Проект "Очень любим мы играть!"
проект по физкультуре (старшая группа) на тему
Мир детства сложно представить без игры, в частности подвижной, ведь именно в игровой деятельности в полной мере реализуется естественная потребность ребенка в познании окружающего мира. Игра – одно из важнейших средств физического воспитания детей - способствует их умственному, нравственному и эстетическому развитию. Однако современные дошкольники, как правило, отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, занятиям с конструктором, просмотру мультфильмов (это очень удобно родителям). И все реже можно увидеть детей играющими и бегающими наперегонки во дворе. Между тем в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, восполнить дефицит движений, получить массу положительны х эмоций. В подвижных играх дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают опыт, навыки. В игре ребенок встречается с различными предметами, знакомится с ними, часто догадывается самостоятельно, что можно с ними делать. Таким образом, у него развивается сообразительность. Общаясь с другими детьми, ребенок учится играть вместе, помогать или уступать товарищам, делится игрушками, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь приучатся к организованности. В игре ребенок учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shalgan_t.yu_._ochen_lyubim_my_igrat.odt | 51.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Очень любим мы играть!»
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
- по целевой установке – информационный, спортивно - познавательный.
Вид проекта: творческий.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники реализации проекта:
Педагог: Шалган Татьяна Юрьевна, инструктор по физической культуре.
Воспитанники: старшая группа.
Родители: детей старшей группы.
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта:
Мир детства сложно представить без игры, в частности подвижной, ведь именно в игровой деятельности в полной мере реализуется естественная потребность ребенка в познании окружающего мира. Игра – одно из важнейших средств физического воспитания детей - способствует их умственному, нравственному и эстетическому развитию. Однако современные дошкольники, как правило, отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, занятиям с конструктором, просмотру мультфильмов (это очень удобно родителям). И все реже можно увидеть детей играющими и бегающими наперегонки во дворе. Между тем в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, восполнить дефицит движений, получить массу положительны х эмоций. В подвижных играх дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают опыт, навыки. В игре ребенок встречается с различными предметами, знакомится с ними, часто догадывается самостоятельно, что можно с ними делать. Таким образом, у него развивается сообразительность. Общаясь с другими детьми, ребенок учится играть вместе, помогать или уступать товарищам, делится игрушками, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь приучатся к организованности. В игре ребенок учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.
Цель проекта: Привлечение внимания всех участников образовательного процесса - педагогов и родителей воспитанников МАДОУ к назначению и многообразию детской игры; определение её преобладающего места в совместной игровой деятельности детей и взрослых в МАДОУ и семье.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Способствовать тренировке всех систем и функции организма (сердечнососудистой, дыхательной системы, обменные и терморегуляционные процессы) через специально организованные, игровые оптимальные для данного возраста физические нагрузки.
Развивающие:
1.Повысить двигательную активность детей через проведение подвижных игр.
2. Развивать физические качества детей, ловкость, быстроту, координацию движений, силу.
3. Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений и игр.
Воспитательные:
1. Развивать интерес детей к различным видам игр, поддерживать их свободную творческую самореализацию в игре;
2.Оптимально использовать имеющееся в МАДОУ игровое оборудование, пособия и материалы, способствующие активизации игровой деятельности и развитию всех сторон личности ребенка;
3. Привлекать родителей воспитанников к активному обсуждению и созданию условий для развития игры ребенка дома.
4. Познакомить детей с историей появления и преобразования мяча, его разновидностями и способами использования в играх, спорте, медицине.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Ожидаемые результаты по проекту: После завершения проекта дошкольники смогут:
- Расширение представления детей об играх
- Использование детьми подвижных и спортивных игр самостоятельной деятельности. Формирование физических качеств: чувство равновесия, координация движений, ориентировка в пространстве, (ловкость, быстрота, сила), умения сосредоточится на движении в процессе игровой деятельности.
- Оформление картотеки подвижных и спортивных игр.
- Изготовление спортивных игрушек и использование их в игровой деятельности.
Этапы проекта:
- Подготовительный.
Работа с литературой
Разработка конспекта НОД: Старшая группа: «Игровое физкультурное занятие».
Подбор игр: подвижных (народных, хороводных, малоподвижных, с предметами)
Подготовка развивающей среды
Приобретение необходимого оборудования для выполнения проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта: иллюстрации с изображением видов спорта и спортсменов, дидактических игр по теме.
- Основной.
- Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
- Организация работы с родителями.
