Мониторинг плавательных умений и навыков дошкольников ДОУ
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
МОНИТОРИНГ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Расчинан на два года обучения детей по программе Детство
Инструктор по плаванию Москвитина Екатерина Сергеевна
Хабаровский край, город Хабаровск, д/с 199
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика по плаванию в доу | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Хабаровский край
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №199
МОНИТОРИНГ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕТСКОГО САДА №199
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ПЛАВАНИЕ)
ИНСТРУКТОР ПО ПЛАВАНИЮ: МОСКВИТИНА Е.С.
г. ХАБАРОВСК
Оценка качества обучения плаванию детей дошкольного возраста строится на методах педагогического и медицинского контроля физического состояния детей. Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специфических умений и навыков. В настоящее время в ДОУ реализуется комплексные программы, включающие задачи по обучению детей плаванию. Эта программа обучения плаванию в детском саду базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.
- Воронова Е. К. Программа обучения детей плаванию в детском саду.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 80 с.
- Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей. – М.: Просвещение, 1991, 157 с.
- Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с. (Растим детей здоровыми)
Для определения уровня физической подготовленности были выбраны наиболее доступные тесты, по ним обследовались дети от 5 до 7 лет.
Организация и условия проведения
- Бассейн ДОУ
- Глубина бассейна – 0,5-0,7 м.
- Температура воды в чаше бассейна для детей до 7 лет – 30-32°С
- Температура воздуха – на 1-2°С выше температуры воды.
- До обследования необходимо сделать разметку на бортике, приготовить нужный инвентарь.
Уровень подготовленности детей по плаванию определяет инструктор по плаванию, ему помогает медсестра бассейна. Обследование проводится в плавательном бассейне в начале года (сентябрь – октябрь) и в конце (апрель – май) учебного года в течении нескольких занятий. При проведении обследования используется следующие методы:
- фронтальный (передвижения в воде, лежание на груди и на спине);
- поточный (скольжение, плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль)
- индивидуальный (погружение, выдохи в воду, ориентирование под водой, плавание при помощи движений ног, в полной координации изученными способами)
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения. Данные обследования заносятся в протоколы.
Контрольное тестирование (старший возраст)
Навык плавания | Контрольное упражнение |
Ныряние | Погружение лица в воду с открыванием глаз |
Передвижение в воде | Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук. |
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»). | |
Выдох в воду | Вдох над водой и выдох в воду. |
Плавание с пенопластовой досточкой | Плавание с досточкой при помощи движений ног способом кроль |
Лежание | Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине. |
Контрольное тестирование (подготовительный к школе возраст)
Навык плавания | Контрольное упражнение |
Плавание | Кроль на груди по элементам |
Кроль на спине по элементам | |
Скольжение | Скольжение на спине |
Скольжение на груди | |
Продвижение в воде | Плавание кроль на груди с задержкой дыхания |
Выдох в воду | Задержка дыхания на 10 секунд |
ОПИСАНИЕ ТЕСТОВ ПО ПЕРВОМУ ЭТАПУ ОБУЧЕНИЯ («Первая волна») 5 - 6 года
Тестовые задания
- Разнообразные способы передвижения в воде
- Погружение в воду с открыванием глаз под водой.
- Выдохи в воду
- Лежание на груди
- Лежание на спине
- Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль на груди
Методика проведения мониторинга
- Разнообразные способы передвижения в воде
Ходьба, руки на поясе, бег обычный, прыжки лицом, спиной вперед на двух ногах, положение рук – произвольное.
Оценка:
4 – ребёнок легко выполняет все способы передвижения в воде;
3- выполняет упражнение неуверенно, осторожно;
2 – выполняет упражнение , держась за предмет, бортик
1 – боится отойти от бортика, отказывается выполнять упражнение.
- Погружение в воду с открыванием глаз под водой
Стоя около бортика, держась за него, присесть, сохраняя вертикальное положение тела, полностью погрузиться в воду с головой, а не просто наклонить лицо вниз, глаза должны быть приоткрыты.
Оценка:
4 – ребёнок безбоязненно приседает под воду, приоткрыв глаза, и находится в таком положении в течении 3 секунд;
3- погрузившись в воду, открыв глаза, находится под водой менее 3 секунд;
2 – погрузившись в воду, не открывает глаз;
1 – боится полностью погрузиться в воду
- Выдохи в воду
Положение тела такое же, как при выполнении погружения в воду. Губы при выполнении выдоха немного вытянуты вперёд, напряжены. Выдох должен быть равномерным, непрерывным, полным, выполняется одновременно через рот и нос.
Оценка:
4 – ребёнок правильно выполняет два выдоха;
3- правильно выполняет 1 выдох;
2 – не полностью выполняет выдох в воду, то есть заканчивает его над водой;
- – выполняет выдох, опустив в воду только губы.
- Лежание на груди
Инвентарь: надувные игрушки, нарукавники
Из положения стоя в воде, ноги врозь, руки в стороны выполнить упражнение «Звезда» на груди. Положение тела – горизонтальное, руки и ноги прямые, разведены в стороны.
Оценка:
4 – ребёнок выполняет упражнение в течении 5 секунд;
3- в течение 3-4 секунд;
2 – в течение 1-2 секунд;
- – лежит на воде с поддерживающими предметами (надувными игрушками, нарукавниками).
