«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
материал по физкультуре
«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Для ребенка этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В тоже время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
И поэтому очень важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом
Нормативно – правовой и документальной основой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, на ступени дошкольного образования являются:
- Закон Российской федерации «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- СанПиН 2.4.1.3049-13
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_i_zdoroveformirovanie_v_usloviya_dou_po_fgos_sdat.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 комбинированного вида»
683902, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Маршала Блюхера, 37/1 тел.22-94-36, 22-94-37
e-mail: mdou-03@pkgo.ru
ДОКЛАД
«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила: Инструктор по физической культуре
Груздеева Татьяна Сергеевна
Петропавловск – Камчатский 2020 г.
«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Для ребенка этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В тоже время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
И поэтому очень важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом
Нормативно – правовой и документальной основой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, на ступени дошкольного образования являются:
- Закон Российской федерации «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- СанПиН 2.4.1.3049-13
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, одной из первых стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
В конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.
Большую роль в решении задач играют здоровьесберегающие технологии. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» дискуссионно, и у разных авторов встречаются разные трактовки.
Никита Константинович Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Вот одно из определений здоровьесберегающих технологий - это программы и методы, направленные на воспитание у воспитанников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представлений о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровомуобразу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Рассмотрим одну из классификаций здоровьесберегающих технологий:
1.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):
Физическое развитие является одним из ведущих компонентов деятельности детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому так важно привить интерес к физкультуре и спорту.
Компоненты ФОТ:
- утренняя гимнастика (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)
- подвижные игры
- физкультминутки (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз)
- двигательный режим (с учетом возрастных особенностей)
- оздоровительный режим (с учетом индивидуальных особенностей)
- закаливание («тропа здоровья», длительные прогулки на свежем воздухе)
- спортивные праздники и развлечения (в том числе и на улице)
- Дни здоровья (с вовлечением родителей ребенка)
- квалифицированная работа персонала детского сада в процессе физического воспитания
- создание условий в группе и на улице для занятий физкультурой (оборудованные спортивным инвентарем и тренажерами детская площадка, спортивный зал, спортивный уголок в группе)
- консультации для родителей (требования к развитию движений ребенка в домашних условиях)
Благодаря этим мероприятиям решаются следующие задачи: профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, происходит развитие двигательной активности и физической выносливости, а также закладываются основы культуры, формирующие здоровый образ жизни.
А сейчас у кого под стулом находится мячик, выходят к доске.
Вам предлагается пройти тест по физическому развитию
2.Медико-профилактические технологии (МПТ)
Компоненты МПТ:
- рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)
- режим дня
- соблюдение длительности занятий (с учетом возрастных особенностей)
- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня
- мониторинг здоровья ( проф.осмотры специалистами)
- контроль в обеспечении норм СанПина
- здоровьесберегающая среда в ДОУ
- массаж, самомассаж
- создание атмосферы психологического комфорта ( игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия)
- работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей (информация на стендах, стенгазеты агитирующие к здоровому образу жизни)
- просветительская и методическая работа с воспитателями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (лекции, семинары, круглые столы, обеспечение научно-методической литературой)
Как уже говорилось выше, период дошкольного детства – это особо важная пора в жизни человека, когда закладываются основы гармоничного развития личности. Личностное развитие основывается на крепком физическом здоровье и психологическом комфорте ребенка. Именно это единство побуждает формировать целостную систему работы по улучшению и сохранению физического состояния и здоровья в целом.
Таким образом, только комплексное использование всех средств помогут решить задачу по оздоровлению детей и укреплению их организма.
Воспитатель играет немаловажную роль в воспитании детей. От нас зависит очень многое, и, даже здоровье детей - в наших руках! Мы должны, использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.
Существуют Десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
В заключении хотелось бы сказать, В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
требования к условиям реализации в соответствии с ФГОС ДО
консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»
Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...
Консультация на тему «Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника в условиях ДОУ».
В консультации говорится о здоровьесберегающих технологиях как о средствах обеспечения физического, психологического и социального благополучия ребенка. Затрагиваются вопросы просвещения р...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО »
Задачи:• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;•Совершенствовать практические навыки профессиональ...
Отчет по самообразованию по теме: «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Презентация проекта очета по самообразованию....
Семинар -практикум: « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов посредством знакомства с современной технологией работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика».Задачи:1.Сформировать предст...
Презентация к семинару-практикуму « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Задачи:1.Сформировать представление у педагогов о современной технологии работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика» в условиях ДОУ.2. Познакомить педагогов с возможностями...