Педагогические условия развития ловкости у детей 6-7 лет в самостоятельной двигательной деятельности
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа)
Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию ловкости в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_lovkosti_u_detey_6.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия развития ловкости у детей 6-7 лет в самостоятельной двигательной деятельности
При разработке педагогических условий мы опирались на основные дидактические принципы: сознательности и активности; систематичности и последовательности; наглядности; доступности и индивидуализации, а также на принципы, отражающие закономерности физического воспитания: непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха; всестороннее и гармоническое развитие личности; связь физической культуры с жизнью; оздоровительная направленность физического воспитания; постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий; цикличное построение занятий; возрастная адекватность направлений физического воспитания.
На основании выводов сделанных во 2 главе были составлены педагогические условия.
1. Создание развивающей среды в группе, способствующие накоплению и обогащению двигательного опыта детей, требующие проявления ловкости. прил. 8
- игры, пособия( дополнить картотеку игр народными играми, карточками с изображением различных исходных положений, построений для самостоятельной деятельности детей).
- информация для родителей
- Спортивная газета «Флажок»
2. Использование плана руководства и сменяемости пособий, атрибутов физкультурного уголка в самостоятельной двигательной деятельности детей. прил.9
- «Физкультурный календарь»
- Создание картотеки упражнений, игр и заданий на развитие ловкости удобную для понимания и пользования детьми.
- на прогулке
- в группе
3. Использование специальных приемов стимулирующих творчество и инициативу при выполнении упражнений на ловкость в самостоятельной двигательной деятельности. прил.10
Педагог предлагает творческие задания ребенку: придумать, отгадать, сочинить, нарисовать, подобрать вариант знакомой игры или упражнения.
Итак, подробнее остановимся на компонентах педагогических условий.
Создание развивающей среды в группе
Обогащение развивающей среды за счет игр и пособий способствует обогащению двигательного опыта детей. Так изображения различных исходных положений позволяют детям самим организовывать утреннюю гимнастику. Руководствуясь правилом последовательности выполнения упражнений – сверху вниз, начиная с шеи и заканчивая стопами, дети имеют возможность придумывать свои упражнения из предложенных исходных положений. Картотека построений и перестроений также будет способствовать разнообразию в утренней гимнастике и самостоятельной творческой двигательной деятельности, например, при постановке гимнастического или танцевального этюда. Картотека народных игр дает возможность воспитателю приобщить детей к народной культуре, через игру, а также увидеть схожесть подвижных игр разных народов.
Для родителей имеется множество ярких, доступных и информативных пособий о здоровом образе жизни, закаливании, физическом развитии детей, выпускаемые различными издательствами. Также родители могут ознакомиться с комплексом упражнений для сохранения правильной осанки, гимнастики для глаз, упражнениями дыхательной гимнастики. В зависимости от сезона предлагается подборка игр зимой на лыжах, санках, коньках; летом на природе, игры в воде, игры на велосипеде, самокате. Подобранный просветительский материал отвечает интересам и запросам родителей группы, призван помочь родителям в развитии, укреплении и сохранении здоровья ребенка.
В разработанной нами газете «Флажок» три рубрики и они подразумевают отражение деятельности воспитателей, детей и родителей. Так, раздел «Наших успехи» не что иное как самооценка и самонализ ребенка усвоения игр и заданий. Для того чтоб заполнить лист самоанализа ребенку необходимо получить знания, применить их в игре, рассказать о правилах игры и суметь научить других детей. Здесь видна интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Познание».
При помощи наклеек дети смогут поэтапно осуществляют самоконтроль своей деятельности. Самостоятельно осваивая игру необходимо пройти этапы постановки задачи, планирования, выбор средства и способы выполнения действия. Таким образом, ребенок подходит к оценке результативности своих действий.
«Спортивные мероприятия» говорят о предстоящих праздниках, недели здоровья, развлечениях детей детского сада, подготовленные педагогическим коллективом, а также события районного уровня. Раздел «Интересное о спорте» содержит информацию из истории олимпийского движения, примеры из биографии спортсменов, о том как и где придумали мяч и др. Рубрику предлагается заполнять родителям. Каждая семья найдет интересные факты о физкультуре и спорте, проявится заинтересованность в развитии кругозора ребенка, физических качеств.
