Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня
консультация (подготовительная группа) на тему
В основе охраны и укрепления психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня лежит оздоровительно- воспитательная работа, предполагающая эффективное оздоровление, которое возможно при соблюдении следующих принципов:
- организация оздоровительного режима;
- организация правильной и достаточной двигательной активности;
- формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- реализация системы эффективного закаливания;
- обеспечение полноценного рационального питания;
- обеспечение психологического комфорта;
- использование развивающих форм оздоровительно - воспитательной работы.
На каждом из принципов остановимся подробнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ohrana_i_ukreplenie_psihich_i_fiz_zdor_det.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня»
В основе охраны и укрепления психического и физического здоровья детей путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности и оптимального режима дня лежит оздоровительно- воспитательная работа, предполагающая эффективное оздоровление, которое возможно при соблюдении следующих принципов:
- организация оздоровительного режима;
- организация правильной и достаточной двигательной активности;
- формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- реализация системы эффективного закаливания;
- обеспечение полноценного рационального питания;
- обеспечение психологического комфорта;
- использование развивающих форм оздоровительно - воспитательной работы.
На каждом из принципов остановимся подробнее.
Оздоровительный режим.
Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим - это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, меняющаяся в зависимости от воздействия среды. Оздоровительный режим должен быть построен с учетом особенностей соматического и нервно - психического здоровья детей, а также возрастных различий, эмоционального состояния, с учетом внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка.
По совокупности этих факторов должны регулироваться нагрузки, предъявляемые детям в процессе их обучения и воспитания. Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрствования и сна. Беспокойство вызывают дети, которые не спят днем, но по состоянию нервной системы нуждаются в таком отдыхе. Часто причинами нарушения сна являются несоблюдение единства воспитательных приемов в семье и детском саду, отсутствие четко организованного режима в семье.
Одним из компонентов рационально построенного режима являются прогулки на открытом воздухе, это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. В зависимости от возраста детей, прогулки (их характер и длительность) имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. После активной прогулки у ребят всегда хороший аппетит и хороший сон. Режим можно считать правильным тогда, когда в нем предусмотрена рациональная двигательная деятельность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные динамические паузы, физминутки, минуты релаксации) которая способствует нормальному функционированию нервной, сердечнососудистой и других систем детского организма.
Двигательная активность.
Двигательная активность детей зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в учреждении образования.
Если учесть соображения специалистов по возрастной физиологии, считающих, что для достижения активного долголетия, фундамент которого закладывается в период роста и развития, необходимы циклические физические упражнения, повторяющиеся многократно и систематически, то становится ясно, что такие упражнения должны быть одним из основных средств в физическом воспитании детей. Равномерно повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках и т.д.) способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья. Однако планируя данные циклические движения, необходимо соблюдать определенные требования:
- регулировать нагрузку не увеличивая дистанцию, а путем систематического повторения движений;
- научить детей правильному дыханию;
- не допускать физической и эмоциональной перегрузки и, вместе с тем, формировать положительный эмоциональный настрой, что и является одной из целей здоровье сберегающих технологий.
Дыхание и осанка.
Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание залог прочного здоровья. Основные пути, ведущие к развитию полноценного дыхания, по мнению специалистов, следующие:
а) упражнения в беге;
б) гимнастика дыхательных мышц;
в) приучение правильному дыханию;
г) правильная постановка пения.
Все это должно быть активно использовано в работе с детьми. С этой цель необходимо разучивать с детьми оздоровительные упражнения для горла, типа: «Лошадки», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота», «Веселые плакальщики», «Смешинка». Нужно обучать детей профилактическим упражнениям для верхних дыхательных путей, упражнять их в дыхательных и звуковых упражнениях.
Формирование и коррекция осанки, профилактика нарушения осанки
Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по охране и укреплению физического и психического здоровья детей
Осанка - это привычная поза, естественно непринужденно стоящего ребенка. Следует быть внимательным к позам детей во всех видах их жизнедеятельности, воспитывать прочную привычку правильному положению тела и в организованных занятиях и в самостоятельных играх.
У дошкольников и младших школьников развитие костно-мышечной системы незавершенно. Во многом она состоит их хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и, в тоже время, сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для детей, т.к. мышцы удерживающие тело в вертикальном положении не получают должного развития. Общее физиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоничное развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве. В настоящее время разработаны комплексы упражнений, формирующих правильную осанку, комплексы упражнений для профилактики сколиоза, комплексы упражнений исправляющих осанку.
Закаливание
Существуют определенные принципы реализации эффективного закаливания:
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей; - интенсивность закаливающих процедур, целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим, в процессе закаливающей тренировки, компенсаторным возможностям растущего организма;
- перерыв в закаливании на две три недели снижает сопротивляемость организма к простудным факторам;
- необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, наличие у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
- недопустимо проведение закаливания, при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
- рекомендуется использование не перегревающей одежды;
- закаливание ослабленных детей нужно вести с еще большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть еще более индивидуальны.
Рекомендуемые закаливающие процедуры:
- закаливающие воздушные ванны для тела;
- контрастные ванночки для рук и ног;
- полоскание рта и горла;
- массаж и обмывание прохладной водой ушных раковин;
- массаж головы, массаж шейных позвонков;
- массаж рук, массаж ног;
- массаж спины.
Не менее важно обеспечение полноценного сбалансированного рационального питания, обеспечение психологического комфорта в повседневной жизни и использование развивающих форм оздоровительно - воспитательной работы, а именно нетрадиционных методов закаливания и оздоровления: например, использование ионизаторов воздуха - люстры Чижевского, фитотерапия, использование дыхательных систем Стрельниковой, Бутейко.