- Лежание на спине
Инвентарь: надувные игрушки, нарукавники
Из положения, стоя в воде, ноги врозь, руки в стороны выполнить упражнение «Звезда» на спине.
Оценка:
4 – ребёнок приняв горизонтальное положение выполняет упражнение в течении 5 секунд;
3- в течение 3-4 секунд;
2 – в течение 1-2 секунд;
- – лежит на воде с поддерживающими предметами (надувными игрушками, нарукавниками).
- Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль на груди
Инвентарь: пенопластовые доски.
Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперёд, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами, носки оттянуты, повёрнуты вовнутрь.
Оценка:
4 – ребёнок проплыл 8 м;
3 - 6-7 м;
2 – 4-5 м;
1 – менее 3 м.
ОПИСАНИЕ ТЕСТОВ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ («Вторая волна») 6-7 лет
Тестовые задания
- Скольжение на груди
- Скольжение на спине
- Кроль на груди по элементам
- Кроль на спине по элементам
- Плавание кроль на груди с задержкой дыхания
- Задержка дыхания на 10 секунд
Методика проведения мониторинга
- Скольжение на груди
Стоя у бортика, руки впереди, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрела» на груди. Тело ребёнка должно лежать у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.
Оценка:
4 – ребёнок скользит 4 м и более;
3 - 3 м;
2 – 2 м;
1 – 1 м.
- Скольжение на спине
Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться, оттолкнуться одной ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрела» на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо – на поверхности воды.
Оценка:
4 – ребёнок скользит 4 м и более;
3 - 3 м;
2 – 2 м;
1 – 1 м.
- Кроль на груди по элементам
Инвентарь: пенопластовые доски
Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперёд, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами, носки оттянуты, повернуты вовнутрь, дыхание произвольное.
Оценка:
4 – ребёнок скользит 14 – 16 м;
3 – 11- 1 3 м;
2 – 8 - 10 м;
1 – менее 8 м.
- Кроль на спине по элементам
Плавание на спине при помощи движений ног способом кроль с пенопластовой доской: под головой, удерживая ее на груди согнутыми в локтях руками (как гармошку), около таза — выпрямленными руками, выпрямленными руками за головой.
Оценка:
4 – ребёнок скользит 14 – 16 м;
3 – 11- 1 3 м;
2 – 8 - 10 м;
- – менее 8 м.
- Плавание кроль на груди с задержкой дыхания
Проплыть кролем на груди с задержкой дыхания
Оценка:
4 – ребёнок проплыл 8 м;
3 - 6-7 м;
2 – 4-5 м;
- – менее 4 м.
- Задержка дыхания на 10 секунд
Стоя около бортика, держась за него. Опуститься под воду и максимально задержать дыхание
Оценка:
4 – 9-10 сек;
3 - 7-8 сек;
2 – 5-6 сек;
1 – менее 4 сек.
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА ПО 1 ЭТАПУ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ («ПЕРВАЯ ВОЛНА») ДЕТЕЙ ГРУППЫ (5-6 ГОДА)
20 Г.
№ П/П | Ф. И. О. ребёнка | Контрольные тесты | Итого | ||||||
Разнообразные передвижения в воде | Погружение в воду с открыванием глаз под водой | Выдохи в воду | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА ПО 1 ЭТАПУ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ («ПЕРВАЯ ВОЛНА») ДЕТЕЙ ГРУППЫ (5-6 ГОДА)
20 Г.
№ П/П | Ф. И. О. ребёнка | Контрольные тесты | Итого | ||||||
Лежание на спине | Лежание на груди | Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног кроль | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА ПО 2 ЭТАПУ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ («ВТОРАЯ ВОЛНА») ДЕТЕЙ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ)
20 Г.
№ П/П | Ф. И. О. ребёнка | Контрольные тесты | Итого | ||||||
Скольжение на груди | Скольжение на спине | Кроль на груди по элементам | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА ПО 4 ЭТАПУ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ («ВТОРАЯ ВОЛНА») ДЕТЕЙ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ)
20 Г.
№ П/П | Ф. И. О. ребёнка | Контрольные тесты | Итого | ||||||
Кроль на спине по элементам | Плавание кроль на груди с задержкой дыхания | Задержка дыхания на 10 секунд | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
Список литературы
- Воронова Е. К. Программа обучения детей плаванию в детском саду.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 80 с.
- Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей. – М.: Просвещение, 1991, 157 с.
- Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с. (Растим детей здоровыми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов аквагимнастики как средство повышения плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Проблема научить плавать и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по разв...
План по самообразованию по теме "Формирование плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на воде"
План по самообразованию будет полезен инструкторам по физической культуре(плавание) работающим в дошкольных учреждениях....
Сказка как инструмент для создания условий развития плавательных умений и навыков на занятиях в бассейне с детьми раннего возраста.
Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством обучению плаванию через игру...
Образовательный проект «Применение нестандартного оборудования для развития плавательных умений и навыков у детей дошкольного возраста»
Обучение навыку плавания и его совершенствование достигается путем многократного повторения. Однако ребенок не может долго концентрировать свое внимание на однообразной работе, особенно если...
Система мониторинга плавательных умений у дошкольников
Система мониторинга плавательных умений у дошкольников...