Новые технологии физического воспитания в системе дошкольного образования
статья по физкультуре по теме
Знакомство с новой здоровьесберегающей технологией "Психофизическая тренировка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_tehnologii_fizicheskogo_vospitaniya_v_sisteme_doshkolnogo_obrazovaniya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые технологии физического воспитания в системе дошкольного образования
В направлении формирования культуры здоровья личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей разработана программа «Психофизическая тренировка», включающая в себя адаптированный для детского возраста теоретический раздел и цикл практических занятий, состоящий из динамических, статических и релаксационных упражнений. В ходе ее реализации у детей подготовительной группы детского сада: улучшается состояние вегетативной нервной системы; гармонизируется эмоциональная сфера; повышается устойчивость сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам; улучшаются показатели умственной работоспособности, крупной и мелкой моторики; возрастает мотивация к будущей школьной деятельности.
Одной из причин затруднения адаптации детей к обучению в школе является несформированность механизмов самоорганизации деятельности, которая ведет к возникновению психологического и физического перенапряжения, снижению работоспособности, школьной дезадаптации.
Нам предлагаюм уникальный способ использования программы «Психофизическая тренировка» в комплексном развитии школьно-значимых функций и успешной адаптации детей 6-7 лет к школе. Данная программа, с медицинской точки зрения, прежде всего, ориентирована на гармонизацию эмоционально-вегетативной сферы детей.
Исследование состояния здоровья старших дошкольников показывает, что у 89 % из них отмечаются те или иные проявления вегетативной дизрегуляции: частые головные боли, головокружения, непереносимость транспорта и душных помещений, боли в области сердца, сердцебиения в покое или при незначительной физической нагрузке, нарушения сна, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность. Вегетативная дизрегуляция не только снижает качество жизни ребенка, но и в последующем значительно затрудняет его адаптацию к школе. Поэтому в основу предлагаемой программы психофизической тренировки положено практическое занятие, которое направлено на тренировку вегетативной нервной системы. Его структура представлена тремя последовательными этапами:
1.Динамические упражнения аэробного характера.
2.Мышечное напряжение с последующим расслаблением в форме определенных статических поз.
3.Сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.
Занятия начинаются с динамических упражнений аэробного характера, которые:
мягко тренируют симпатический отдел вегетативной нервной системы;
восполняют дефицит двигательной активности;
повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
обеспечивают развитие мышечно-кинестетического чувства, умения управлять своим телом, способности объединять простые движения в сложную двигательную композицию;
формируют динамическое равновесие, улучшают ориентировку в пространстве;
способствуют выходу всех негативных эмоций.
Учитывая возрастные особенности развития данных детей, в динамической части занятий используются несложные по форме упражнения. Аэробную композицию составляют из 5-7 упражнений, которые циклично повторяются 6-8 раз, что создает условия для облегчения их разучивания. Суммарная физическая нагрузка – малая и средняя, сопровождается учащением пульса на пике до 120-140 ударов в минуту. Продолжительность данной части занятий составляет 10-15 минут.
Следующим этапом занятий является смена мышечного напряжения и расслабления в форме определенных статических поз. Особенность упражнений данного этапа – фиксация тела в одном определенном положении в течение 2-3 секунд. Дыхание во время выполнения упражнений ровное, спокойное, без задержек. Степень развиваемого статического усилия – малая.
Основные задачи статической части:
нормализация деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы;
улучшение мозгового кровообращения;
тренировка активного внимания, равновесия, координации;
укрепление мышечного корсета;
формирование положительного эмоционального фона, способствующего появлению эмоций радости и ощущения общего спокойствия;
развитие таких важных психических качеств, как выдержанность, целеустремленность, умение организовывать свою деятельность в условиях ограниченного пространства.
В ходе занятия детям предлагается выполнить 5-7 несложных статических упражнений в течение 10 минут на фоне музыкальной мелодии, характеризующейся средним диапазоном громкости звучания, средним по высоте регистрами, спокойными мелодическими сочетаниями.
Воспитатель, используя простые словесные объяснения, демонстрирует технику выполнения всех движений, выделяет их основное, ведущее звено. Фазе вдоха соответствует момент наименьшего усилия, а фазе выдоха – момент наибольшего физического напряжения в выполняемом упражнении. Используются словесные оценки, имеющие существенное значение для выработки правильной самооценки и самоконтроля ребенка, являющиеся эффективным средством поддержания его интереса к выполнению физического упражнения.
