СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО »
методическая разработка по развитию речи

Дубина Виктория Александровна

Задачи:

• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

•Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.

Предварительная работа:

• просмотр методической литературы;

• изготовление каждой командой пособия по развитию речи детей (плоскостные и объемные модели, дидактические игры, игрушки);

• составление «презентации» для пособия;

• заучивание, повторение фольклорных произведений.

Форма проведения: «Педагогический экспресс». Деловая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_seminara-praktikuma_po_razvitiyu_rechi.docx59.5 КБ

Предварительный просмотр:

pict1696.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Вишенка» с.Красное»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Комсомольская, дом 11 «А», с.Красное

Симферопольский район, Республика Крым, Российская Федерация, 297522

e-mail: vishenka.duz@bk.ru

ТЕМА: «ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО »

                               Дата проведения: 26.10.2018

                     

с. Красное

Цель семинара-практикума:

         Повысить компетентность педагогов по вопросу речевого развития  

          детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО;

          Задачи:

• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

•Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.

Предварительная работа:

• просмотр методической литературы;

• изготовление каждой командой пособия по развитию речи детей (плоскостные и объемные модели, дидактические игры, игрушки);

• составление «презентации» для пособия;

• заучивание, повторение фольклорных произведений.

Форма проведения: «Педагогический экспресс». Деловая игра.

Ведущий: старший воспитатель Дубина В.А.

ХОД СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА

1 станция - Теоретическая – «Педагогическая библиотека»

1 задание: каждой команде нужно разгадать ребус, в котором зашифрованы слова по теме игры: речь, слово, язык, рассказ.

2 Задание: каждой команде составить 3 понятия (понятия «разрезаны» на части - в приложении)

1 Команда: речь, словарная работа, диалог;

2 Команда: развитие речи, формирование грамматического строя речи, монолог;

3 Команда: культура речи, связная речь, рассказ.

Ведущий: Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Наиболее важным для активного развития речи детей является ранний возраст детей. Уже со второго полугодия жизни ребенка у малыша развивается понимание слова, речи. Появляется элементарное неполное речевое общение, когда говорит взрослый, а ребенок отвечает только мимикой, жестом, движением, действием. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям взрослого. Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно к концу первого года. К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к 2-м годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. К трем

годам словарь ребенка возрастает до 1000 слов. Таким образом, именно ранний возраст является наиболее благоприятным для развития речи ребенка. А помочь ребенку в этом могут и должны и родители, и воспитатели. А для этого можно использовать самые различные формы работы, которым будут посвящены следующие задания и сообщения педагогов.

Сообщение воспитателя 1 младшей группы «Воспитание звуковой культуры речи» Парманкуловой Т.В.  Практические упражнения для участников семинара: проговаривание чистоговорок и скороговорок.

2 станция –Психолого – педагогическая консультация

3Задание: «решить задачи»:

1 команда: Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.

Вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?

Ответ: Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из - за несовершенства речедвигательного аппарата.

2 команда: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?

Автономная речь - употребляются облегченные слова (АВ – АВ, искаженные слова (МОКО – молоко, придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел).

Ответ: Если ребенок, увидев птицу, произносит: «ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать: «Да это птица – ГОЛУБИ» Т. е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.

Общее задание: Мы знаем, что у дошкольников ведущий вид деятельности, какой? (игра).  Какой метод для развития связной речи целесообразнее  использовать? Чтобы:

• Расширить его словарный запас.

• учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание и т.д

Ответ: речевые игры

 Сообщение из опыта работы  воспитателя средней группы Заскокиной Ю.М.  «Развитие связной речи с использованием речевых игр».

- презентация речевых игр для развития связной речи

4 Задание: по характеристике определить уровень развития речи ребенка

1 команда: высокий уровень речевого развития

Характеристика: Рома Ш. – возраст 3 года 1 месяц.

Звуковой строй речи. Ребенку недавно исполнилось 3 года, а он произносит все звуки чисто, включая «р».

Коммуникативные умения. Общается легко с детьми и взрослыми, быстро вступает в контакт.

Словарный запас довольно богат, присутствуют все части речи, кроме числительных и деепричастий. Много прилагательных, сложных слов, глагольных форм.

Связная речь. Рома любит слушать, когда ему читают и готов заниматься «чтением» круглые сутки. После чтения задает много вопросов, долго рассматривает иллюстрации. Быстро запоминает характерные речевые обороты из сказок, сравнения, эпитеты.

