Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского сада
консультация

Сандакова Юлия Валерьевна

Консультация для педагогов

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе  детского сада

Основной формой педагогического процесса в детском саду долгое время являлась регламентированная познавательная деятельность детей. Но для того, чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать более содержательным. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем больше возможностей для познавательной и двигательной деятельности детей.

В ходе совместной деятельности взрослого с ребенком налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения. Проблема здесь носит ситуативный характер. Особенностью организации совместной деятельности является то, что участие в ней добровольное, и каждый ребенок может « включиться» или « выключиться» в любой момент. Деятельность может быть рассчитана на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребенка.

Для чего же мы должны уделять достаточно времени двигательной активности наших детей в группе? Все очень просто. Все мы хотим, чтобы дети наши росли сильными, крепкими, имели хорошую осанку. То есть были здоровыми, не имея в будущем таких проблем, как сколиоз, плоскостопие, болезни внутренних органов.

Планирование самостоятельной двигательной активности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая проблемно – игровые ситуации. Что мы и сделали в нашей группе, предложив детям игру «Разведчики». Вначале с детьми была проведена беседа «Кто такие разведчики?». Затем детям объяснили, что им придется преодолевать трудности, полосы препятствий, проявить свою силу и решительность.

Конструирование образовательной ситуации для повышения двигательной активности детей разновозрастной группы.

Тема « Разведчики»

Цель: Освоить и закрепить основные движения, способы перестроения.

  1. В беге – работу рук и ног.
  2. В прыжках- плотную группировку, устойчивое равновесие при приземлении.
  3. В метании- энергичный толчок кистью, уверенные действия с мячом.
  4. Учиться контролировать свои действия.

Задания для полосы препятствий:

  1. « Классики»- прыжки на 1 и 2 ногах, развивают глазомер, учатся ориентироваться в пространстве.
  2. «Кочки»- прыжки с кочки на кочку, хождение змейкой, крестиком, ломаной.
  3. «Следы»- хождение след в след, вперед, назад, прыжки с одной ноги на другую.
  4. Использование подручных средств- ковер- прыжки по квадратам, прямоугольникам, хождение по фигурам не наступая на черту.
  5. Метание мячиков в цель – развитие глазомера, меткости, умение рассчитать силу броска.
  6. «Погремушки» - подвешаны на дверной косяк 3 погремушки разной длины. Подтягивание, подпрыгивание, вытягивание.
  7. «Сборные классики» - прыжки на одной, на двух ногах, согласно порядковому счету, обратный счет, ползание между квадратами.

Во время игры старшие дети – уже настоящие разведчики, обучают младших детей, готовят себе достойную смену. Для этого предлагается «картотека». Старший ребенок показывает малышам карточку с изображением того или иного животного, птицы. Малыши имитируют движения походку. Используется ходьба, бег, движения шеей, бедрами, руками, головой. Движения могут сопровождаться стихами, текстами.

Многие упражнения и движения повторяются. Однако все мы знаем, что дети не могут долго заниматься одним видом деятельности. Мы стараемся переключать их интерес на другие виды.

Таким образом, мы добиваемся систематической двигательной активности детей, а все это способствует возникновению у них отчетливо выраженного интереса к собственным двигательным возможностям и стремление к их проявлению. А мы надеемся, что наши дети вырастут сильными, крепкими, подтянутыми, а самое главное – здоровыми.

4. Традиционные и новые подходы
к созданию развивающей среды

В дошкольном образовании за последние годы сложилась новая система нормативно-правовых, административных, экономических,

405

социокультурных условий, позволяющая дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды развития ребенка. Здесь наблюдаются новые позитивные изменения при сохранении лучших традиций системы.

Работники дошкольных учреждениях стараются создать домашнюю и уютную обстановку в детском саду. В некоторых детских садах экспонируются фотографии детей и членов их семей, детские рисунки. Причем рисунки каждого ребенка независимо от качества время от времени участвовали в этих экспозициях. Появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, повышает самооценку ребенка, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.

