Воспитание смелости у старших дошкольников на занятиях по физической культуре.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Воспитание смелости у старших дошкольников
на занятиях по физической культуре.
Смелым - помогает судьба.
Теренций Публий
Смелость – положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.
Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели.
Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, высоты, трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.
Смелость, храбрость, отвага, готовность спокойно принимать и преодолевать трудности – все эти качества у большинства детей справедливо вызывают восхищение.
Как же воспитать в малыше эти качества?
Часто у воспитанников при выполнении упражнений, связанных с риском и необычностью, обнаруживаются различные страхи: темноты, высоты, глубины, узкого и тесного пространства и др.
Страх – абсолютно нормальное чувство. Он является естественным защитным механизмом организма на появление потенциально опасных ситуаций. Боязнь заставляет нас изменить поведение, чтобы избежать возможного риска. И совсем другое: если страх парализует человека, лишает воли, переходит в трусость. И именно эти проявления в характере ребенка нужно искоренять, прививать смелость, силу воли и уверенность в себе, чтобы малыш мог вырасти здоровым, крепким с психологической точки зрения человеком. Тогда он будет спокойно воспринимать вызовы окружающего мира – и вместо паники искать выход из сложной ситуации.
Советы взрослым:
1.Не стоит давить на ребенка, если вы видите, что он чего-то искренне боится.
2.Поддерживайте и учите самостоятельности. Лучшая политика в обучении смелости – помощь в преодолении детских страхов.
3.Развивайте уверенность, хвалите за значимые достижения, развивайте его эрудицию (посредством познавательных книг или фильмов, отдайте в какую-то спортивную и творческую секцию, разыгрывайте различные конфликтные ситуации).
Чем больше у него будет накоплен успешный опыт в коммуникации с окружающим миром, тем спокойнее он будет воспринимать те моменты, которые могут вызвать страх.
Помните: у маленьких детей жизненный опыт минимальный! И потому им нужна поддержка с вашей стороны.
На занятиях физической культурой нередко возникают страхогенные ситуации самого различного характера, связанные с риском. Выполнение физических упражнений нельзя сделать абсолютно безопасным, даже при хорошем надзоре некоторый риск, несомненно, присутствует.
Основная причина появления чувства страха у детей заключаются в том, что ребенок не способен действовать в страхогенной ситуации. Его пугает новизна или внезапность возникновения ситуации.
При методически правильном освоении опасных физических упражнений воспитываются главные качества воли — смелость и решительность. Их воспитание неизбежно связано с преодолением чувства страха.
В программе по физическому воспитанию есть много упражнений, выполнение которых вынуждает преодолевать страх.
Среди них акробатические упражнения, опорные прыжки, полоса препятствий. Эти упражнения выполняются с предельным усилием воли. Здесь страх умеренной силы хорошо «подстегивает» ребенка, не умеющего работать на пределе своих возможностей.
Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие волевых качеств человека процесс сложный и кропотливый. Воспитывать волевые качества необходимо с раннего детства, что довольно сложно.
Занятия физическими упражнениями – незаменимое средство, которое может облегчить эту работу.
Упражнений для воспитания волевых качеств:
- Прыжок с одного препятствия на другое.
- Падение спиной, сохраняя прямое положение туловища.
- Прыжок толчком двумя ногами вверх через веревку, канат, препятствие.
Упражнения на смелость и решительность:
1. Бег под крутую горку с преодолением препятствий.
2. Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов.
3. Ходьба и бег с закрытыми глазами.
4. Прыжки через препятствия и гимнастические снаряды.
5. Преодоление специальных полос препятствий.
6. Прыжки-падения на землю, пол.
7. Быстрое нападение в играх.
С целью воспитания смелости, решительности и уверенности детей, в детском саду проходят тренировочные физкультурные занятия, сочетающие специально подобранные упражнения, подвижные игры, игры - эстафеты; сюжетные занятия с использованием игровых приёмов и игровой мотивации во время проведения («Туристы», «Пожарные на учении», «Космос»).
Все эти игровые приёмы помогают дошкольникам противостоять страхам и проявлять волю в их преодолении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Воспитание у дошкольников самостоятельности на занятиях по физической культуре"
quot;Воспитание у дошкольников самостоятельности на занятиях по физической культуре"...
Путешествие по стране «Физическая культура» конспект занятия по физической культуре в старшей группе с элементами круговой тренировки.
Цель: Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Задачи:Образовательная: закреплять технику ходьбы и бега; формировать правильну...
Нетрадиционная форма работы на занятиях по физической культуре. Конструирование на занятии по физической культуре
Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, который носит познавательный и творческий характер и направлен на создание определенного предмета. Сегодняшний день требует от челове...
Презентация по физической культуре : Социализация детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и спорту на тему "Россия и Крым - одна семья!"
Данный материал представлен в форме презентации: на слайдах отражены: цель, задачи, этапы проекта, прогнозируемый результат. Также показана актуальность воссоединения Крыма с Россией.Представлен ...
Статья на тему: «Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры».
Статья на тему:«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастасредствами физической культуры». Первые годы жизни ребенка являются решающи...
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: « ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ» В СТАРШИХ ГРУППАХ
Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и обучения детей, можно отметить рост количества воспитанников с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики: общей, мел...