Рекомендации для педагогов « Самостоятельная двигательная деятельность детей младшего возраста, в условиях групповой комнаты».
методическая разработка (младшая группа)
Организация рационального двигательного режима является одним из условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, правильно организованная деятельность воспитанников играет важную роль в физическом состоянии детей, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста – одна из основных задач, стоящая перед воспитателями ДОУ.
Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности. Однообразным становится и содержание двигательной активности..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsiya_dlya_pedagogov.docx | 27.05 КБ |
seminar.docx | 94.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
« Самостоятельная двигательная деятельность детей младшего возраста,
в условиях групповой комнаты».
Составила : Воспитатель Морозова Т. А.
« Если ограничить двигательную активность детей,
то недостаточно развитая двигательная память
может атрофироваться, что приведёт к нарушению
условных связей и снижению психической активности».
П. Ф. Лесгафт.
Одной из главных педагогических целей дошкольного учреждения в условиях применения ФГОС является полноценное психологическое и физическое развитие детей, а одной из приоритетных задач - удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Организация рационального двигательного режима является одним из условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, правильно организованная деятельность воспитанников играет важную роль в физическом состоянии детей, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста – одна из основных задач, стоящая перед воспитателями ДОУ.
Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности. Однообразным становится и содержание двигательной активности..
Самостоятельная двигательная активность детей в пределах групповой комнаты является высокоэффективным средством физического развития ребенка.
Для решения целей , перед педагогами ставятся следующие задачи:
1. Создать в группе разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию самостоятельной двигательной активности, а также всестороннее развитие детей.
2. Обогатить знания детей о подвижных играх и физических упражнениях.
3. Развивать умение самостоятельно действовать с различными предметами и пособиями (обручи, мячи, дуги и т. д.).
4. Развивать выразительность движений. Поощрять двигательное творчество детей.
5. Формировать интерес к подвижным играм и двигательной активности в целом.
В процессе работы следует придерживаться следующих принципов здоровьесберегающих технологий:
- принцип сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармонического развития личности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, в развитии физических качеств.
Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованной деятельности, в своей самостоятельной деятельности.
Младший возраст
Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!
Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование , с учётом возраста детей младшего возраста. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и др.
В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:
- доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см);
- гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см);
- доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см);
- две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см);
- два куба (ребро 25-30 см);
- ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см);
- лесенка-стремянка (высота 1,5 м);
- мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера;
- один-два надувных мяча (диаметр 40 см);
- игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);
- бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см);
- оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);
- крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх);
- шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм);
- погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей;
- четыре гимнастические палки (длина 75-80 см);
- гимнастический шест (длина 1,8-2 м).
Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы».
Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой взрослого.
Вторая задача – правильно разместить физкультурно-игровое оборудование. Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в каком-то определённом безопасном месте (в ящике, коробе, на стеллаже и пр.). Считаем, что это не совсем целесообразно по следующим причинам.
Во-первых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону их внимания. Например, музыкальный молоточек будет интересен ребёнку до тех пор, пока он не заметит вращающийся надувной мяч, укреплённый на потолке. Случайно наткнувшись на ящик с колечками, ребёнок попытается в него влезть, а обнаружив здесь детали пирамидки, – собрать конструкцию.
Во-вторых, дети в возрасте двух-трёх лет всегда подражают сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой по групповой комнате, он обязательно захочет последовать его примеру.
Физкультурный снаряд для ребёнка – основа для изучения способов его применения. Расположите оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движений детей. Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём.
Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками.
Конечно, нет необходимости превращать игровую комнату в склад оборудования. Однако важно, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты, а раз или два в неделю меняйте его местоположение, объединяя несколько предметов в единую полосу препятствий.
Таким образом, в первой и второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый ребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.
Перечень оборудования составляется с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.
Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками. По
Третья задача педагогов - научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.
Несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, бросать мяч, прыгать через скакалку.
Недостаточно иметь необходимый инвентарь для организации двигательной деятельности детей в условиях групповой комнаты, нужно научить детей правильно организовывать самостоятельную двигательную активность именно в условиях ограниченного пространства, так как у основной массы современных детей нет возможностей для её проявления (ограничение двигательной активности на прогулках родителями, преобладанием статического времяпрепровождения перед телевизором и компьютером и пр.). Она всё больше ограничивается созданными условиями:
- - замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду;
- - ограничением двигательной активности на прогулках;
- - требованиями (запретами) взрослых: не лезь, не беги и т.д.;
- - увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
- - преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, конструктор, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);
- - генетической наследственностью (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).