- Заключительный.
Презентация проекта «Очень любим мы играть!».
Размещение фотоотчета по реализации проекта «Очень любим мы играть»
Размещение презентации проекта «Очень любим мы играть!» на сайте nsportal.ru.
Краткое содержание проекта
Список использованной литературы:
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действие родителей |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов) | Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | Работа с литературой. Разработка конспектов НОД: Подготовительная группа: «Путешествие мяча» Подбор игр: подвижных (народных, хороводных, малоподвижных, с предметами) Подготовка развивающей среды Приобретение необходимого оборудования для выполнения проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта: иллюстрации с изображением видов спорта и спортсменов, дидактических игр по теме. | Помощь в сборе информации. |
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту) | НОД «Спортивная игра «Городки»» Изготовление спортивных игрушек (ловушки, вертушки, игрушки на дыхание) Игровое НОД – построенное на подвижных играх – повышение двигательной активности в процессе игровой деятельности. Народные игры с детьми «Лапта», «Горшки», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Бабка- Ежка» - развитие интереса к народным играм. Подвижная коми игра «Поймай, Оленя» Презентация для детей «Спортивные игры» - закреплять знания детей о спортивных играх. | Консультация «Выбор водящего в подвижных играх». | Привлечь родителей к активному преображению спортивно- игровой среды. «Игры наших бабушек» -развитие интереса родителей к дворовым играм. (Провести игры с родителями и детьми - камешки, краски, выбивной, бабка-ежка, испорченный телефон, бабка нитки рвутся) Размещение информации «Народные игры для всей семьи» в родительских уголках групп. |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия) 11.04.2016 | Презентация проекта «Очень любим мы играть!». Размещение фотоотчета по реализации проекта «Очень любим мы играть. Размещение презентации проекта «Очень любим мы играть!» на сайте nsportal.ru. | В результате реализации проекта были составлены и оформлены картотеки: - подвижных игры, - считалок; -изготовлены «Ловушки», «Вертушки», игрушки на развитие дыхания.
| Для родителей разработаны: - в уголке для родителей информационный материал «Играем всей семьей»; - буклет «Камешки- игра нашего детства». |
- Алабин В.Г. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре: справочник. – Минск:Высшая школа.1979.-173с.
- Алямовская В.Г. Кака воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения №199 г. Н.Новгород. Методическое пособие. – М,:Аркти, 1993.-132с.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Горбатенко О.Ф, Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2008. – 157С.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003.
- Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. – М.: Скрипторий, 2009. – 146с
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья //Управление ДОУ №3, 2004.
- Моргунова О.Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
- Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.:Детство-Пресс, 2003. -192 с.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. СергиенкоТ.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10
- Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2.
- Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2006
- Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4.
Приложение 1
НОД «Спортивная игра «Городки»»
Цель: познакомить с русской игрой «Городки»
Задачи:
1. Развивать силу, координацию, глазомер, ловкость;
2. Учить правильной стойке при броске биты;
3. Воспитывать командные качества и чувство товарищества;
4. Вызывать эмоциональный интерес к игре и к игре, как к форме активного отдыха.
Оборудование: городки (20штук, биты (10 штук, наглядный материал (карточки с изображением городошных фигур, музыкальное сопровождение
Занятие проводится в физкультурном зале.
Ход занятия
Части занятия Содержание Время проведения Указания
1. Вводная часть (Дети заходят в зал и строятся в одну шеренгу)
1. Воспитатель: равняйсь, смирно! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по спортивной игре «Городки». Нам надо будет пройти станции, которые называются: разминочная, станция развивающих упражнений, прицельная, эстафетная, городок, живая фигура.
2. Расчёт на 1-ый-2-ой.
1 минута
Дети должны запомнить свои номера
3. Ходьба разными способами (в руках городки)
Станция «Разминочная»
- спортивная ходьба
- на носках, руки вверх
- на пятках, руки за спину
- на внешней стороне стопы, руки в стороны
- «с перекатом»(пятка-носок, руки на пояс;
-с высоким подниманием бедра, руки в стороны – под коленом стукнуть городками,
- с «захлёстом» голени, руки сзади
- в полуприседе, руки к плечам
- в упоре на локти и колени («муравьи»
- подскоки
- галоп боковой, руки в стороны (с другой ноги)
- ходьба с восстановлением дыхания
4. Бег
Ходьба с восстановлением дыхания.