Использование плана руководства и сменяемости пособий, атрибутов физкультурного уголка в самостоятельной двигательной деятельности детей
План руководства самостоятельной двигательной деятельностью составлен на 1 год. Представлен в виде «Физкультурного календаря», где каждому месяцу присвоен свой цвет, и он же соответствует цвету карточек с играми. Сам «Физкультурный календарь» изготовлен из прочного картона, ламинирован и его можно использовать как мишень для метания мячиков. Предусмотрено 8 игр на месяц. 4 игры для проведения на прогулке и 4 игры для группы. Зная, какой идет месяц, дети берут соответствующие его цвету карточки. Большинство игр знакомо детям и достаточно картинки чтоб вспомнить правила, а для тех, кто не знаком с игрой с обратной стороны есть правила и взрослым можно прочитать их и рассказать. Подобранные игры позволяют развивать ловкость в основных движениях: ходьба и упражнения в равновесии и перестроении «Разойдись – не упади», «Поменяйтесь местами»: бег – «К своим флажкам», «Догони мяч»; прыжки – «Классы», «Прыжки с обручем»; метание, бросание, ловля – «Тарелка по кругу», «Попади в круг»; лазание, ползание – «Не урони кубик», «Пожарные на учение». Ловкость успешно тренируется при выполнении упражнений в парах: «Ловля бабочек», «Трудная ноша»; упражнениях с предметами: «Не теряй мяч», «Малечина-калечина» и упражнении на координацию: «Сумей взять», «Не расплескай воду». В картотеке имеется несколько цветных, не заполненных карточек для оформления вариантов игр, придуманных детьми. Варианты игр можно придумать вместе с родителями и сделать самим. Наиболее популярны различные мишени, игры на ручную ловкость и варианты прохождения полос препятствий.
Использование специальных приемов стимулирующих творчество и инициативу при выполнении упражнений на ловкость в самостоятельной двигательной деятельности
Решение проблемных ситуаций в подвижных играх и упражнениях создает предпосылки для творчества. Нами были использованы следующие задания:
- Детям предлагалось сделать игры своими руками на основные движения. Например, различные мишени для метания, дуги и для подлезания, поле для игры в «Классы». А так же атрибуты к эстафетам, играм. Мальчикам понравилось делать маленькие гантели.
- Для детей успешно освоивших предложенные нами игры, упражнения, было предложено усложнить их и придумать свой вариант игры.
- Придуманную игру было предложено назвать по- своему. Словотворчество давалось с трудом, но в результате придуманы названия «Кручу-верчу» к игре «Пропеллер», «Стрелочка» к игре «Не теряй мяч».
- С интересом ребята откликнулись на предложение показать игру, упражнение без слов и предметов, а остальным отгадать, что это за игра.
- Предлагалось нарисовать свою любимую игру. Мальчики рисовали ходьбу на лыжах, игру с мячом, бокс, бадминтон. Девочки – себя со скакалкой, упражнения с обручем, а также занятия плаванием, балетом и йогой.
- Было предложено ребятам пофантазировать как можно использовать ракетку, мяч, обруч и другое физкультурное оборудование в играх. Здесь же обсуждали какие варианты и по какой причине не уместно использовать.
Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию ловкости в самостоятельной двигательной деятельности детей
1. Учитывать интересы и индивидуальные особенности физического развития.
2. Постепенный переход от простых игр, упражнений к сложным. Нужно начинать с того уровня, который будет получаться и доставлять удовольствие.
3. Выполнение упражнения должно быть регулярным с последующим усложнением. Хорошо освоенные движения, способствуют лишь поддержанию ловкости на достигнутом уровне, но не её дальнейшему эффективному развитию.
4. Время выполнения упражнения не может быть долгим, так как упражнения, направленные на развитие ловкости довольно быстро приводят к значительному утомлению.
5. Внесение новых игр в развивающую среду с обязательным показом и четкими инструкциями по выполнению упражнения. Правильность движений необходимо развивать начиная с самых первых шагов их освоения, когда ещё возможно сознательное вмешательство в те элементы движения, которые затем автоматизируются и уйдут из под контроля сознания. Обыгрывать новые пособия и игрушки, показав, как по-разному можно с ними действовать.
6. Предоставление возможности детям самим контролировать и оценивать процесс усвоения игрового материала. Поставить перед ребенком новые условия деятельности со знакомыми играми, в которых он будет сам проявлять инициативу, брать на себя ответственность. Это будет способствовать самостоятельному восполнению недостатка знания и информации.
7. Личная заинтересованность педагога в развитии ловкости у детей. Прямое или косвенное деликатное участие в самостоятельных играх детей.
8. Использовать приемы способствующие развитию творчества и инициативы у детей. Решение ребенком посильных проблем в подвижных играх и упражнениях рождает веру в свои силы. Он переживает радость самостоятельных маленьких «открытий». Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...
"Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях группы"
Консультация для воспитателей ДОУ. Как организовать двигательную активность детей в группе и оборудовать физкультурный уголок?...
Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях группы
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важн...
Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня
В основе охраны и укрепления психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня лежит оздор...
«Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства» (практический семинар для воспитателей ДОО)
Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где мало свободного пространства, и, кроме того, для таких игр часто требуется несколько игроков. А если хочется сыграть одному или с 1 - 2 др...
Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского сада
Консультация для педагоговСоздание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского садаОсновной формой педагогического процесса в детском саду долгое время являлась...
Рекомендации для педагогов « Самостоятельная двигательная деятельность детей младшего возраста, в условиях групповой комнаты».
Организация рационального двигательного режима является одним из условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, правильно...