - Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши, - Учить строить домики разной величины и длины, -Развивать способность анализировать, делать выводы. | В парах | |
Ноябрь | № 5 «Лего – Беседка» | - Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). - Учить строить беседку. | Подгрупповая |
№ 6 «Сказочная избушка» | - Продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику рук, - Развивать внимание, усидчивость. - Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок. | Подгрупповая | |
№ 7 Конструирование по замыслу | - Закреплять полученные навыки в творческой деятельности, - Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, -Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | Индивидуальная | |
№ 8 «Братья наши меньшие» (собака, кошка) | - Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей, - Учить конструировать животных по образцу и схеме, - Учить работать парами | В парах | |
Декабрь | № 9 Конструирование по замыслу | - Закреплять полученные навыки, -Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, -Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | В подгруппах |
№ 10 «Лесная красавица» | -Познакомить с традициями празднования Нового года в России, - Закрепить знание о хвойных деревьях, - Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки, | Групповая | |
№ 11 «Дед Мороз и Снегурочка» | - Продолжать знакомить с символами Нового года в России, - Учить строить Деда Мороза и Снегурочку из конструктора LEGO –, -Создать праздничное, предновогоднее настроение | Групповая | |
Январь | № 12 «Катера и пароходы» | - Закреплять знания о водном транспорте - Учить выделять в постройке ее функциональные части(борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы), -Совершенствовать умение анализировать образец, выделять в нём существенные части, -Расширять словарный запас детей понятиями: «водный, речной, морской транспорт) | В парах |
№ 13 Качели - карусели) | - Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу. | В парах | |
№ 14 «Дядя Стёпа - постовой» | - Закреплять знания о светофоре, - Познакомить с профессией «Регулировщик», -Развивать творческую инициативу и самостоятельность | В подгруппах | |
Февраль | № 15 «Самолет, самолёт, забери меня в полёт!» | - Закреплять знания о воздушном транспорте, - Познакомить с профессией летчика, - Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO | Подгрупповая |
№ 16 «Золотая рыбка» | - Познакомить с обитателями аквариума, - Учить конструировать аквариум, - Учить конструировать рыб из конструктора LEGO - Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук, - Развивать усидчивость. | Подгрупповая | |
№ 17 «Подарок папе» | - Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, - Рассказать о защитниках нашего Отечества - Воспитывать патриотизм и любовь к Родине, - Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину. | Индивидуальная | |
№ 18 «Бабочка» | - Закрепить знания о насекомых, - Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок, - Учить конструировать симметричный рисунок. | Индивидуальная | |
Март | № 19 «Подарок для мамы» | -Познакомить с историей возникновения Международного женского дня, - Воспитывать любовь и уважение к женщинам, - Учить конструировать по условиям | Индивидуальная |
№ 20 Конструирование по замыслу | -Закреплять полученные навыки, - Учит заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Индивидуальная | |
№ 21 «Моя улица» | - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления | Групповая | |
№ 22 «Животные на ферме» | -Закреплять знания о домашних животных; - Учить анализировать образец, выделять основные части животных; - Развивать конструктивное воображение детей. | Групповая | |
Апрель | № 23 «Дом, в котором я живу» | - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов; -учить самостоятельному конструированию модели дома; -закрепить знания о строении дома; - знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО | Групповая |
№ 24 «Космическая ракета к взлету готова» | - Познакомить с первым космонавтом нашей страны, - Познакомить с профессией космонавта, - Рассказать о космосе и о планетах, - Учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме. | Групповая | |
№ 25 Конструирование по замыслу « Азбука безопасности» | - повторить правила дорожного движения; - закрепить умение строить разные виды городского транспорта; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность | Подгрупповая | |
№ 26 «Пожарная часть» | - Рассказать о профессии пожарного, - Учит строить пожарную машину и пожарную часть, - Выучить телефон пожарной части, - Проговорить правила поведения при пожаре. | Групповая | |
Май | № 27 Коллективный проект «Парад Победы» | - Познакомить с историей праздника 9 мая, - Учить конструировать военные машины по схеме, - Конструирование площади для парада по условиям, - Закреплять умение работать в команде, - Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны. | Групповая |
№ 28 Заключительное занятие. | - Подведение итогов за учебный год | Групповая |
Список использованной литературы
1.Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С. Белкин – М.: Академия, 2014.- 231с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие детском возрасте. Собр. Соч. / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 2011. – 395 с.
3. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребёнка. / Гальперин, П. Я. - М. 2012.-213с.
4. Комарова, Л.Е. Строим из «Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора «Lego») / Л.Е.Комарова -М.: Эксмо, 2016.-221с.
5. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В. Куцакова -М.: Мозаика-Синтез, 2015.-311с.
6. Конструирование и моделирование в детском саду / под ред. О. Обручева -М.: Эксмо, 2017.-213с.
7. Конструкторская деятельность в детском саду / под ред. О. Обручева -М.: Эксмо, 2016.-230с.
8. Савенков, А. И. Конструкторская деятельность дома и в детском саду. / А.И. Савенков. – Екатеринбург: У – Фактория, 2014.-98с.
9. Сорокина, А.И. Конструирование в детском саду / А.И. Сорокина, А.И. – М.: Учпедгиз, 2010. – 176 с.
10. Тесты для дошколят. / под. ред. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Я.,
11. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду / Е.В. Фешина - М.: ТЦ Сфера, 2017.-114с.
Приложение 1
Конспект занятия по конструированию
«Дом, в котором я живу» (№ 1)
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением домов разного вида; беседа на тему: «В каком доме ты живешь?»; чтение художественной литературы: Ю.Мориц «Домик с трубой»; Б.Житков «Белый домик»; Г. Ладонщиков «Звездочка»; выставка рисунков «Дом, в котором я живу».
Цель: формировать представление о строении дома, его назначении;
Задачи:
Образовательные:
1.ввести термин «архитектура»;
2.знакомить детей с современной архитектурой;
3.закреплять умение работать по схемам;
4.учить анализировать архитектурное здание
Развивающие:
1.развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструктоские навыки;
2.развивать эмоциональную сферу у детей.
Воспитательные:
1.воспитывать трудолюбие;
2.воспитывать коммуникативные способности.
Образовательные области: познание, коммуникация, труд, здоровье.
Методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца, анализ образца, игра, чтение, моделирование, проблемный вопрос.
Оборудование и материалы
Демонстрационные: фотографии, иллюстрации домов, образцы готовых домов (2 шт.).
Раздаточные: фотография своего дома, схема, заготовка дома из бумаги, клей, кисть, клеенка, тряпочка, цветная бумага, шаблон двери и окна.
Место проведения: группа.
Посадка детей: столы расставлены буквой П или рядами.
Ход занятия
- Оргмомент
В.: Ребята отгадайте загадку.
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
Никого нет краше, никого нет выше,
Облака ночуют на огромной крыше.
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
А к полночи стих и замер, смотрит темными глазами.
Городские великаны прячут жителей в карманы.
В.: Что же это?
Д.: многоэтажный дом.
- Основная часть
Сюрпризный момент. Появление Кота ученого.
К.у.: Здравствуйте, ребята!
Д.: Здравствуйте!
К.у.: Ребята, я Кот ученого и много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего края. И сегодня мы с вами отправимся на стройплощадку и будем строить дома. Вы согласны?
Д.: Да.
Дети садятся за столы.
В.: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Архитектура это то, что нас окружает, и она бывает разная:
- жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания — заводы, фабрики;
- сады, парки, городские скверы и бульвары.бассейны, фонтаны;
- создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов.
А придумывает все архитектурные сооружения — архитектор. Он придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Вот мы сегодня будем строителями и будем строить свои дома. Нам их придумывать не надо, а просто нужно построить из имеющихся материалов.
В.: Сколько этажей может быть у домов?
Ответы детей.
