Консультация на тему «Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника в условиях ДОУ».
консультация на тему
В консультации говорится о здоровьесберегающих технологиях как о средствах обеспечения физического, психологического и социального благополучия ребенка. Затрагиваются вопросы просвещения родителей по
здоровьесбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника в условиях ДОУ».
Первостепенной задачей ДОУ является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая. В связи с этим на систему образования в целом как на государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач ложиться и задача сохранения психо - физического и нравственного здоровья детей.
В современном законодательстве («Закон об образовании в РФ», «ФГОС ДО», и т.д.) образования по вопросам оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни придается большое значение
Целью вышесказанного является: Необходимость создания воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, его здоровьесбережению и здоровьеобогащению, а именно, создание современного здоровьесберегающего педагогического процесса ДОУ, процесса, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, средств и подходов к решению задач и возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы и методики по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Эти технологии занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении педагогов в условиях реализации ФГОС. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать в ДОУ:
- медико-профилактическая технология;
- физкультурно-оздоровительные технологии (технология сохранения и стимулирования здоровья);
- технология обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии;
- технология просвещения родителей по здоровьесбережению;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Сейчас я раскрою содержание некоторых форм и методик здоровьесберегающих технологий, которые могут использоваться в организации педагогического процесса.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского работника ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (иммунизация, чеснокотерапия, точечный массаж, полоскание горла водой комнатной температурой, щадящий режим в период адаптации, витаминотерапия);
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиНов.
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни.
Физкультурно-оздоровительные технологии (технология сохранения и стимулирования здоровья) направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания (солнце, воздух и вода).
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется не только инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, но и педагогами с помощью различных форм и методов, таких, как:
- Физкультурные занятия. Физкультминутки, динамические и релаксационные паузы во время занятий.
- Ритмопластика.
- Подвижные и спортивные игры.
- Упражнения для глаз, тела, лица, корригирующие упражнения (коррекция плоскостопия и осанки и т.д.).
- Солнечные ванны (в летний период).
- Прогулки: дневная, вечерняя.
- Ароматерапия.
- Гимнастика (утренняя, ритмическая, оздоровительная игровая, корригирующая, бодрящая, оздоровительная гимнастика после дневного сна, гимнастика для глаз, восточная …).
- Разные виды массажа и самомассаж.
- Закаливающие мероприятия.
Технология обучения здоровому образу жизни - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры (интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни) или культуры здоровья малышей. Цели этой технологии:
- становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,
-накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,
-обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Данные цели достигаются:
- Путем привития детям гигиенических навыков.
- Обучением простейшим навыкам оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах).
- Специально организованными занятиями оздоровительной физкультурой
- Массовыми оздоровительными мероприятиями («День здоровья» « Неделя здоровья»,..).
- Активным отдыхом (турпоходы, физ. и музыкальный досуг, спортивные праздники,….).
- Специально организованными занятиями о здоровом и правильном питании, о пользе лекарственных трав.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционной работы. Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую и психологическую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов коррекционной работы воспитателя, руководителя изостудии, музыкального руководителя, педагога-психолога и учителя-логопеда, через:
- коммуникативные игры;
- игры – релаксации;
- фонетическая ритмика;
- логопедический и оздоравливающий самомассаж;
- гимнастика (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, логоритмическая);
- арт-терапия (лечение искусством, творчеством);
- Психогимнастика;
- Цветотерапия;
- логоритмические упражнения и игры, в т.ч. и на развитие мелкой моторики;
- технологии музыкального воздействия – музыкотерапия;
- проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
- восточная гимнастика: хатха-йога;
- сказкотерапия и т.д.
Технология просвещения родителей по здоровьесбережению. Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы, такие как:
-открытые занятия с детьми для родителей;
- педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
-занятия с участием родителей;
-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
-Дни открытых дверей;
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;
-совместное создание предметно – развивающей среды;
-работа с родительским комитетом группы;
- анкетирование;
- наглядные стенды.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задачи этой деятельности:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
- Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Стабильная положительная динамика критериальных показателей здоровья детей (заболеваемость, группа здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность), а также создание устойчивой здровьесберегающей системы может свидетельствовать о результатах проводимой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Применение современных педагогических технологий при адаптации дошкольников к социальным условиям жизни"
В данном материале предоставлены сведения о проведенных мной мероприятиях на данную тему....
Консультация по теме: "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...
Консультация для педагогов "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"
Растим маленьких патриотов...
«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие...
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...
Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...
Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...