Для решения этой задачи педагогам нужно планировать двигательную активность детей в течении дня по этапам.
1 этап педагогического процесса – «Утро».
Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться полезной двигательной деятельностью. Утром обязательно следует провести утреннюю гимнастику, необходимую для разогрева определенных групп мышц.
Утром целесообразно планировать деятельность игры малой или средней подвижности (« Найди, что спрятано» , «Пронеси мяч не задев кегли»). При планировании следует учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если будет занятие, предполагающее длительную статическую позу ( конструирование , развитие речи, изодеятельность),то лучше запланировать игры средней подвижности; если предстоит физкультурное занятие, то целесообразнее запланировать более спокойную двигательную деятельность, направленную на разогрев определенных групп мышц.
2 этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»
Основная педагогическая задача данного этапа – вызвать желание завтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо в группе создавать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.
Во второй половине дня обязательно проводят бодрящую гимнастику после сна и закаливающие мероприятия с использованием корригирующих дорожек.
Во вторую половину дня целесообразно планировать самостоятельную двигательную активность, используя различное физкультурное оборудование. Необходимо детям выстраивать полосы препятствия, тем самым стимулируя выполнение различных видов деятельности (перепрыгнуть с косички на косичку, пройти по дорожке и пр., создавать «экстремальные» условия для движения, например, натягивать шнуры, ленты, верески на разной высоте.
Воспитателю, для развития самостоятельной двигательной активности, необходимо разработать серию подвижных игр, которая позволит детям активно двигаться в условиях групповой комнаты. Вводить игру следует постепенно, используя их как для физминуток, так и для занятий по физкультуре.
Необходимо наблюдать за детьми в течении всего дня , уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;
- предусматривать каждому ребенку место для движений, оберегать это пространство;
- привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;
- снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением;
- если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;
- пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
- отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий;
- чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;
- иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
- периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному».
Тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на повышение самостоятельной двигательной активности детей в дальнейшем позволит:
1. Избежать гиподинамии.
2. Обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр.
3. Сформировать привычку к здоровому образу жизни.
4. Создать оптимальные условия для обеспечения самостоятельной двигательной активности детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
« Детский сад № 3 « Ромашка» п. Новоорск.
Мастер- класс для педагогов групп раннего возраста в ДОУ по теме :
« Путешествие в страну Сенсорику».
Провела воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка» п.Новоорск. Морозова Т.А.
Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме:
«Путешествия в страну Сенсорику».
«Когда я слушаю – узнаю,
когда делаю - запоминаю».
Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания детей младшего возраста .
Оборудование: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндер сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
Ход мероприятия:
1 часть (теоретическая) - Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?».
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома.
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие? Сделаем это с помощью непривычного для нас интерактивного метода – КЛАСТЕРА.
Небольшая справка: Кластер, в переводе с английского языка означает гроздь, кисть, - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.
Например: ЛЫЖИ, САНКИ, ПРАЗДНИК, ДЕД МОРОЗ, СНЕГОВИК, ПОДАРКИ, ЁЛКА, НОВЫЙ ГОД = ЗИМА.
В ДОУ предлагается использовать так: на доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.
Кожное восприятие включает в себя:
- тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),
- осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное),
- температурные ощущения,
- барические ощущения (вес, тяжесть).
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.
Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому груднички так и норовят все схватить и потянуть в рот. Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.
В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:
- С основными цветами спектра.
- С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т.д.).
- С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).
- С представлением количества (много-мало).
К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны
- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?
Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
2 часть (практическая): «Игра – путешествие в страну Сенсорику».
Создание проблемной ситуации
Уважаемые коллеги, я приветствую вас
Вашему вниманию я представлю вам « Игру-путешествие в страну Сенсорику».
В ходе которой мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику !!!
Но чтобы отправиться в путь, согласно требованиям ФГОС , перед нами должна возникнуть проблема. А наша проблема заключается в том, чтобы определить , Что –же находится в волшебном ящике.
(Звучит музыка, выносят «волшебный ящик».)