В последние годы в некоторых детских садах появились общие столовые: выделяется и оборудуется специальное помещение, куда приходят на завтрак или обед дети из разных возрастных групп. Такая организация среды создает широкие возможности для приобщения ребенка к культуре поведения во время еды, приобретения социального опыта младшими детьми на примере старших. Это также способствует поддержанию чистоты в групповых помещениях и разгрузке персонала.

Современные формы организации среды в ряде детских садов предусматривают также оборудование и использование участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализации разных видов их активности. С этой целью на участке выделяются спортивные площадки, оснащенные стационарным и выносным (велосипеды, педальные машины, самокаты, мячи, скакалки, лыжи и др.) оборудованием для проведения подвижных игр, спортивных развлечений, в том числе подгрупповых и индивидуальных; элементов спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис и пр.); утренней гимнастики и физкультурных занятий. Кроме того, для реализации двигательной активности детей на участке оборудуют "полосу препятствий", размечают беговую (зимой лыжную) дорожку, заливают зимой каток, сооружают плескательный бассейн. Для охраны и укрепления здоровья детей проводится озеленение участка, при этом создаются уголки-огороды, цветники, ягодники; "уголки" сада, леса, поля, которые могут использоваться в педагогическом процессе для развития у ребенка основ экологического сознания. С этой же целью оформляется "экологическая тропа" - сочетание природного ландшафта, растительного и животного мира (например, насекомых, земноводных и др.).406

Для ознакомления детей с правилами уличного движения создаются "автодромы" и "площадки ГАИ" со светофорами, дорожными знаками и др.

К сожалению, большинство дошкольных учреждений не использует достаточно эффективно участок в педагогическом процесе, ограничиваясь традиционными прогулками и подвижными играми на воздухе. Кроме того, в современных условиях социальной нестабильности оптимальные модели устройства участка реализуются с большими трудностями из-за недостаточного финансирования, разных правонарушений (воровство, разрушение и пр.).

К позитивным традициям следует отнести появление изостудий, компьютерных классов; залов для занятий хореографией, оборудованных станками, зеркалами; "комнат сказок", в которых организуются коллективные игры детей и их театрализованная деятельность. В ряде случаев специально оборудуются театральные студии, комнаты национального быта, где дети приобщаются к фольклору, национальным традициям, элементарным основам домоводства.

Во многих дошкольных учреждениях групповые помещения, как правило, были организованы на основе выделения зон для разных видов детской деятельности - игры, конструирования, двигательной активности, для наблюдения и ухода за растениями и животными и пр. Эти положительные традиции сохраняются. В новых условиях раскрепощения системы дошкольного образования педагоги проявляют творческий подход и высокую изобретательность. В детских садах имеются мольберты, кусочки линолеума на полу и на стене для рисования карандашами и мелками, станки для лепки и другое оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности детей; уголки с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, теневой и др.) и наборами музыкальных инструментов; уголки природы, в том числе для игр с водой и песком, не только позволяющие ухаживать за растениями и животными, но и обеспечивающие детям возможность релаксации и отдыха.

Новые модели устройства помещения позволяют ребенку, с одной стороны, участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а с другой - побыть одному, что очень важно для детей ослабленных. С этой целью создаются разнообразные "уголки уединения" с использованием ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха ребенка. В группах имеются мини-стадионы и спортивный инвентарь, позволяющие реализовать ребенку двигательную активность. Более рационально стали использоваться все помещения - групповые комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения этих разнообразных

407

зон. Именно такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, вступать в общение с детьми других возрастных групп и с разными взрослыми, делает его истинным хозяином дошкольного учреждения.

Вместе с тем во многих дошкольных учреждениях жизнь одно-возрастных групп организуется по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты ребенка с другими детьми и взрослыми. Практикуется также негибкое использование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Например, фиксированное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что маленькие дети сидят "за партами" в неудобных застывших позах, что отрицательно сказывается на их осанке, физическом и психологическом самочувствии, не способствует реализации их индивидуальных творческих способностей.

К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами ("Больница", "Почта", "Магазин", "Пароход") и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.

