Ритмическая гимнастика для дошкольников на занятиях по физической культуре.
методическая разработка по физкультуре

Беспалова Наталья Валериевна

Ритмическая гимнастика для дошкольников

на занятиях по физической культуре.

 

         Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными – движения совпадают по направлению (например, вправо отводится правая рука и нога); разноименными – выполняются в разных направлениях (например, во время подскоков поднимаются правая нога и левая рука и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).   Движения рук и ног могут быть: одновременными (лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными – движения рук и ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая рука находится вверху, левая – внизу, они  как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудные для дошкольников поочередные движения. Самые сложные - разнонаправленные и разноименные движения.

         Для развития  координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя ногу вперед) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направления движений частей тела (например, правая рука в сторону - вверх, в сторону - вниз; тоже выполняет левая рука. Или: правая – в сторону, левая – в сторону; правая – вверх, левая – вверх и т.п.).

          Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, т.к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями  и командами педагога.   Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

         На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений:

  1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в          максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с   вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).
  2.  Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание   вверх, в стороны, назад – со сгибанием, вращением в суставах – в   каком-либо одном направлении).
  3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной     плоскостях.
  4. Движения ног вперед, в стороны, назад.
  5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо   конкретным предметам, затем в названном направлении (например,   повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).
  6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку  (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать  его сзади стоящему).
  7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися   требованиями к точности направления, амплитуде и быстроте  ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше   уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка  в  сторону, то же с другой ноги; затем в ускоренном темпе).

         Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияют на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:

  1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова педагога.   При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном   ритме, акцентировании («присели вниз», «выпрямились», «в сторону», «прямо» и т.д.).
  2. Упражнения в сопровождении музыки.
  3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с етким ритмическим рисунком («раз - руки в стороны», «два- вниз») или такие движения, в которых части ритмически не   равномерны («раз, два, три - присели», «четыре - выпрямились»).
  4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда       дается для начала упражнения.

        Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, скорости реакции, так как условия могут меняться быстро и неожиданно.

 Наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

  1. Упражнения, в которых есть быстрая смена позы (например, из   положения сидя с вытянутыми ногами лечь на спину (живот),   перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, снова   сесть).
  2. Упражнения, требующие согласованных действий двух или   нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг   против друга; упражнения подгруппами с гимнастическими   обручами, в колоннах - при передаче мяча и т.д.).
  3. Упражнения с предметами (мячи, скакалки и пр.)

         Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации при выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются  лишь некоторые упражнения (например, с мячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, старшем дошкольном возрасте.

          Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры и чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

    На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают упражнения типа:

  1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног;   приседание на носки с прямой спиной.
  2. Отведение и приставление вперед, в сторону и назад одной ноги   с опорой на другую (поочередно).
  3. Поднимание одной ноги с опорой на другую; то же-  с закрытыми   глазами; то же - с задержкой на одной ноге.
  4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделать поворот и выпрыгнуть из   него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же- в   другую сторону; то же - повернуться 2 раза и т.д.).

5. На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе присесть и   выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую         ногу вперед).

         Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обуславливают значительные трудности в исследованиях движений человека. Поэтому в нейрофизиологическом плане лучше всего изучена координация в простейшем звене – суставе, обладающем одной степенью свободы и обслуживаемом двумя группами мышц антагонистического действия.

         При изучении координации в движениях подтвержден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого  служат результаты исследований, проведенных на детях дошкольного возраста, которым предлагалось выполнить прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав выполнять задание, дети постепенно переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст ребенка.

         Другой характер имеет координация в движениях рук. Исследования показали, что при круговых движениях рук все испытуемые действовали обеими руками симметрично. Если правая рука двигалась по часовой стрелке, то левая - против часовой. Это означает, что в работе участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличении скорости выполнения они переходили в симметричные. Следовательно, для детей предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми без специального обучения и более четко координировано, чем перекрестные. Перекрестная координация является качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте, и полученный навык отличается прочностью. Обучение детей произвольному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка выполнять движения с наибольшей экономией сил, является средством  познания возможностей своего двигательного аппарата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмическая гимнастика для дошкольников

на занятиях по физической культуре.

         Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными – движения совпадают по направлению (например, вправо отводится правая рука и нога); разноименными – выполняются в разных направлениях (например, во время подскоков поднимаются правая нога и левая рука и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).   Движения рук и ног могут быть: одновременными (лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными – движения рук и ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая рука находится вверху, левая – внизу, они  как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудные для дошкольников поочередные движения. Самые сложные - разнонаправленные и разноименные движения.