- Угадайте, что находиться в ящике? По - другому этотзагадочный предмет называют «золотое яблоко», этот предмет вырабатывает достаточно электричества — 3,5 вольта — для питания светодиода, кроме того установлено, что этот предмет не тонет в воде. Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике». Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Вам стало интересно. И поскорей хочется узнать что там ?
А я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Сенсорики.
Поскорей вставайте в круг,
За руки все возьмёмся.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Подарю вам ленточки, (раздаю резинки, заколки)
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
- Как гудит поезд? (Ту – туу). Поехали! Ручки согнули, завели мотор. Чух – чух – чух..(дыхательная гимнастика.)
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук туктуктуктук.
Тук туктук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как же она называется ?Чтобы узнать нам нужно отгадать загадки:
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
(выставляются человечки соответствующего цвета)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.(красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать. А пальчики помогут нам правильно думать , и говорить.
Упражнение с « су – джок» тренажером.
Я мячом круги катаю , взад – вперёд его гоняю ,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки ,
И сожму его немножко, как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму ,и другой рукой начну.
А сейчас мы свами поиграем в игру на внимание.
Игра 1. «Разноцветные флажки»
Цель: закреплять знания основных цветов, учить правильному произноше-
нию , воспитывать внимание и реакцию детей .
Описание игры :
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда я покажу вам красный флажок – вы должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.
А цветные человечки нам предлагают поиграть ещё в одну интересную игру.
Игра 2. «Стиральные машинки»
Цель: закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки и т. д.); развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета, логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую шапочку, мелкую моторику (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из картона); воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость .
Оборудование: Небольшие предметы одеждыразных цветов; маленькие коробочки – стиральные машинки ,вешалка , прищепки основных цветов.
- Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в волшебном ящике и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого цвета, запомним.
- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь.
Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка« Паровозика из Ромашково», паровоз едет дальше)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр,
Игра 1. « Матрёшки ».
Вам нужно каждой матрёшке подобрать заплаточку на сарафан нужного цвета и нужной формы.
Игра 2 .«Большие и маленькие мячи ».
Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету и величине, развивать внимание ,мышление, речь ,воспитывать желание помочь.
Посмотрите какие красивые мишки . Они хотели поиграть с мячами , но они у них перепутались. Давайте им поможем .Вам нужно разложить мячи в корзины- для маленького мишки маленькие мячики, для большого мишки, большие мячи.
Оборудование:мячи разного размера , 2 корзины , 2 мишки разного размера,обруч.
- Разноцветные матрёшки нас благодарят за игру и дали нам подсказку , что в волшебном ящике находится предмет (показываю вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним эти подсказки! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу.
Поскорей вставайте в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
Уважаемые коллеги, давайте вспомним про наш волшебный ящик. Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). А я предлагаю использовать тактильное восприятие и определить на ощупь содержимое ящика. ( Педагоги запускают руку через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.)
- Сопоставив все подсказки, вы можете назвать этот предмет ?Как вы думаете, что это? (предлагают варианты ответов). Достаю объект из «ящика ощущений» и показываю. (апельсин)
- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям.
-Я приглашаю вас на станцию игрушечная. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.( Педагоги рассматривают дидактические игры.)
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
Я предлагаю вам самим сделать игрушки из бросового материала , проявить своё мастерство , творчество, умение.
Сделав своюигрушку ,вы должны её представить, сделать презентацию своей игрушке , и как её можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Оборудование: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндер сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
И так, начнём! (звучит мелодия «Куда уходит детство»)
- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Рефлексия:
Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс.
На сегодняшнем мастер- классе я узнала, что…………………………
-Для меня новым было (не было)………………………………
- В своей работе я буду (не буду) использовать представленные методы и приемы……………………………
- Себе за участие в мастер - классе я поставлю ………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
«Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего возраста в условиях ФГОС»
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих видов ...
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...
Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватно их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширения двигательного опыт...
Презентация:"Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей младшего возраста».
Презентация:"Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей младшего возраста»....
«Нестандартное оборудование для активизации самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с разными вариантами нестандартного оборудования для активизации самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Расширить з...
Консультация для педагогов "Поисково-исследовательская деятельность детей младшего возраста в условиях ФГОС ДО"
Материал представляет интерес для педагогов младших групп при организации поисково-исследовательской деятельности воспитанников...