Технология проектирования
методическая разработка по физкультуре
Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. Стержнем технологии проектирования является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.
Основной целью проектирования в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи проектирования:
- развивать познавательный интерес детей;
- умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- восполнять недостающие знания и обретать умения;
- развивать критическое мышление;
- стимулировать стремление ребёнка к постоянному углублению в проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. Стержнем технологии проектирования является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.
Основной целью проектирования в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи проектирования:
- развивать познавательный интерес детей;
- умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- восполнять недостающие знания и обретать умения;
- развивать критическое мышление;
- стимулировать стремление ребёнка к постоянному углублению в проблему.
Особенности проектирования:
- Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
- Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
- Проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.
Используя технологию проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку-дошкольнику осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
Цели проектирования компетентности дошкольников включают в себя:
- Передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;
- Развитие способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;
- Создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, т.е. формирование субъекта своего социального, интеллектуального, физического, личностного развития.
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает варианты типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
1 . По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Механизм проектирования в ДОУ (Евдокимова Е.С.)
1 этап – этап подготовки проекта.
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:
- определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,
- разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта;
- определяют прогнозируемый результат;
- обсуждают проект с родителями;
- выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
- определяют содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т.д.
Разработка проектов
Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.
Роль педагога
Технология дает возможность реализовать функции педагога как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.
Развитие мотивации
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те, или иные явления.
Организация предметно-познавательного пространства группы (автономно оборудованной детской библио-аудио-видеотеки)
Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.
Совместная деятельность
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность педагога и ребенка над проектом:
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями. Возможны следующие формы коллективной деятельности взрослых и детей: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная.
Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальной и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте, стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).
Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
Контроль и оценка деятельности дошкольников
Контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над проблемой. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
Результаты проектирования:
1. Полученный продукт.
Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей, праздник и т.д.
2. Культурное развитие ребенка.
Дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.
3. Развитие взаимоотношений ребенка с педагогами.
В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог также создаст культурное поле в самой его личности. В этом поле больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к Миру взрослых и безопасности.
4. Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры.
Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
Дошкольные годы – важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности. Педагоги, проектируя развитие дошкольника, должны уделять внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной жизни, но и обучению его через проблематизацию, совместный поиск решений, моделирование гуманитарных и естественнонаучных отношений; предоставление ему возможности самостоятельного овладения нормами культуры.
Алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей
Этапы | Задачи | Деятельность творческой группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение темы, проблемы. Выбор группы участников | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы) |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение, консультация. |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценки | Наблюдение. |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Матрица проекта
1.Название проекта:____________________________________________________________
2.Проблема:__________________________________________________________________
4.Цель:_______________________________________________________________________
5.Задачи:_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.Вид проекта:________________________________________________________________
7.Состав участников:__________________________________________________________
8. Сроки реализации проекта:___________________________________________________
9.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:_____________________________________________________________________
I этап. Подготовительный
_____________________________________________________________________________
II этап. Реализация проекта.
Образовательная область | Содержание | Сроки |
III этап. Итоговые мероприятия. Презентация проекта.
IY этап. Результаты проект. (Оформление паспорта проекта)
Список использованной литературы:
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», «Мозайка синтез» М., 2010г.
- В.А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников», «Центр педагогического образования», М., 2012
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006г.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010г.
- Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010г.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод
проектов в ДОУ. С-Пб., Детство-пресс, 2013г.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. С-Пб., Детство- пресс 2011г.
Метод проектов, обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но главным образом в сфере социальной:
1) необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей
Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей из опыта работы воспитателя И.А. Румянцевой...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Современные требования к учебно-воспитательному процессу в дошкольном учреждении предполагают внедрение в него новых технологий. Любая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическ...
Технология проектирования "Детский мультфильм"
Проект создания детского мультфильма. Материал дает возможность:- познакомить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с миром мультипликации;- профессиями, связанными с созданием...
Конспект НОД к семинару на тему: «Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности дошкольников».
Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана, прогнозированию результата, совместному анал...
Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников
Представлен опыт работы и презентация по использованию технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников, итоги работы по трем экологическим проектам....
Доклад "Развитие познавательных и творческих способностей через технологию проектирования"
В докладе я постаралась раскрыть все этапы работы, которые осуществлялись с начала изучения и внедрения в работу проектной деятельности....
Технологии проектирования в логопедии. Непосредственно - образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи. Подготовительная группа "Дифференциация звуков [Р] - [Л]".
НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Технологии проектирования: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Лексическая тем...