Детям в группе предлагает «почитать»: берет книгу со сказками и почти дословно пересказывает содержание, глядя на картинки. Передает интонации. Расказывает четко, почти последовательно, о случаях из жизни.

Грамматический строй речи. Пользуется словами сначала, а потом, предлогами в, на, за, у, под. Грамматических ошибок, характерных для трехлеток, в его речи почти нет, за исключением ошибок в окончаниях существительных родительного падежа множественного числа: пальтов, сапогов, туфлёв и при образовании повелительного наклонения глаголов: нажмай.

Интересны его словообразовательные интонации: приземлился (упал, удобрилась моя мама (то есть стала добрее, перестала сердиться, защитничал (защищал).

Любит рифмовать слова. Создает тексты с ритмом, рифмой, но без смысла.

Здоровается, прощается, благодарит, извиняется без напоминания. (Влияние «семейной» речи).

Родители занимаются развитием сына, много читают ребенку, беседуют, доверительно общаются. Рома много рисует, лепит, рассказывает о своих рисунках, поделках, пытается даже «писать», рисуя каракули, и просит их прочитать.

2 Команда: средний уровень речевого развития

Характеристика: Маша С. – возраст 3 года 3 месяца.

Коммуникативные умения. Девочка контактна, легко вступает в общение с взрослыми и детьми. По просьбе произносит с гордостью слова вежливости.

Звуковой строй речи. Соответствует норме: речь звучит смягченно, большинство согласных, кроме шипящих и свистящих произносит ясно, звуки «р», «рь» заменяет на «ль» с призвуком «рь» (физиологическая картавость).

Интонационный рисунок речи меняет, когда, например, говорит в игре за куклу – дочку и за ее маму, папу. Пытается (но недолго) говорить громче или тише, если ее попросят.

Темп речи средний, речевое дыхание достаточное для произнесения 2 – 3 слов, говорит на выдохе. Повторы слогов при попытке произнести новое слово специфичны для ее возраста.

Словарный запас. Маша правильно называет почти все предметные картинки, на которых изображены знакомые животные, посуда, игрушки, мебель, одежда.

В разговоре названия – существительные заменяет жестами нечасто, но прилагательных в ее речи очень мало. Вместо любых прилагательных она обычно использует слово такой. Глаголов, обозначающих действия, недостаточно, они заменяются жестами, движениями.

Грамматический строй. Маша пользуется предложениями из двух – четырех слов. Много ошибок в использовании глагольных форм, в родовых и падежных окончаниях имен существительных.

В речи присутствуют «собственные» грамматические формы, особенно при образовании повелительного наклонения: пей вместо пой, ляж вместо ложись.

Связная речь. Девочка умеет поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопрос 2 – 4 словами. Не может рассказать о том, что с ней случилось, зато договаривает за воспитателем фразы из песенок, потешек. Рассказывает небольшие стишки, знает песенки, любит создавать и повторять рифмы, не имеющие смысла, типа туся – нуся – куся.

Не любит слушать, когда читают, так как привыкла смотреть телевизор, то есть понимает смысл не на слуховой, а на наглядной основе.

3 Команда: низкий уровень речевого развития

Характеристика: Миша В. – возраст 3 года 2 месяца.

Коммуникативные умения. Миша малообщителен, серьезен, любит в одиночестве играть с машинками, кубиками, конструктором.

Благодарит, здоровается, прощается, но слова вежливости произносит неразборчиво.

Звуковой строй его речи можно охарактеризовать как возрастное физиологическое косноязычие, но характерно оно для двухлетки, а не для трехлетки.

Артикуляционный аппарат развит плохо, уздечка языка немного укорочена. Необходимо делать специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, растягивания уздечки. Видимо, на формирование мышц, необходимых для произношения звуков, влияет недостаточная речевая активность.

Словарный запас пассивный, позволяет ребенку понимать обращенную к нему речь. Активный запас слов явно недостаточен, особенно мало глаголов. Мальчик заменяет слова мимикой, жестами, затрудняется в назывании действий, предметов.

Прилагательных в речи мало.

Грамматический строй. Миша использует двухсловные и трехсловные предложения, при этом родовые окончания путает: моя мама, моя папа, моя нос, моя стул.

Падежные окончания плохо различимы, предлогов почти нет, но грамматические конструкции с предлогами понимает правильно.