Перестроение в 2 колонны (дети, не останавливаясь, кладут городки в корзину и берут биты)
3 минуты
1 минута
Спину держать прямо
2. Основная часть (общеразвивающие упражнения с битой) «Станция развивающих упражнений»
1. И. П. – о. с., ноги врозь, бита в руках, хват руками сверху.
Поднять биту вверх, на носки опустить биту, вернуться в И. П. (дозировка 8 раз)
2. И. П. – о. с. руки вперёд. Вращения битой перед собой в вытянутых руках (10 раз)
3. И. П. – о. с. бита за головой. Наклоны в стороны (8 раз)
4. И. П. – о. с., бита в руках у груди. Наклоны вниз, положить биту, вернуться в и. п., прогнуться. Наклон, взять биту, вернуться в и. п. (8 раз)
5. И. П. – о. с., бита в правой руке. Поднять правую ногу, согнуть в колене и переложить биту в левую руку. Тоже повторить в другую сторону (8 раз)
6. И. П. – стоя на коленях, бита в руках. Сесть на ягодицы вправо от себя на пол, руки вынести вперёд. Вернуться в и. п. повторить в другую сторону. (6 раз)
7. И. П – сидя на полу, ноги прямые впереди, бита за головой. Движения на ягодицах вперёд и назад (по 8 раз)
8. И. П. – лёжа на животе, бита вертикально стоит на полу (держать руками). Поднять туловище от пола, перехватить руками вверх и вниз, вернуться в и. п. (по 4 раза)
9. И. П. – лежа на спине, бита за головой в руках, ноги прямые. Поднять ноги и опустить их за голову, коснуться биты, вернуться в и. п. (10 раз)
10. И. П. – о. с., бита на полу вертикально лежит. Прыжки боком через биту (8 раз)
Восстановление дыхания. 4минуты
Локти в стороны, спина прямая. Колени не сгибать.
Ноги от пола не отрывать, спину прогнуть
3. Основные виды движений Станция «Прицельная»
- воспитатель: мы с вами на станции «Прицельная». Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции. Вспомните, кто какой номер получил в начале занятия и встаньте 2 колонны
1. Забросить биту в «город» (квадрат) с полукона. (2-3 попытки)
2. Выбить кеглю из «города» (2-3 попытки)
Станция «Эстафетная»
Воспитатель: а сейчас вы посоревнуетесь, чья команда быстрее построить городошную фигуру.
1. (Воспитатель показывает городошные фигуры, а дети быстро отвечают)
Воспитатель кладет в квадрат – «город» карточку с изображением фигуры – «Звезда», «Артиллерия» и дети по сигналу относят по 1-ому городку в город, а последний – строит фигуру и возвращается обратно.
2. Воспитатель называет фигуру, дети по сигналу бегут всей командой к «городку» и строят фигуру («колодец», «пушка», «забор»)
Станция «Городок»
3. Выбивание фигуры «забор» с кона.
4. Выбивание фигуры «ракетка» с полукона. 18 минут
4 Заключительная часть
Малоподвижная игра Станция «Живая фигура»
Дети по сигналу должны «построить» из своих тел городошную фигуру «артиллерию», «Звезда», «Рак». Воспитатель: вот и подошло наше путешествие по спортивной игре «Городки» к концу. Стройсь!
Приложение 2
Изготовление спортивных игрушек (ловушки, вертушки, игрушки на дыхание)
Приложение 3
Игровое НОД – построенное на подвижных играх
Задачи:
- Поддерживать интерес детей к занятиям физической культурой и спортом.
- Развивать умственные способности через игровые ситуации.
- Обеспечить условия для проявления активности и творчества каждого ребенка.
- Умело ориентироваться в построениях, перестроениях, меняя направление движения.
- Формировать умение управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищам, принимать правильную стойку баскетболиста.
- Упражнять детей в передачах, ведениях и бросках мяча в корзину, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
- Продолжать целенаправленно развивать физические качества: ловкость, быстроту реакции, координацию, глазомер, точность броска, общую выносливость, воспитывать выдержку и внимание, внимание, мышление.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать координацию движений, координацию глазомера и ориентировку в пространстве.
- Совершенствовать умение детей расслабляться, контролируя фазы дыхания.
- Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, желания и умения совместно играть, воспитание коллективных качеств.
- Формирование нравственных качеств: упорства, целеустремленности, ответственности.
- Способствовать повышению воспитанию организованности и дисциплинированности.