В.: Давайте рассмотрим ваши дома. Из чего сделан дом? Сколько этажей? Сколько подъездов? Какая крыша?
Дети по очереди отвечают.
Показ способов действий
В.: У вас есть развертка дома, у всех разные. Вам нужно согнуть по пунктирным линиям развертку и проклеить ее. Также мы поступаем с разверткой крыши. Пока наши детали будут сохнуть, берем желтую бумагу и разрезаем по линиям. Это будут окошки. Далее берем шаблон двери и обводим его на коричневой бумаге и вырезаем. Приклеиваем крышу к основанию. Приклеиваем окошки, смотря на фотографию. Между окошками не забывайте оставлять пространство. Приклеиваем внизу дверь.
Физкультминутка
Динь-дон, динь-дон, | Постукивание кулачок об кулачок |
Гномы строят новый дом |
|
Красят стену, крышу, пол | Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью |
Прибирают все кругом. | Имитированные движения подметание пола |
Мы к ним в гости придем | Шаг на месте |
И подарки принесем. | Имитация вручение подарков |
На пол мягкую дорожку, | Как-будто расстилают дорожку |
Расстелив ее к порожку. |
|
Две подушки на диван, | Руки прислонить к щеке, как-будто спят |
Меду липового жбан. | Погладить живот |
Практическая работа
Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости.
Анализ работ
III. Итог
В.: Ребята, какое новое слово вы сегодня узнали?
Д.: Архитектура.
В.: Какая бывает архитектура? жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал, промышленные здания — заводы, фабрики; сады, парки, городские скверы и бульвары, бассейны, фонтаны; новые города и поселки, реконструкция старых городских районов.
Дети отвечают с помощью воспитателя.
В.: Что мы сегодня с вами строили?
Д.: Свои дома.
В.: Вам понравилось быть строителями?
Д.: Да В.: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились
Приложение 2
Конспект консультаций для родителей детей старшей группы на тему «Конструктивная деятельность и её значение»
Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нём также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ её решения. При этом особенно важным является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей).
В конструировании у детей развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и его оформлении – простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко – красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества.
Виды конструирования
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов ( деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному – конструирование из природного и бросового ( использованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью, корабль с палубой, кормой, штурвалом.
Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, на участке. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты»), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения.
Использование крупногабаритных мягких модулей наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований, соответствующие их росту.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Тематика очень разнообразна: «Пригласительный билет», «Записная книжка», «Дом», «Будка для собаки», «Транспорт», « Мебель», Животные».
Приложение 3
Описание наглядной информации для родителей
(информационный стенд)
Занимательные игры и упражнения по конструированию
«Выкладывание фигур» Детям предлагают схемы уменьшенного размера и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»
«Найди лишнее» На карте изображены ряды геометрических фигур. Ребенку предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.
«На что похоже?» Взрослый поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар – колобок, солнышко, лицо, воздушный шар, берет и т.д.
«Конструируем из палочек» Ребенку дают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, цветок, ваза) и просят выложить изображение этих предметов палочками.
«Построй по модели» Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана ,надо догадаться. Предложите ребенку соорудить постройки по этим моделям.
«Накладываем детали» Ребенку дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой – строительные детали, которые следует отобрать для решения данной задачи. Цель задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания взрослый уточняет, какие детали использует ребенок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация гендерного подхода в системе дошкольного образования.
Реализация гендерного подхода в ДОУ...
Статья на тему: «Инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования»
В статье описываются возможжные инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования...
Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования.
Личностно-ориентированный подход воспитания детей подрозумевает под собой отношение к каждому ребенку как к личности....
ИКТ в системе современного образования
ИКТ в образовании осваиваются:•при решении задач•как дополнительное образование•как воспитательная работа...
Роль физической культуры в системе современного образования
Роль физической культуры в системе современного образования...
Доклад «Роль физической культуры в системе современного образования»
Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы дошкольник вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был д...
«Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в системе современного образования»
Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздей...