Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развитие ОВД у детей дошкольного возраста"
материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19»
Тел. 8-965-318-45-25 e-mail: kosmonavt1968@yandex.ru 141500 г. Солнечногорск, ул. Баранова, д.23а
Развитие у детей основных видов движения
Мастер-класс по взаимодействию инструктора по ФК и воспитателей
Подготовила:
Инструктор по ФК
Савкова Т.А.
Солнечногорск 2018г
Данное мероприятие предназначено для воспитателей детей всех возрастных групп.
Цель: совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по ФК и воспитателей ДОО по развитию у дошкольников основных видов движения.
Задачи:
-совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведению физкультурного занятия
-знакомить педагогов с требованиями к воспитателю в совместной работе по вопросам физического развития детей
-вызывать желание постоянного сотрудничества с инструктором по ФК ДОО
Оборудование: мячи разноцветные, игрушка, гимнастическая скамейка, мешочки для ходьбы.
Инструктор. Добрый день, уважаемые коллеги. Цель физического воспитания в д/с – своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств.
Физическое воспитание неразрывно связано со здоровьем.
Тему сегодняшнего мастер-класса вы узнаете, разгадав кроссворд.
Кроссворд
- Способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с меняющейся обстановкой (Ловкость)
- Способность определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. (глазомер).
- Способность сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений на повышенной , пониженной и ограниченной площади опоры (равновесие).
- Степень напряжения мышц при сокращении (сила).
- Стадия прыжка, следующая за стадией полета (приземление).
- Способность человека выполнять физические упражнения максимально долго (выносливость).
- Одно из первичных свойств нервной системы, заключающееся в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде (подвижность).
- Хищное млекопитающее семейства кошачьих, талисман Олимпиады в Сочи (леопард).
- Предмет, который забивают в ворота при игре в хоккей (шайба).
- Страна, в которой в 2014г состоялись Олимпийские игры (Россия).
- Способность человека выполнять движения за кратчайшее время (быстрота).
- Расстояние между занимающимися (интервал).
- Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость).
- Изменение строя или размещения занимающихся (перестроение)
Слово в выделенных клетках-взаимодействие.
Инструктор: Слаженность в работе- залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в том числе и педагогическом. Эффективность физкультурной работы в ДОО обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физкультуре и воспитателя.
Физкультурные занятия-основная форма организации физического воспитания в детском саду. Чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физкультуре и воспитателя.
Воспитатель- активный участник воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, поэтому ему необходимо знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движений, технику выполнения, педагогические требования к обучению.
Воспитатель должен накануне физкультурного занятия ознакомиться с его содержанием, обговорить с инструктором по ФК организационные моменты, расстановку оборудования.
Давайте вспомним, что же такое ОВД?
ОВД (основные виды движения)- жизненно необходимые движения, которые ребенок использует в своей деятельности. Это ходьба, бег, прыжки, метание, ползание и все их разновидности. ОВД подразделяются на систематические и циклические. Для циклических движений характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда его отдельные части возвращаются в исходное положение. К ним относятся ходьба, бег, ползание и лазание. Эти движения быстро осваиваются и автоматизируются. Этому способствуют регулярное повторение циклов, которые закрепляют последовательность двигательных элементов цикла в систему.
В ациклических движениях повторных циклов нет. Каждое движение состоит из двигательных фаз, следующих в определенной последовательности. Движения этого типа дольше осваиваются, имеют более сложную координацию. К ним относятся прыжки и метание.
Обучение ОВД строится с учетом дидактических принципов.
-Сознательности и активности. Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи. Он связан с принципом активности, заключающимся в том, что бы дети большую часть занятия выполняли различные виды движений и заинтересованно воспринимали двигательные задания.
- Доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных и индивидуальных различий.
Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при выполнении ОВД, но без нарушения оздоровительного эффекта, т.е. при переходе к более трудным вариантам ОВД нужно соблюдать постепенность.
- Наглядности . У дошкольников мышление конкретное, а двигательный опыт еще мал. Поэтому при развитии ОВД привлекать все анализаторы ребенка и применять разнообразные приемы: в младшем дошкольном возрасте- имитацию, зрительные и звуковые ориентиры, показ упражнений; для старших дошкольников- зрительные и слуховые ориентиры, наглядные пособия, показ упражнений с одноименным указанием.