Заключительная часть занятий – сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации. Для достижения релаксационного состояния используется особое музыкальное сопровождение в виде классических музыкальных произведений в медленном темпе, с элементами «экологической музыки» – шум дождя, шелест листвы, плеск волн, крик чаек, пение птиц. На фоне этой музыки звучат слова автора технологии (Н.Н. Нежкиной), которые помогают детям полностью расслабиться и содержат универсальные блоки формул, закрепляющие положительный регуляторный эффект психофизической тренировки. Ключевые формулы сеанса для детей дошкольного возраста характеризуются простотой, понятным содержанием и направлены на общее успокоение, улучшение настроения, гармонизацию эмоционально-вегетативной сферы детей.
Программа психофизической тренировки содержит обширный теоретический блок, включающий темы занятий: «Из детского сада в школу», «Мое настроение», «Взаимосвязь настроения и здоровья», «Психофизическая тренировка – способ улучшения настроения и самочувствия», «В школу с хорошим настроением» и др. На теоретических занятиях дети оценивают свое настроение, узнают о способах его изменения, знакомятся с основными частями практического занятия психофизической тренировки. Структура и содержание теоретических и практических занятий психофизической тренировки направлены не только на укрепление здоровья и физического развитие, но и на формирование у ребенка ежедневных практических навыков организации деятельности – понимание инструкции и умение действовать по инструкции, вносить коррекцию по ходу деятельности, работать без отвлечений. Занятия психофизической тренировкой способствуют развитию таких учебноважных качеств, как планирование, контроль, оценка собственной деятельности, организация рабочего пространства, терпение, а также самооценка собственного самочувствия, настроения и их коррекция. Будущий первоклассник приобретает на занятиях по психофизической тренировке ежедневные умения переключаться от активности к расслаблению, чередовать виды деятельности, сдерживать импульсивные эмоции и влечения, ориентироваться на отдаленный результат процесса обучения в школе.
Поскольку состояние вегетативной нервной системы находится в тесной взаимосвязи с настроением детей, очень важно их научить самодиагностике собственного настроения. Для этого можно использовать цветограммы или фигурки, изображающие хорошее и плохое настроение.
Следует отметить, что реализация программы «Психофизическая тренировка» возможна только при интеграции деятельности воспитателя, психолога и медицинского работника дошкольного образовательного учреждения. Психолог дошкольного образовательного учреждения оценивает состояние эмоциональной сферы детей, используя цветовой тест Люшера, тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки. Медицинский работник не только распределяет детей на медицинские группы для занятий физической культурой, определяет индивидуальную величину физической нагрузки, но и совместно с воспитателями и родителями проводит динамическую скринингоценку состояния вегетативной нервной системы, используя специальную анкету-опросник для выявления признаков вегетативных изменений (А.М. Вейн, 1981). Уменьшение набранных баллов при анкетировании в динамике свидетельствует об улучшении функционирования вегетативной нервной системы.
Разработка программы психофизической тренировки проводится в условиях экспериментальной деятельности МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 11 «Капелька» г. Протвино Московской области под руководством профессора кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании Института развития образования Ивановской области, доктором медицинских наук Н.Н. Нежкиной.
Проведенные исследования показали, что использование психофизической тренировки в процессе физического воспитания старших дошкольников: улучшает состояние вегетативной нервной системы; гармонизирует эмоциональную сферу, стабильно повышая настроение и обеспечивая снижение уровня тревожности; увеличивает устойчивость сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам; способствует повышению умственной работоспособности детей; улучшает показатели крупной и мелкой моторики; повышает мотивацию к будущей школьной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание в системе дошкольного образования
Вопросу трудового воспитания дошкольников порой незаслуженно уделяется так мало места в общеобразовательных программах. Хотя по ФГОС ДО развитие трудовых интересов - это чуть ли не первостепенная зада...
Гражданско-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. ...
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье говорится о социальном партнёрстве по физическому воспитанию в системе дошкольного образования, в свете федерального стандарта, основанном на равном сотрудничестве всех его участников – родит...
Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"
Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...
«Технология интеллектуального картирования в системе дошкольного образования»
В моем понимании воспитатель - это человек, помогающий детям прожить детство так, чтобы оно осталось в его памяти самым светлым воспоминанием из его жизни. Воспитателя можно назвать «второй мамо...
Статья на тему: "Значимость физического воспитания в системе дошкольного образования"
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым и всесторонне развитым. Данная статья рассказывает о значение и месте физического воспитания дошкольника во всей системе дошкольного образ...
Комментарии
Новые технологии физического воспитания в системе дошкольного об