Немаловажную роль играет характер размещения игрового, физкультурного и другого оборудования в помещениях детского сада, которое должно обеспечивать ребенку свободный доступ к играм и игрушкам, к материалам и орудиям для рисования, лепки, конструирования, а также удобство их использования. В привычной практике карандаши, краски, бумага для рисования, пластилин, глина для лепки выдаются детям, как правило, лишь на специальных занятиях, ограничивая их нерегламентированную самостоятельную деятельность.

Игры и игрушки, особенно новые, зачастую экспонируются на полках или заперты в шкафах с ориентацией на проверяющего. Качество игрушек и оборудования далеко не всегда соответствует необходимым психолого-педагогическим требованиям. Однако в детских садах появляются оборудование и игрушки нового поколения, способствующие развитию ребенка, которых, к сожалению, недостаточно. Педагоги преодолевают эти трудности путем самостоятельного изготовления, в том числе и с привлечением родителей, авторского оригинального оборудования и игрушек, обмениваются чертежами и выкройками, благодаря чему этот позитивный опыт распространяется в других детских садах. Профессиональное отношение к качеству игрушек и оборудования предполагает отбор педагогически ценных образцов (полифункциональных, развивающих), а также соблюдение принципа их возрастной адресованности. Особое значение в развитии ребенка играют так называемые предметы-заместители (неоформленный или природный материал), способствующие развитию воображения, знаковой символической функции мышления в игре. К сожалению, в большей части дошкольных учреждений предметы-заместители отсутствуют, что существенно обедняет развивающую среду. К негативным явлениям следует отнести также использование старых, изношенных игрушек, недостаточное количество их в целом, неразборчивость при комплектовании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости.

Среди новых, прогрессивных тенденций следует отметить создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур (оборудование физиотерапевтического, массажного, зубоврачебного кабинетов, сауны, фитобара и пр.).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе  детского сада

Основной формой педагогического процесса в детском саду долгое время являлась регламентированная познавательная деятельность детей. Но для того, чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать более содержательным. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем больше возможностей для познавательной и двигательной деятельности детей.

В ходе совместной деятельности взрослого с ребенком налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения. Проблема здесь носит ситуативный характер. Особенностью организации совместной деятельности является то, что участие в ней добровольное, и каждый ребенок может « включиться» или « выключиться» в любой момент. Деятельность может быть рассчитана на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребенка.

Для чего же мы должны уделять достаточно времени двигательной активности наших детей в группе? Все очень просто. Все мы хотим, чтобы дети наши росли сильными, крепкими, имели хорошую осанку. То есть были здоровыми, не имея в будущем таких проблем, как сколиоз, плоскостопие, болезни внутренних органов.

Планирование самостоятельной двигательной активности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая проблемно – игровые ситуации. Что мы и сделали в нашей группе, предложив детям игру «Разведчики». Вначале с детьми была проведена беседа «Кто такие разведчики?». Затем детям объяснили, что им придется преодолевать трудности, полосы препятствий, проявить свою силу и решительность.

Конструирование образовательной ситуации для повышения двигательной активности детей разновозрастной группы.

Тема « Разведчики»

Цель: Освоить и закрепить основные движения, способы перестроения.

  1. В беге – работу рук и ног.
  2. В прыжках- плотную группировку, устойчивое равновесие при приземлении.
  3. В метании- энергичный толчок кистью, уверенные действия с мячом.
  4. Учиться контролировать свои действия.

Задания для полосы препятствий:

  1. « Классики»- прыжки на 1 и 2 ногах, развивают глазомер, учатся ориентироваться в пространстве.
  2. «Кочки»- прыжки с кочки на кочку, хождение змейкой, крестиком, ломаной.
  3. «Следы»- хождение след в след, вперед, назад, прыжки с одной ноги на другую.
  4. Использование подручных средств- ковер- прыжки по квадратам, прямоугольникам, хождение по фигурам не наступая на черту.
  5. Метание мячиков в цель – развитие глазомера, меткости, умение рассчитать силу броска.
  6. «Погремушки» - подвешаны на дверной косяк 3 погремушки разной длины. Подтягивание, подпрыгивание, вытягивание.
  7. «Сборные классики» - прыжки на одной, на двух ногах, согласно порядковому счету, обратный счет, ползание между квадратами.