Связная речь. Диалог поддерживает однословными ответами. Рассказывать сам не умеет, но с помощью взрослого, его подсказок и вопросов, сказку по картинкам воспроизвести может.

Общее задание для всех команд

Речевое развитие, вызывающее тревогу педагогов.

Характеристика: Аня С. – возраст 3 года 2 месяца.

Звуковой строй речи. Девочке уже 3 года, а она до сих пор пользуется облегченными словами: мако (молоко, ка – си (колбасы) .

Дома не считают, что автономная речь Ани – причина тревоги и пересмотра отношений с ребенком. «Она не совсем здорова и потому не догоняет детей», - считает мама девочки.

Большинства звуков ребенок не произносит; достаточных для трехлеток словарного запаса и грамматизации нет.

Свои просьбы и требования выражает преимущественно жестами, мимикой, требовательной, капризной интонацией. Иногда все – таки произносит простые предложения типа Аня… дай.

Коммуникативные умения. Девочка пытается общаться с детьми, играть вместе, но дети ее не понимают, и Аня быстро раздражается, обижает детей, бьет их или кусает.

Простые просьбы и инструкции понимает частично, причем после их повторения.

Слушать не любит, во время чтения текстов потешек, сказок отходит от воспитателя; иллюстрации, если они достаточно яркие, красочные, иногда рассматривает, но вопросов не задает и изображенное называет редко, иногда комментирует так: киса мяу, ав – ав, би – би, бух.

Вызывает опасения и ее здоровье: постоянные выделения из носа, частые болезни носоглотки и ушей, что, конечно, влияет на развитие речи.

Какие рекомендации можно дать родителям? (посоветовать родителям обратиться к отоларингологу и невропатологу)

Р. С. Впоследствии при обследовании врачами у Ани были обнаружены проблемы со слухом. Девочка переведена в специализированный детский сад и в настоящее время занимается по программе для слабослышащих детей.

3 станция - Педагогическая копилка

5 Задание:  Сообщение воспитателя старшей группы Геращенко Н.Ю. «Обучение детей рассказыванию по картине». Практическое задание для участников семинара по рассказыванию по картине.

6 Задание: Общее задание: показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.

7 Задание: Сообщение воспитателя из опыта работы воспитателя билингвальной разновозрастной группы Джемиловой Ш.Э. « Методика обучения пересказу»

8 Задание: работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием

1 команда:

• Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

(ответ: третья пословица)

• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»

(Ответ: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло»)

• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.

2 команда:

• Найдите пары пословиц:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)

• Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»

Ответ: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

• Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми

3 команда:

• Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:

Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)

Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)

Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)

Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит»).

Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)

• Закончите пословицы:

«Красна птица перьем, а человек… » (ученьем)

«Ученье – свет, а неученье… .» (тьма)

«Грамоте учиться – вперед… » (пригодиться)

«Ученье в счастье украшает, а в несчастье… » (утешает)

«Кто грамоте горазд – тому не … .» (пропасть)

• Вспомните пословицы о любви к матери, к Родине.

4 станция - Педагогический аукцион

9 Задание: перечислить все возможные формы взаимодействия с родителями по развитию речи детей.

5 станция – Пресс – Центр

  1. Обсуждение, составление графика открытых мероприятий по речевому развитию детей (домашнее задание):

1. «Знакомство детей с картинами русских художников». Описание картины. / Геращенко Н.Ю.

2. Маршрутная игра по развитию речи. / Заскокина Ю.М.

3.Литературная викторина./Лелеко Е.Л.

4. НОД по развитию звуковой культуры речи в 1 мл.гр./ Парманкулова Т.В.

5. НОД по пересказу произведений в средней группе / Джемилова Ш.Э.

2. Все команды по очереди вытягивают и отвечают на вопросы по итогам работы деловой игры.

Вопросы:

- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?

- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?

- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?

- Какой материал был наиболее интересен?

- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?

- Пожелания коллегам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Педагогический словарь

Развитие речи детей дошкольного возраста

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица.

Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации).

Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.

Рассказ – описание – текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

Рассказ – повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени.

Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.

Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

Дикция – внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.

Артикуляция – положение и движение органов речи (язык, губы, нижняя челюсть).

Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Скороговорка – ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.

Речевой слух – способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию.

Чтение воспитателя – дословная передача текста.

Рассказывание воспитателя - более свободная передача текста (допускаются сокращения текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.)

Беседа по произведению – комплексный прием, включающий в себя ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.

Театрализация художественных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) – разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал, рассказал воспитатель.

