« Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
статья

Акимова Елена Александровна

« Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotich_vospitanie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».

Акимова Елена Александровна

Воспитатель, МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надыма»

2022 г.

Девиз доклада:

  «Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое.

Это всё моё родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!»

Именно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основывается

патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

Проблема патриотического воспитания приобрела в  последнии годы важное  значение. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.г",утверждённая Постановлением Правительства РФ № 793 от 05.10.2010г., определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на "формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования ставятся следующие цели и задачи по патриотическому воспитанию детей: создание условий для становления основ патриотического сознания дошкольников, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально- нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.  Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Именно этот отрезок  жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребёнка, так как он воспринимает всё очень ярко и сильно, и поэтому образы, с которыми его знакомят взрослые, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно для воспитания патриотизма.

«Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В. Запорожец.

С какого возраста может формироваться чувство патриотизма, доступно ли оно в дошкольном возрасте? Этот вопрос очень часто задают  родители малышей. Родители думают, что они ещё маленькие, ничего не понимают.

Я, как женщина, как мать, воспитавщая двух сыновей, которые получив образование, отслужили в Армии, как человек, имеющий жизненный опыт отвечаю: что это уже практически поздно, а не рано. Ребёнок, уже появившись на свет должен получать от окружающих его людей и мира всё –и любовь, и нежность, и заботу …получая всё это, ребёнок учится уже в таком маленьком возрасте, если ребёнок чувствует, что его любят, о нём заботятся, что в семье царит любовь, забота, доброта.  Если в детстве ребёнок испытал чувство жалости к другому человеку, к маленькой букашечке, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с подвигом, значит, он приобрёл эмоциональный опыт. И это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Ребёнку доступны чувства любви к своей семье, родному дому, краю, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям семьи,  традициям государства и общенародным праздникам.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором движится жизненное знание нравственности и благородства».

«Пути и средства патриотического воспитания русского человека»  в настоящее время очень многообразны и я в своей работе воспитателя стараюсь  использовать многое, для начала это народный фольклор ( сказки, шутки-прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, потешки…), народные и  хороводные игры, развлечения …

1.Взгляды на патриотизм в летописях, былинах. Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

2.Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

3.Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

4.Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре.

Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край  имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

И здесь на данном этапе в своей работе я использую  модель взаимного сотрудничества: воспитатель-ребёнок-родитель. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной».

Список литературы:

1.Федеральный  государственный образовательный стандарт.

2.Сборник" Растим патриотов России".

3.Журнал "Ребёнок в детском саду".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине

Патриотическое воспитание - это систематическая и направленная деятельность родителей и воспитателей по формированию патриотического сознания, чувства долга и ответственности к своему отечеству у дете...

Семинар — практикум Тема: «Формирование у детей нравственно — патриотического отношения к малой Родине»

Цель: Актуализировать знания педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»

С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...

Доклад – выступление на районном МО воспитателей по теме: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».

ИменИменно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основываетсяпатриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю сво...

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Формирование у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине»

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая ил...