Во время игры старшие дети – уже настоящие разведчики, обучают младших детей, готовят себе достойную смену. Для этого предлагается «картотека». Старший ребенок показывает малышам карточку с изображением того или иного животного, птицы. Малыши имитируют движения походку. Используется ходьба, бег, движения шеей, бедрами, руками, головой. Движения могут сопровождаться стихами, текстами.

Многие упражнения и движения повторяются. Однако все мы знаем, что дети не могут долго заниматься одним видом деятельности. Мы стараемся переключать их интерес на другие виды.

Таким образом, мы добиваемся систематической двигательной активности детей, а все это способствует возникновению у них отчетливо выраженного интереса к собственным двигательным возможностям и стремление к их проявлению. А мы надеемся, что наши дети вырастут сильными, крепкими, подтянутыми, а самое главное – здоровыми.

4. Традиционные и новые подходы
к созданию развивающей среды

В дошкольном образовании за последние годы сложилась новая система нормативно-правовых, административных, экономических,

405

социокультурных условий, позволяющая дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды развития ребенка. Здесь наблюдаются новые позитивные изменения при сохранении лучших традиций системы.

Работники дошкольных учреждениях стараются создать домашнюю и уютную обстановку в детском саду. В некоторых детских садах экспонируются фотографии детей и членов их семей, детские рисунки. Причем рисунки каждого ребенка независимо от качества время от времени участвовали в этих экспозициях. Появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, повышает самооценку ребенка, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.

В последние годы в некоторых детских садах появились общие столовые: выделяется и оборудуется специальное помещение, куда приходят на завтрак или обед дети из разных возрастных групп. Такая организация среды создает широкие возможности для приобщения ребенка к культуре поведения во время еды, приобретения социального опыта младшими детьми на примере старших. Это также способствует поддержанию чистоты в групповых помещениях и разгрузке персонала.

Современные формы организации среды в ряде детских садов предусматривают также оборудование и использование участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализации разных видов их активности. С этой целью на участке выделяются спортивные площадки, оснащенные стационарным и выносным (велосипеды, педальные машины, самокаты, мячи, скакалки, лыжи и др.) оборудованием для проведения подвижных игр, спортивных развлечений, в том числе подгрупповых и индивидуальных; элементов спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис и пр.); утренней гимнастики и физкультурных занятий. Кроме того, для реализации двигательной активности детей на участке оборудуют "полосу препятствий", размечают беговую (зимой лыжную) дорожку, заливают зимой каток, сооружают плескательный бассейн. Для охраны и укрепления здоровья детей проводится озеленение участка, при этом создаются уголки-огороды, цветники, ягодники; "уголки" сада, леса, поля, которые могут использоваться в педагогическом процессе для развития у ребенка основ экологического сознания. С этой же целью оформляется "экологическая тропа" - сочетание природного ландшафта, растительного и животного мира (например, насекомых, земноводных и др.).

406

Для ознакомления детей с правилами уличного движения создаются "автодромы" и "площадки ГАИ" со светофорами, дорожными знаками и др.

К сожалению, большинство дошкольных учреждений не использует достаточно эффективно участок в педагогическом процесе, ограничиваясь традиционными прогулками и подвижными играми на воздухе. Кроме того, в современных условиях социальной нестабильности оптимальные модели устройства участка реализуются с большими трудностями из-за недостаточного финансирования, разных правонарушений (воровство, разрушение и пр.).

К позитивным традициям следует отнести появление изостудий, компьютерных классов; залов для занятий хореографией, оборудованных станками, зеркалами; "комнат сказок", в которых организуются коллективные игры детей и их театрализованная деятельность. В ряде случаев специально оборудуются театральные студии, комнаты национального быта, где дети приобщаются к фольклору, национальным традициям, элементарным основам домоводства.