Игра - драматизация – дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, или свободный пересказ текста (сюжетно – ролевая игра) .

Театрализованное представление – представление, в котором участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, при этом использующие театральные атрибуты (костюмы, декорации, куклы, игрушки и т. д.)

"Разрезные" понятия - 3 - е задание

Связная речь – смысловое развернутое высказывание

(ряд логически сочетающихся предложений),

обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Диалог – разговор двух или нескольких

людей на тему,

связанную с какой – либо ситуацией.

Монолог – речь одного

собеседника, обращенная к слушателям.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.

Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая

функция; процесс общения людей между

собой посредством языка.

Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате

восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного

осознания явлений языка и речи.

Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение

пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) .

Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений) .

2 станция –Психолого – педагогическая консультация

3 Задание: «решить задачи»:

1 команда: Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.

Вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?

2 команда: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?

Автономная речь - употребляются облегченные слова (АВ – АВ, искаженные слова (МОКО – молоко, придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел).

Общее задание: Мы знаем, что у дошкольников ведущий вид деятельности, какой? (игра).  Какой метод для развития связной речи целесообразнее  использовать? Чтобы:

• Расширить его словарный запас.

• учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание и т.д

4 Задание: по характеристике определить уровень развития речи ребенка

1 команда: 

Характеристика: Рома Ш. – возраст 3 года 1 месяц.

Звуковой строй речи. Ребенку недавно исполнилось 3 года, а он произносит все звуки чисто, включая «р».

Коммуникативные умения. Общается легко с детьми и взрослыми, быстро вступает в контакт.

Словарный запас довольно богат, присутствуют все части речи, кроме числительных и деепричастий. Много прилагательных, сложных слов, глагольных форм.

Связная речь. Рома любит слушать, когда ему читают и готов заниматься «чтением» круглые сутки. После чтения задает много вопросов, долго рассматривает иллюстрации. Быстро запоминает характерные речевые обороты из сказок, сравнения, эпитеты.

Детям в группе предлагает «почитать»: берет книгу со сказками и почти дословно пересказывает содержание, глядя на картинки. Передает интонации. Расказывает четко, почти последовательно, о случаях из жизни.

Грамматический строй речи. Пользуется словами сначала, а потом, предлогами в, на, за, у, под. Грамматических ошибок, характерных для трехлеток, в его речи почти нет, за исключением ошибок в окончаниях существительных родительного падежа множественного числа: пальтов, сапогов, туфлёв и при образовании повелительного наклонения глаголов: нажмай.

Интересны его словообразовательные интонации: приземлился (упал, удобрилась моя мама (то есть стала добрее, перестала сердиться, защитничал (защищал).

Любит рифмовать слова. Создает тексты с ритмом, рифмой, но без смысла.

Здоровается, прощается, благодарит, извиняется без напоминания. (Влияние «семейной» речи).

Родители занимаются развитием сына, много читают ребенку, беседуют, доверительно общаются. Рома много рисует, лепит, рассказывает о своих рисунках, поделках, пытается даже «писать», рисуя каракули, и просит их прочитать.

2 Команда: 

Характеристика: Маша С. – возраст 3 года 3 месяца.

Коммуникативные умения. Девочка контактна, легко вступает в общение с взрослыми и детьми. По просьбе произносит с гордостью слова вежливости.

Звуковой строй речи. Соответствует норме: речь звучит смягченно, большинство согласных, кроме шипящих и свистящих произносит ясно, звуки «р», «рь» заменяет на «ль» с призвуком «рь» (физиологическая картавость).

Интонационный рисунок речи меняет, когда, например, говорит в игре за куклу – дочку и за ее маму, папу. Пытается (но недолго) говорить громче или тише, если ее попросят.

Темп речи средний, речевое дыхание достаточное для произнесения 2 – 3 слов, говорит на выдохе. Повторы слогов при попытке произнести новое слово специфичны для ее возраста.

Словарный запас. Маша правильно называет почти все предметные картинки, на которых изображены знакомые животные, посуда, игрушки, мебель, одежда.

В разговоре названия – существительные заменяет жестами нечасто, но прилагательных в ее речи очень мало. Вместо любых прилагательных она обычно использует слово такой. Глаголов, обозначающих действия, недостаточно, они заменяются жестами, движениями.

Грамматический строй. Маша пользуется предложениями из двух – четырех слов. Много ошибок в использовании глагольных форм, в родовых и падежных окончаниях имен существительных.

