Статья на тему: " Методы и приемы мотивации дошкольников на занятиях по физической культуре в ДОУ"
статья на тему

Благовещенская Елена равильевна

Данный материал пригодится инструктору по физической культуре в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_motivatsii_doshkolnikov.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы мотивации дошкольников

 на занятиях по физической культуре

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании (ст. 51, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Актуальной задачей физического воспитания,- говорится в Концепции,- является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.

В настоящее время для большинства ребят детский сад является единственной гаванью, где они имеют возможность полноценно двигаться, играть со сверстниками, раскрывать способности к физкультуре и спорту, укреплять здоровье, формировать волевые качества.

Детский сад как стартовая площадка призван дать каждому ребенку возможность прочувствовать, в каком направлении ему двигаться дальше.

Занятия физической культурой не возможны без эмоционального настроя и мотивации.

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов,  средств побуждения детей к активной познавательной деятельности. Следует различать понятия мотив и цель. Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.  Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.

Виды мотивации: внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мам купит мне машинку).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).        

Мотивация к физкультуре и спорту служит побуждением к действию; динамическим процессом физиологического и психологического плана, управляющий поведением ребенка, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора мотивационных методов обучения.

Методы обучения представляют собой систему приемов в разном сочетании в зависимости от специфики содержания учебного предмета, конкретных дидактических задач, реальных средств и условий обучения.

Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей.

Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.             Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

Любой метод, как мы поняли из определения, - это система приемов, которые дополняют и конкретизируют метод.

При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Рассмотрим приемы, относящиеся к наглядному методу.

К наглядно- зрительным приемам относят показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, кинофильмы, использование И. К. Т., имитации (подражания, зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

К тактильно-мышечным приемам относят непосредственная помощь воспитателя, наглядно-слуховые музыка, песни.

Приемы, относящиеся к словесному методу: объяснения, пояснения, указания, беседа, вопросы к детям, подача команд, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция

Приемы, относящиеся к практическому методу: повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме. (Комплексы различных практических приемов, взаимосвязанных с наглядностью и словом.)

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью воспитателя. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью воспитателя или с поддержкой за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания.

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры.        Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотография, рисунки, кинограммы, использование И. К. Т., чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная НОД (инструктор – воспитатель, муз. руководитель, педагог – психолог и др.) Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения.

С помощью диагностики уровень познавательной активности детей на  занятиях физической культурой можно оценить, как высокий, средний или низкий.

Высокому уровню физической и познавательной активности детей на занятиях соответствует: эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию; адекватная скоростная реакция на начало занятия; вопросы к инструктору о предстоящем занятии, его теме; устойчивость внимания к предлагаемым заданиям; интерес к занятию от его начала до конца; живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность; искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.

Среднему уровню физической и познавательной активности детей на занятиях соответствует: спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма); поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается); при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно; внимание неустойчивое; эмоциональный фон пассивный.

Низкому уровню физической и познавательной активности детей на х занятиях физической культурой соответствует: резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;  попытки отсрочить время начала занятия; отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии; повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия; пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания; нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему

Показателями выраженности познавательной активности являются: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога о содержании деятельности).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников".

В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательност...

Статья на тему: "Методы и приемы ознакомления детей с искусством".

Какие методы и приемы можно использовать при ознакомлении детей с искусством....

консультация на тему: "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"

консультация на тему: "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"...

презентация на тему: "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"

Презентация на тему: Презентация на тему : "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"...

Статья на тему: "Методы и приемы развития речи у детей дошкольного возраста»

Статья на тему: "Методы и приемы развития речи у детей дошкольного возраста»...

Статья по теме "Методы и приемы в разделе музыкально-ритмических движений и танцев с детьми с ЗПР"

В статье освещаются основные особенности развития детей с задержкой психического развития, условия для успешной работы с детьми с ЗПР, методы и приёмы, используемые при работе с детьми в коррекционных...