В нашем учреждении для детей с нарушением зрения значительное количество времени затрачивается на лечебно-восстановительную работу, т.к. лечение проходит в условиях малоподвижности, а иногда, и неподвижности. Это, в некоторой степени, способствует снижению двигательной активности детей. В этой связи, педагоги уделяют большое значение созданию и постоянному поддерживанию положительных эмоций, развитию потребностей в движении, правильно организуют двигательный режим детей, грамотно сочетают его с другими видами детской деятельности: уроками, занятиями, играми, лечебно-восстановительными мероприятиями.
Основываясь на принципах здоровье-сберегающих технологий, при организации двигательной активности детей придерживаемся наиболее приемлемых режимных моментов.
Утренняя гимнастика - 10 минут.
Подвижная игра, перед занятиями статического характера - 6 - 8 минут.
Физкультминутки в сочетании со зрительными упражнениями в ходе уроков, занятий, лечебных мероприятий - 15 - 17 минут.
Игры между занятиями, уроками - 10 минут.
Занятия, уроки двигательного характера (физкультурное, музыкальное, экскурсии) - 20 - 30 минут.
Дневная прогулка - 2 часа.
Музыкально - ритмические упражнения, воздушные процедуры (с движение), после дневного сна - 10 - 12 минут.
Игры после полдника, коррекционные упражнения, индивидуальные и подгрупповые занятия, связанные с коррекцией движения и ориентировкой в пространстве - 30 - 40 минут.
Вечерняя прогулка - 1,5 - 2 часа.
Специфика нашей работы требует в режиме двигательной активности учитывать коррекционные задачи.
Так на прогулке мы, по возможности, ведем пропедевтическую работу по овладению основными движениями, упражнениями на координацию движений, ориентировку в пространстве. В подвижных играх тренируем зрение, слуховое восприятие, другие сохранные анализаторы, внимание.
Физкультминутки, направленные на активизацию зрительных функций, сочетаем с общеукрепляющими упражнениями на уроках, занятиях, лечебных процедурах. Взаимосвязь лечебно - восстановительной и коррекционной работы способствует повышению эффективности лечения, оздоровлению детей.
Формы работы по охране и укреплению психического и физического здоровья детей находятся в тесной взаимосвязи со здоровьеформирующими и здоровьесозидающими формами работы, с использованием:
- физкультурных занятий, уроков по физкультуре, утренней гимнастики, спортивных развлечений, дней «Здоровья», ритмики, пропедевтических занятий по преодолению зрительно – двигательных нарушений;
- упражнений по снятию статического, общего, психического напряжения;
- комплексов упражнений для профилактики нарушения осанки, плоскостопия;
- комплексов гимнастик для глаз;
- физминуток сгруппированных для формирования определенных навыков учебной деятельности младших школьников (чтение, письмо, формирование математических умений)
- различных упражнениий для глаз, офтальмотренажеров;
- специальных упражнений для глаз (упражнения на снятия спазма аккомодации, для снятия глазного напряжения, упражнения для утомленных глаз, для укрепления глазодвигательных мышц, на улучшение циркуляции крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, расслабление конвергенции, дивергенции, на снятие влияния побочных эффектов лечения);
- тренировочных упражнений для глаз (перефокусировка взора, сведение глаз, чтение на расстоянии, перемещение, упражнение с часами и другие);
- водного массажа глаз;
- энергетической гимнастики;
- психогимнастики;
- корригирующей гимнастики;
- ритмической гимнастики;
- дыхательных гимнастик;
- пальчиковых гимнастик;
- логоритмики;
- здоровьесберегающих технологий, разработанных профессором В. Ф. Базарным;
- динамических пауз, общих физминуток;
- элементов самомассажа и точечного массажа;
- упражнений на релаксацию;
- арттерапии (изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии), используемые в работе нашего учреждения.
Таким образом, использование в работе здоровьеформирующих и здоровьесозидающих форм работы способствуют охране и укреплению психического и физического здоровья детей, совершенствованию их физического развития, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшению физической и умственной работоспособности. Кроме того, способствуют формированию у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижению определенного уровня физической подготовки, воспитанию у детей личной физической культуры, формированию потребности в физическом совершенствовании, воспитанию привычки к здоровому образу жизни.
Выводы и рекомендации:
Охрану и укрепление психического и физического здоровья детей продолжать путем организации благоприятных условий для самостоятельной двигательной деятельности, организацией оптимального режима дня. Физическое здоровье детей продолжать укреплять следующими средствами: полноценное питание; закаливающие и оздоровительные процедуры; развитие движений; гигиена режима, формирование саногенного мышления.
Литература:
1. Сековец, Л.С. - Система упражнений по коррекции и координации движений у детей с косоглазием и амблиопией. Дефектология №6, 1985г.
2. Сековец, Л. С. - Комплексная физическая реабилитация детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Дефектология №7, 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Роль ДОУ, педагогического коллектива в сохранении здоровья детей путём создания благоприятных условий и психологического комфорта»
Повестка дня:1. Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ.2. Микроклимат между педагогами в группе… Как он влияет на условия...
«Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности на прогулке»
Материал содержит рекомендации для организации самостоятельной деятельности детей на прогулке....
Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в режиме дня
Консультация для педагогов...
Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского сада
Консультация для педагоговСоздание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского садаОсновной формой педагогического процесса в детском саду долгое время являлась...
Статья на тему: «Самостоятельная двигательная деятельность, как компонент двигательного режима в ДО.»
Положение о первенствующей роли двигательной активности в жизнедеятельности организма ребенка, определяющей его здоровье, физическое и умственное развитие, является в настоящее время общепризнанным....
Создание условий для проявления интереса к физической активности, стремления к самостоятельной двигательной деятельности, в выполнении действий по самообслуживанию
Виды и формы воспитательной деятельности:...