         Для развития  координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя ногу вперед) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направления движений частей тела (например, правая рука в сторону - вверх, в сторону - вниз; тоже выполняет левая рука. Или: правая – в сторону, левая – в сторону; правая – вверх, левая – вверх и т.п.).

          Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, т.к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями  и командами педагога.   Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

         На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений:

  1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в          максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с   вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).
  2.  Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание   вверх, в стороны, назад – со сгибанием, вращением в суставах – в   каком-либо одном направлении).
  3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной     плоскостях.
  4. Движения ног вперед, в стороны, назад.
  5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо   конкретным предметам, затем в названном направлении (например,   повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).
  6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку  (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать  его сзади стоящему).
  7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися   требованиями к точности направления, амплитуде и быстроте  ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше   уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка  в  сторону, то же с другой ноги; затем в ускоренном темпе).

         Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияют на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:

  1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова педагога.   При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном   ритме, акцентировании («присели вниз», «выпрямились», «в сторону», «прямо» и т.д.).
  2. Упражнения в сопровождении музыки.
  3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с етким ритмическим рисунком («раз - руки в стороны», «два- вниз») или такие движения, в которых части ритмически не   равномерны («раз, два, три - присели», «четыре - выпрямились»).
  4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда       дается для начала упражнения.

        Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, скорости реакции, так как условия могут меняться быстро и неожиданно.

 Наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

  1. Упражнения, в которых есть быстрая смена позы (например, из   положения сидя с вытянутыми ногами лечь на спину (живот),   перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, снова   сесть).
  2. Упражнения, требующие согласованных действий двух или   нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг   против друга; упражнения подгруппами с гимнастическими   обручами, в колоннах - при передаче мяча и т.д.).
  3. Упражнения с предметами (мячи, скакалки и пр.)

         Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации при выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются  лишь некоторые упражнения (например, с мячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, старшем дошкольном возрасте.

          Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры и чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

    На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают упражнения типа:

  1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног;   приседание на носки с прямой спиной.
  2. Отведение и приставление вперед, в сторону и назад одной ноги   с опорой на другую (поочередно).
  3. Поднимание одной ноги с опорой на другую; то же-  с закрытыми   глазами; то же - с задержкой на одной ноге.
  4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделать поворот и выпрыгнуть из   него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же- в   другую сторону; то же - повернуться 2 раза и т.д.).

5. На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе присесть и   выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую         ногу вперед).

         Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обуславливают значительные трудности в исследованиях движений человека. Поэтому в нейрофизиологическом плане лучше всего изучена координация в простейшем звене – суставе, обладающем одной степенью свободы и обслуживаемом двумя группами мышц антагонистического действия.

         При изучении координации в движениях подтвержден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого  служат результаты исследований, проведенных на детях дошкольного возраста, которым предлагалось выполнить прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав выполнять задание, дети постепенно переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст ребенка.

         Другой характер имеет координация в движениях рук. Исследования показали, что при круговых движениях рук все испытуемые действовали обеими руками симметрично. Если правая рука двигалась по часовой стрелке, то левая - против часовой. Это означает, что в работе участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличении скорости выполнения они переходили в симметричные. Следовательно, для детей предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми без специального обучения и более четко координировано, чем перекрестные. Перекрестная координация является качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте, и полученный навык отличается прочностью. Обучение детей произвольному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка выполнять движения с наибольшей экономией сил, является средством  познания возможностей своего двигательного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники "Гимнастики мозга", используемые на занятиях по физической культуре

В этой статье я предлагаю описание техники "Гимнастик мозга", которые я регулярно использую на своих занятиях, и которые приносят свои положительные результаты....

Формирование жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре

Опыт работы по формированию жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников  на занятиях  по физической культуре...

Статья на тему: " Методы и приемы мотивации дошкольников на занятиях по физической культуре в ДОУ"

Данный материал пригодится инструктору по физической культуре в детском саду....

Статья на тему " Важность создания благоприятной эмоциональной атмосферы для дошкольников на занятиях по физической культуре".

В статье раскрыты важные аспекты создания благопритяной для детей эмоциональной атмосферы. Описаны особенности психологического развития детей дошкольного возраста, а так же приводиться несколько...

Использование основных методов для развития физических качеств у дошкольников на занятиях по физической культуре

  Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании ...

Использование основных методов для развития физических качеств у дошкольников на занятиях по физической культуре.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим этапомв формировании здоровья ребенк...