- Систематичности. При соблюдении данного принципа нужно совершенствовать ОВД через такой промежуток времени, что бы эффект последующего его совершенствования наслаивался, закрепляя и развивая вызванные усложнения в ОВД.
- Прогрессирования. Принцип предполагает возрастающий уровень сложности ОВД.
- Существуют разные способы организации детей во время развития и обучения ОВД. Какие способы организации детей во время обучения и развития ОВД вам известны?
Участники отвечают.
Верно!
Фронтальный, поточный, индивидуальный способы – для развития и совершенствования ОВД;
групповой - для обучения.
При использовании группового способа организации обучения инструктор по ФК занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного «станционного» способа воспитатель и инструктор делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.
Т.о, при организации детей во время обучения и развития ОВД, вне зависимости от выбранного способа, важно, что бы воспитатель знал свою роль в каждом виде своей деятельности . Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание.
Сейчас мы на практике рассмотрим особенности взаимодействия инструктора и воспитателя при выполнении ОВД – катании, ходьбе и развитии равновесия.
Катание.
Младший дошкольный возраст.
Проводится фрагмент обучающего занятия с воспитателями, которые работают с детьми младшего дошкольного возраста. Один из участников выполняет роль воспитателя, а остальные- детей. Участники прокатывают мяч друг другу из положения сидя ноги врозь в прямом направлении на расстоянии 1-1,5м.
Старший дошкольный возраст.
Проводится фрагмент обучающего занятия с воспитателями, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Участники прокатывают набивной мяч друг другу из разных и.п. на расстоянии 2-2,5м.
Ходьба и равновесие.
Младший дошкольный возраст.
Воспитатели, работающие с детьми младшего возраста, ходят по гимнастической скамье, за руку их придерживает один из участников.
Старший дошкольный возраст.
Воспитатели, работающие с детьми старшего возраста, ходят по гимнастической скамейке приставным шагом с мешочком на голове.
Инструктор: Какие еще виды ОВД мы не рассмотрели?
Участники: Ползание и прыжки.
Инструктор:Давайте вспомним, как усложняется каждый вид движения в каждой возрастной группе?
Участники отвечают.
Инструктор: Воспитателю какой группы принадлежит самая активная роль на занятии?
Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы.
Он помогает детям во всем, начиная со входа в зал и построения в шеренгу и заканчивая выходом из зала. В средней, старшей и подготовительной группах воспитатель помогает инструктору в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря. Во время выполнения ОВД и ОРУ воспитатель следит за и.п. детей и качеством выполнения движений, делает по необходимости замечания или поощряет тех, кто лучше справился с заданием.
Совершенствуются и закрепляются ОВД и во время проведения подвижных игр. Воспитатель разучивает игру во время прогулки детей или в их двигательной активности. На занятие по физическому воспитанию дети приходят, уже зная правила игры. Картотеки подвижных игр и методика их проведения должны быть в каждой группе.
Задание «Подвижные игры»
Участникам необходимо вспомнить подвижные игры и ОВД, которые в них присутствуют. Инструктор называет игру, участники называют возрастную группу, к которой проводится эта игра, и ОВД.
«Бегите ко мне» (2 мл.гр , бег по сигналу)
«Наседка и цыплята» (2 мл.гр, пролезание под шнур)
«Лошадки» (ср.гр., ходьба с высоким подниманием коленей)
«Перелет птиц» (ср.гр., влезание на гимнастическую стенку)
«Охотники и зайцы» (ст.гр., метание)
«Медведь и пчелы»(ст.гр., влезание на гимн стенку)
«Лягушка и цапля» (подг. гр., прыжки, ходьба с высоким подниманием коленей)
«Ловишка с мячом» (подг.гр. бросание и ловля мяча)
Инструктор:.Во время подвижных игр воспитатель следит, чтобы дети правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила. Умения, знания, навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.
Постоянная совместная работа инструктора по ФК и воспитателя группы скорее приведет к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»
Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...
мастер - класс для родителей " Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию, воображению детей дошкольного возраста в домашних условия...
Мастер - класс для родителей " Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для родителей " Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс "Рисование песком как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Создание усовий для освоения практических навыков работы по песочному рисованию с детьми дошкольного возраста, повышение профессионального уровня педагогов, специалистов и воспита...
Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....
мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»
Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...