« Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
статья
« Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotich_vospitanie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
« Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
Акимова Елена Александровна
Воспитатель, МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надыма»
2022 г.
Девиз доклада:
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое.
Это всё моё родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!»
Именно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основывается
патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
Проблема патриотического воспитания приобрела в последнии годы важное значение. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.г",утверждённая Постановлением Правительства РФ № 793 от 05.10.2010г., определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на "формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования ставятся следующие цели и задачи по патриотическому воспитанию детей: создание условий для становления основ патриотического сознания дошкольников, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально- нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребёнка, так как он воспринимает всё очень ярко и сильно, и поэтому образы, с которыми его знакомят взрослые, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно для воспитания патриотизма.
«Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В. Запорожец.
С какого возраста может формироваться чувство патриотизма, доступно ли оно в дошкольном возрасте? Этот вопрос очень часто задают родители малышей. Родители думают, что они ещё маленькие, ничего не понимают.
Я, как женщина, как мать, воспитавщая двух сыновей, которые получив образование, отслужили в Армии, как человек, имеющий жизненный опыт отвечаю: что это уже практически поздно, а не рано. Ребёнок, уже появившись на свет должен получать от окружающих его людей и мира всё –и любовь, и нежность, и заботу …получая всё это, ребёнок учится уже в таком маленьком возрасте, если ребёнок чувствует, что его любят, о нём заботятся, что в семье царит любовь, забота, доброта. Если в детстве ребёнок испытал чувство жалости к другому человеку, к маленькой букашечке, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с подвигом, значит, он приобрёл эмоциональный опыт. И это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Ребёнку доступны чувства любви к своей семье, родному дому, краю, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям семьи, традициям государства и общенародным праздникам.
Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором движится жизненное знание нравственности и благородства».
«Пути и средства патриотического воспитания русского человека» в настоящее время очень многообразны и я в своей работе воспитателя стараюсь использовать многое, для начала это народный фольклор ( сказки, шутки-прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, потешки…), народные и хороводные игры, развлечения …
1.Взгляды на патриотизм в летописях, былинах. Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
2.Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
3.Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
4.Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре.
Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
И здесь на данном этапе в своей работе я использую модель взаимного сотрудничества: воспитатель-ребёнок-родитель. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной».
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт.
2.Сборник" Растим патриотов России".
3.Журнал "Ребёнок в детском саду".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине
Патриотическое воспитание - это систематическая и направленная деятельность родителей и воспитателей по формированию патриотического сознания, чувства долга и ответственности к своему отечеству у дете...
Семинар — практикум Тема: «Формирование у детей нравственно — патриотического отношения к малой Родине»
Цель: Актуализировать знания педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»
С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...
Доклад – выступление на районном МО воспитателей по теме: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
ИменИменно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основываетсяпатриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю сво...
Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой родине
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Формирование у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине»
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая ил...
Доклад – выступление для воспитателей МБДОУ «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области» на тему: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
Материал для воспитателей детского сада по привитию детям патриотизма....