Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.
статья по теме
Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду.
Проект программы «Краски Природы» разрабатывался с использованием методов арт-терапии, элементов валеологии (науки о здоровье).
Цель программы: Реализации антропологической модели психологического здоровья в дошкольном образовательном учреждении через познание окружающего мира.
Задачи:
1. Знакомство с окружающим миром и передача образов природы через личностное восприятие.
2. Развитие творческого мышления.
3. Развитие чувства социальной укорененности и жизнелюбия, через телесно-ориентированные методы и совместное творчество. (Развитие позиции «Родитель».)
4. Формирование трудолюбия. (Развитие позиции «Умелец».)
5. Формирование любознательности через детскую проектную деятельность. (Развитие позиции «Учитель».)
6. Воспитание человеколюбия и духовной целостности: любовь и уважение к себе, к людям, к Миру. (Развитие позиции «Мудрец».)
7. Укрепление взаимодействия семьи и детского сада.
Модель мониторинга психологического здоровья.
Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидуумом и средой, то его ключевым критерием может стать гармония между ребенком и социумом, т.е. способность приспособления к окружающему миру, с одной стороны, и возможность творческого преобразования этого мира – с другой.
Каковы же внешние факторы риска возникновения антропогений нарушений развития психологического здоровья? Мы полагаем, что в период дошкольного детства определяющим фактором развития является влияние детского сада и семейная ситуация.
Семейные факторы риска можно разделить на 3 группы:
- Нарушения психологического здоровья родителей, в первую очередь их повышенная тревожность.
- Недостаточная психолого-педагогическая компетенция родителей.
- Нарушения механизмов функционирования семьи: конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей.
Подчеркнем, что неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребенка оказывает не сама ситуация в семье, а отношение ребенка к ней.Аномалии психологического здоровья проявляются в утрате равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении социальной адаптации, а также повышении уровня тревожности. Аномалии развития психологического здоровья детей можно выявить, выстроив систему мониторинга. В процессе мониторинга выявляются психологические, интеллектуальные и личностные качества всех участников педагогического процесса, являющиеся основными интегральными показателями психологического здоровья.
- Диагностика уровня психологического здоровья детей.
- Диагностика детско-родительских отношений.
- Диагностика психологического здоровья педагогов.
- Диагностика психолого-педагогической компетентности.
Для диагностики мы использовали методы наблюдения, беседы, экспертные оценки, педагогические ситуации, беседы с родителями, т.е. низкоформализированные методы, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми. Мониторинг позволит педагогам оценить успехи, как каждого ребенка, так и группы, что даст возможность оценить целостную картину развития психологического здоровья. Высокоформализированные методы используются психологами, учителями – логопедами.
Педагогические проекты, формирующие развивающую среду учреждения и решающие задачи психологического здоровья.
В рамках работы клуба «Психологическое общение» было разработано положение о работе клуба и проведен цикл семинаров, направленных на преодоление эмоционального выгорания и творческое развитие педагогов, разработаны и апробирован цикл семинаров и консультаций.
Работа клуба «Школа мудрых родителей» была направлена на повышение психолого – педагогической компетентности родителей и лиц их замещающих. С этой целью было разработано положение о деятельности «Школы», разработаны и апробированы занятия и циклы семинаров для детей и родителей.
Участие в экспериментальной деятельности нашло свое отражение в Программе развития ДОУ на 2012 – 2015 г.г.
Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса в ДОУ стал инновационный подход, построенный на результатах экспериментальной работы. Выведенные на основе антропологического принципа, позиции – «родитель, умелец, учитель, мудрец», символизирующие начальные условия полноценного, гармоничного развития ребенка легли в основу базовой модели педагогической системы воспитания в ДОУ.
В процессе работы в ГЭП решались следующие задачи Программы развития ДОУ:
- Совершенствование воспитательно-образовательной работы по развитию творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала детей 3 – 7 лет.
- Воспитание осознанного отношения к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья детей.
- Укрепление взаимодействия с семьей, содействие повышению психолого-педагогической компетентности родителей и лиц их замещающих.
- Разработка и внедрение новых организационно-педагогических форм и методов работы с дошкольниками.
- Совершенствование способностей и профессиональной компетентности педагогов.
- Освоение культуры инновационной и экспериментальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников
Цикл развивающей деятельности психолога с детьми «Куклотерапия», к...
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»
Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос...
«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»
Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников....
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии "Здравствуй, сказка!"
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» предназначена для детей 3 – 7 лет (срок реализации - 4 го...
программа по сохранению психологического здоровья дошкольников
Реализуемая цель: Создание условий психологического комфорта для естественного развития ребенкаЗадачи:Выявление детей, нуждающихся в психологической помощиСопровождени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)
В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...