Понятийный словарь по теме «Физическое развитие и здоровье дошкольников».
учебно-методический материал по физкультуре
Понятийный словарь по теме
«Физическое развитие и здоровье дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatiynyy_slovar_po_teme.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятийный словарь по теме
«Физическое развитие и здоровье дошкольников».
А
Адаптация – процесс приспособления (привыкания) организма при изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.
Анатомия человека – наука о форме, строении и развитии человеческого организма.
Анамнез – совокупность сведений (о здоровье, состоянии, жизни и др.) получаемых врачом, педагогом, психологом, путем опроса обследуемого
Анатомо-физиологические особенности – особенности строения и функционирования организма и их преобразование в процессе индивидуального развития с момента рождения ребёнка до достижения им взрослого состояния.
Б
Биологические активные точки – точки на определённых участках тела человека, обладающие рядом специфических особенностей.
Бодрствование – уровень активности мозга, достаточно высокий для активного взаимодействия организма с внешней средой – целенаправленного поведения.
Быстрота – как двигательное качество есть комплекс функциональных свойств, определяющих скоростные возможности человека.
В
Вестибулярный аппарат – орган чувств (часть внутреннего уха), воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве, а также направления движения (ускорения, вибрация).
Витамины – поступающие с пищей незаменимые вещества, необходимые для поддержания функций организма, (отсутствие или недостаток витаминов приводит к нарушениям обмена веществ и развитию гипо- или авитаминоза).
Возбуждение – 1. В психологии – психологическое состояние, выраженное усилением психологической и двигательной активности. 2. В физиологии – активный физиологический процесс, которым некоторые живые клетки отвечают на внешнее воздействие.
Возраст (возрастной период) – характеристика конкретной стадии (периода) биологического и социально-психологического развития личности.
Воспитание – в широком смысле слова – воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя. Воспитание физических качеств – педагогический процесс, направленный на развитие двигательных качеств.
Выносливость – способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объём работы за меньшее время.
Г
Гибкость – свойство опорно-двигательного аппарата, большая степень подвижности его звеньев друг относительно друга.
Гигиена личная – комплекс гигиенических правил, выполняемых в целях укрепления здоровья и обеспечения высокой работоспособности человека.
Гимнастика – система физических упражнений, составленная из различных комбинаций движений с регламентированной амплитудой, скоростью и темпом, а также дозированными мышечными напряжениями.
Гиподинамия – нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата вследствие снижения двигательной активности.
Д
Двигательная активность – деятельность, характерным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребёнка.
Двигательные качества – это задатки к качественному проявлению движений, которыми люди наделены от рождения (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, устойчивость равновесия и т.д ).
Движения непроизвольные – импульсные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания.
Движения произвольные – внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом.
Дыхательные упражнения – упражнения регулирующие глубину и частоту дыхания.
З
Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды посредством систематических дозированных физических нагрузок, а также воздействие солнца, воздуха, воды.
Зарядка – одна из форм упражнений гигиенической гимнастики, применяемой с целью повышения жизнедеятельности организма.
Здоровье – состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, психического, морального и социального благополучия.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. (Реализуются: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, валеологического просвещение родителей).
И
Игра – 1. Вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. 2. Как средство психологической подготовки детей к будущим жизненным ситуациям. 3. Как одно из основных средств физического воспитания.
К
Координация движений – согласование деятельности различных мышечных групп при осуществлении двигательного акта.
Коррегирующие упражнения – специальные физические упражнения, применяемые с целью исправления деформаций позвоночника и пр.
Культура физическая – в широком смысле составляет важную часть культуры общества – совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. Лечебная физическая культура (ЛФК) – использование физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и пр.
Л
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво.
М
Массаж – механическое воздействие на нервные рецепторы, расположенные в коже, мышцах, тканях, осуществляемое руками или аппаратом.
Метод тренировки – совокупность способов работы, с помощью которых решаются конкретные задачи повышения уровня физической подготовки (круговой, интервальный, соревновательный и пр.).
Минутка физкультурная – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. (Длительность до 2 минут).
Моторная плотность занятия – это отношение времени, затраченного только на выполнение упражнений, ко всему времени занятия (в целом или отдельных его частей). Общая плотность занятия – это отношение времени, использованного педагогически оправданно (целесообразный и уместный показ и объяснения, указания, команды, время, отводимое на выполнение упражнений и отдых), ко всему времени занятия; фактическая длительность занятия за вычетом вынужденных неоправданных простоев детей.
Музыкально-ритмическое воспитание – сочетание физических упражнений с музыкальным сопровождением развивает эстетические качества и содействует повышению эмоционального состояния.