В речи присутствуют «собственные» грамматические формы, особенно при образовании повелительного наклонения: пей вместо пой, ляж вместо ложись.

Связная речь. Девочка умеет поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопрос 2 – 4 словами. Не может рассказать о том, что с ней случилось, зато договаривает за воспитателем фразы из песенок, потешек. Рассказывает небольшие стишки, знает песенки, любит создавать и повторять рифмы, не имеющие смысла, типа туся – нуся – куся.

Не любит слушать, когда читают, так как привыкла смотреть телевизор, то есть понимает смысл не на слуховой, а на наглядной основе.

3 Команда: 

Характеристика: Миша В. – возраст 3 года 2 месяца.

Коммуникативные умения. Миша малообщителен, серьезен, любит в одиночестве играть с машинками, кубиками, конструктором.

Благодарит, здоровается, прощается, но слова вежливости произносит неразборчиво.

Звуковой строй его речи можно охарактеризовать как возрастное физиологическое косноязычие, но характерно оно для двухлетки, а не для трехлетки.

Артикуляционный аппарат развит плохо, уздечка языка немного укорочена. Необходимо делать специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, растягивания уздечки. Видимо, на формирование мышц, необходимых для произношения звуков, влияет недостаточная речевая активность.

Словарный запас пассивный, позволяет ребенку понимать обращенную к нему речь. Активный запас слов явно недостаточен, особенно мало глаголов. Мальчик заменяет слова мимикой, жестами, затрудняется в назывании действий, предметов.

Прилагательных в речи мало.

Грамматический строй. Миша использует двухсловные и трехсловные предложения, при этом родовые окончания путает: моя мама, моя папа, моя нос, моя стул.

Падежные окончания плохо различимы, предлогов почти нет, но грамматические конструкции с предлогами понимает правильно.

Связная речь. Диалог поддерживает однословными ответами. Рассказывать сам не умеет, но с помощью взрослого, его подсказок и вопросов, сказку по картинкам воспроизвести может.

Общее задание для всех команд

Речевое развитие, вызывающее тревогу педагогов.

Характеристика: Аня С. – возраст 3 года 2 месяца.

Звуковой строй речи. Девочке уже 3 года, а она до сих пор пользуется облегченными словами: мако (молоко, ка – си (колбасы) .

Дома не считают, что автономная речь Ани – причина тревоги и пересмотра отношений с ребенком. «Она не совсем здорова и потому не догоняет детей», - считает мама девочки.

Большинства звуков ребенок не произносит; достаточных для трехлеток словарного запаса и грамматизации нет.

Свои просьбы и требования выражает преимущественно жестами, мимикой, требовательной, капризной интонацией. Иногда все – таки произносит простые предложения типа Аня… дай.

Коммуникативные умения. Девочка пытается общаться с детьми, играть вместе, но дети ее не понимают, и Аня быстро раздражается, обижает детей, бьет их или кусает.

Простые просьбы и инструкции понимает частично, причем после их повторения.

Слушать не любит, во время чтения текстов потешек, сказок отходит от воспитателя; иллюстрации, если они достаточно яркие, красочные, иногда рассматривает, но вопросов не задает и изображенное называет редко, иногда комментирует так: киса мяу, ав – ав, би – би, бух.

Вызывает опасения и ее здоровье: постоянные выделения из носа, частые болезни носоглотки и ушей, что, конечно, влияет на развитие речи.

Какие рекомендации можно дать родителям?

8 Задание: работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием

1 команда:

• Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

• Закончите пословицы:

«Красна птица перьем, а человек… »

«Ученье – свет, а неученье… .»

«Грамоте учиться – вперед… »

• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»

2  команда:

• Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:

Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)

Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)

Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)

Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит»).

Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)

• Закончите пословицы:

«Ученье в счастье украшает, а в несчастье… »

«Кто грамоте горазд – тому не … .»

• Вспомните пословицы о любви к матери, к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"

Конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...

Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях»

Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях» Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития дошкольников в условиях семьи и дошк...

Семинар-практикум "Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования".

Ход проведения семинара-практикума "Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"....

Семинар - практикум «Арт – методики для развития детей раннего возраста» в соответствии с образовательной программой "Теремок"

Цель.Познакомить педагогов с арт – методиками для развития малышей в соответствии с образовательной программой «Теремок»....

Семинар-практикум для педагогов "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум для педагогов "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...