Во многих дошкольных учреждениях групповые помещения, как правило, были организованы на основе выделения зон для разных видов детской деятельности - игры, конструирования, двигательной активности, для наблюдения и ухода за растениями и животными и пр. Эти положительные традиции сохраняются. В новых условиях раскрепощения системы дошкольного образования педагоги проявляют творческий подход и высокую изобретательность. В детских садах имеются мольберты, кусочки линолеума на полу и на стене для рисования карандашами и мелками, станки для лепки и другое оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности детей; уголки с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, теневой и др.) и наборами музыкальных инструментов; уголки природы, в том числе для игр с водой и песком, не только позволяющие ухаживать за растениями и животными, но и обеспечивающие детям возможность релаксации и отдыха.

Новые модели устройства помещения позволяют ребенку, с одной стороны, участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а с другой - побыть одному, что очень важно для детей ослабленных. С этой целью создаются разнообразные "уголки уединения" с использованием ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха ребенка. В группах имеются мини-стадионы и спортивный инвентарь, позволяющие реализовать ребенку двигательную активность. Более рационально стали использоваться все помещения - групповые комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения этих разнообразных

407

зон. Именно такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, вступать в общение с детьми других возрастных групп и с разными взрослыми, делает его истинным хозяином дошкольного учреждения.

Вместе с тем во многих дошкольных учреждениях жизнь одно-возрастных групп организуется по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты ребенка с другими детьми и взрослыми. Практикуется также негибкое использование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Например, фиксированное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что маленькие дети сидят "за партами" в неудобных застывших позах, что отрицательно сказывается на их осанке, физическом и психологическом самочувствии, не способствует реализации их индивидуальных творческих способностей.

К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами ("Больница", "Почта", "Магазин", "Пароход") и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.

Немаловажную роль играет характер размещения игрового, физкультурного и другого оборудования в помещениях детского сада, которое должно обеспечивать ребенку свободный доступ к играм и игрушкам, к материалам и орудиям для рисования, лепки, конструирования, а также удобство их использования. В привычной практике карандаши, краски, бумага для рисования, пластилин, глина для лепки выдаются детям, как правило, лишь на специальных занятиях, ограничивая их нерегламентированную самостоятельную деятельность.

Игры и игрушки, особенно новые, зачастую экспонируются на полках или заперты в шкафах с ориентацией на проверяющего. Качество игрушек и оборудования далеко не всегда соответствует необходимым психолого-педагогическим требованиям. Однако в детских садах появляются оборудование и игрушки нового поколения, способствующие развитию ребенка, которых, к сожалению, недостаточно. Педагоги преодолевают эти трудности путем самостоятельного изготовления, в том числе и с привлечением родителей, авторского оригинального оборудования и игрушек, обмениваются чертежами и выкройками, благодаря чему этот позитивный опыт распространяется в других детских садах. Профессиональное отношение к качеству игрушек и оборудования предполагает отбор педагогически ценных образцов (полифункциональных, развивающих), а также соблюдение принципа их возрастной адресованности. Особое значение в развитии ребенка играют так называемые предметы-заместители (неоформленный или природный материал), способствующие развитию воображения, знаковой символической функции мышления в игре. К сожалению, в большей части дошкольных учреждений предметы-заместители отсутствуют, что существенно обедняет развивающую среду. К негативным явлениям следует отнести также использование старых, изношенных игрушек, недостаточное количество их в целом, неразборчивость при комплектовании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости.

Среди новых, прогрессивных тенденций следует отметить создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур (оборудование физиотерапевтического, массажного, зубоврачебного кабинетов, сауны, фитобара и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности на прогулке»

Материал содержит рекомендации для организации самостоятельной деятельности детей на прогулке....

Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватно их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширения двигательного опыт...

«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"

Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...

Мастер-класс «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Представление опыта работы по созданию условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.Проведение мастер-класса с педагогами....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Эффективно использовать нестандартное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности. В представленной...

Мое эссе на тему «Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду».

Мое эссе на тему «Создание условий для   самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду».Я - музыкальный руководитель МАДОУ №313 города Красноярска. Кто же такой м...

Проект "Здоровьесбережение. Создание условий для самостоятельной двигательной активности в условиях группы".

Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития. Двигательная активность ребенка часто обусловлена предло...