Н
Навык – выполнение целенаправленных действий, доведённых до автоматизма.
О
Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей (труд, быт, нормы и правила поведения, формы использования свободного времени и пр.).
Оптимальный режим отдыха - режим отдыха, который обеспечивает полное восстановление функциональных возможностей организма к началу следующего цикла умственной или двигательной деятельности (сочетание активного и пассивного поведения человека).
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении, формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания.
Отдых – состояние покоя после какой-либо деятельности или специально организованная активность для устранения утомления и ускорения восстановления работоспособности (←активный отдых).
П
Память двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение движений, двигательных действий и их сочетаний.
Пауза физкультурная – физические упражнения, цель - предотвращение развития утомления и снятие эмоционального напряжения, выполняется в перерыве между занятиями, продолжительностью до 10 минут.
Переутомление – совокупность стойких функциональных нарушений в организме человека, возникающих в результате многократно повторяющегося чрезмерного утомления, не исчезающих во время отдыха.
Планирование – это изложение содержания и последовательности выполнения определенной работы в установленные сроки.
Плоскостопие – вид деформации скелета стопы, понижение её продольных и поперечных сводов.
Подводящие упражнения – упражнения, сходные по своей структуре с изучаемым движением, но менее трудные (это серия специальных упражнений, подготавливающих двигательный аппарат к освоению необходимых элементов и соединений, сложных двигательных действий).
Подвижная игра – 1. Разновидность игровой деятельности, в основе которой – творчески разнообразные активные двигательные действия, мотивированные сюжетом (темой, идеей) игры, частично ограниченные правилами и направленные на преодоление различных трудностей, препятствий на пути к поставленной цели. 2. Сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.
Р
Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Разминка – система физических упражнений, направленных на подготовку организма для решения основных задач занятия по физическому развитию.
Режим дня – 1. Это определённый распорядок жизнедеятельности, с рациональным соотношением умственного и физического труда, деятельности и покоя, труда и досуга, активным и пассивным отдыхом и пр. 2. Это распределение во времени и определение последовательности основных жизненных процессов (сна, приёма пищи, бодрствования), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования. (В режиме дошкольника основные компоненты – сон, еда, прогулка, самостоятельная деятельность).
С
Самомассаж – массаж, проводимый самим человеком на себе с целью снятия утомления, сохранения и повышения работоспособности, для лечения.
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечного напряжения.
Спорт – составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность, подготовка к ней.
Стретчинг – 1. Вид физических упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах и увеличении амплитуды движений; 2. Это ряд упражнений, способствующих совершенствованию гибкости и развитию подвижности в суставах.
Т
Темп движения – количество одинаково повторяющихся движений в единицу времени.
Тренажёр – аппарат (снаряд), предназначенный для повышения эффективности тренировочного процесса и создания благоприятных условий для воспитания физических качеств или овладения необходимыми навыками.
У
Умение – усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.
Упражнение физическое – двигательное действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и двигательных навыков.
Утомление – особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной и интенсивной работы, а также вследствие истощения внутренних ресурсов организма, приводящий к снижению работоспособности.
Ф
Физическое воспитание – деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путём применения физических упражнений.
Физические качества – сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека.
Физкультурный досуг – эффективная форма активного отдыха, оказывающая благотворное влияние на организм ребёнка, в ходе которого закрепляются двигательные умения, навыки, развиваются двигательные качества.
Физкультурное занятие – это ведущая форма организованного , систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.
Э
Эстафета – командная игра, соревновательного характера в которой каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику команды предмет (палочку, мяч или др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников
Цикл развивающей деятельности психолога с детьми «Куклотерапия», к...
Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.
Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду. Проект программы «Краски Природы» разрабатывался с использованием...
Сохранение и развитие физического здоровья дошкольников с помощью нестандартной развивающей среды
Полноценное и всестороннее развитие ребёнка невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Движение составляет о...
«Серия педагогических мероприятий валеологической направленности по познавательному развитию «Азбука здоровья дошкольника»
laquo;Серия педагогических мероприятий валеологической направленности по познавательному развитию...
Методическое пособие по проведению диагностики и мониторинга физического развития и здоровья дошкольников
Методическое пособие по проведению диагностики и мониторинга физического развития и здоровья дошкольников...
«Технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников»
Мастер-класс "Технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников" предназначен как для педагогической, так и для родительской общественности. В соде...
Скакалка - тренажёр для развития психофизического здоровья дошкольников.
В статье рассмотрен вопрос, как вызвать интерес у старших дошкольников к прыжкам через короткую скакалку, для повышения двигательной активности детей. Какие формы работы, методы и приёмы можно для это...