Физкультурно – игровое оборудование:
Большой мяч – по количеству присутствующих детей.
Конусы-10шт.
Скамейка-2шт.
Мяч гимнастический с ручками "Хоп»-2шт
Вводная часть 5 мин
Построение в шеренгу по росту.
Повороты «налево», «направо», «кругом» на месте.
Ходьба в колонне по одному.
Разновидности ходьбы и бега
Ходьба и бег по диагонали.
Ходьба и бег «змейкой»
Ходьба и бег «зигзагом»
Бег с ловлей и обратной передачей мяча воспитателем и детьми в движении Игровое упражнение «Кого назвали, тот и ловит».
Ходьба и бег врассыпную и нахождением своего места в строю.
Игровое упражнение: «Найди свое место в строю»
Обычный бег с переходом на ходьбу.
Упражнение на восстановление дыхания:
«Нарисуй руками солнышко »
1-2 -Поднять руки через стороны вверх(вдох)
3-4 -Опустить руки через стороны вниз (выдох)
Основная часть
Во второй основной части проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач используются игровые задания, подвижные игры упражнения с дидактической направленностью высокой и средней интенсивности выраженной направленности
Дети берут из корзины большие мячи.
Перестроение детей из одной колонны в три колонны через центр зала, в движение выполнять четкие повороты, размыкание и равнение в колоннах в движение.
Общеразвивающие упражнения с большим мячом
1. И.п. стоя, ноги вместе, мяч в обеих руках, руки опущены вниз.
1- руки с мячом вверх, 2-ип, 3-руки с мячом опустить вниз, 4-и.п.
. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, мяч в одной руке. В — 1- 4- перекладывать мяч из одной руки в другую вокруг себя. П — 4 раза в одну сторону, 4 раза в другую.
3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках, внизу. 1-поворот туловища в правую сторону, руки вперед, 2-и.п, 3- порворот туловища в левую сторону, 4-и.п
.
4. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках, руки подняты вверх. В — 1- наклон влево вниз к левой ноге; 2 слегка приподняться, наклониться прямо, касаясь мячом пола между ног; 3- слегка приподняться, наклониться вправо к правой ноге; 4- в и.п. П — 8 раз меняя направление.
5. И.п. стоя на коленях, мяч в обеих руках, руки вытянуты вперед. В — 1- поворот влево; 2 в и.п.; 3- поворот вправо; 4- в и.п. П — 6 раз в каждую сторону.
6. И.п. стоя на коленях, мяч в обеих руках, руки опущены вниз. В — 1- наклониться вперед, опираясь на мяч вытянуть руки вперед; 2 прогнуть спину; 3- 4- в и.п. П — 8 раз.
7. И.п. сидя, ноги прямые слегка раздвинуты, мяч лежит между ног, руки в упоре сзади. В — 1- соединить ноги, зажимая мяч; 2- приподнять мяч вверх; 3-опустить мяч на пол; 4- раздвинуть ноги. П — 8 раз.
8. И.п. стоя, ноги пятки вместе, носки врозь, мяч в обеих руках, руки опущены вниз. В — 1- присесть, руки вытянуть вперед; 2 в и.п. П — 8 раз.
9. И.п. стоя, ноги вместе, руки на поясе, мяч на полу. В — 1-4 прыжки вокруг мяча. П — 4 раза влево, 4 раза в право.
Перестроение детей из трех колонн в одну колонну. Смыкание на месте.
Ходьба в колонне по одному.
Перестроение через одного, образуя две подгруппы к скамейкам.
Игровое упражнение «Отбивание мяча об скамейку»
Ходьба по гимнастической скамейке, отбивая мяч двумя руками об скамейку и ловля его.
Игровое упражнение «Гонка мячей по кругу»
Перестроение детей из колонны по одному в круг.
3-4 игрока берут мячи. По сигналу каждый свой мяч бросает через одного
игрока.
Игровое упражнение
«Крестные передачи»
Перестроение детей из одной шеренги в три круга (большой, средний, малый), путем расчета.
Игроки становятся подгруппами по кругу.
После передачи мяча дети переходят гусиным шагом в конец колонны, куда передан мяч.
Перестроение детей из трех кругов в одну шеренгу.
Игра «У ребят порядок строгий»
Содержание: Дети по одному или по двое спокойно ходят по площадке по разным направлениям и поют (на мотив марша):
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
По окончании этого куплета , воспитатель вытягивая левую руку в сторону, командует: «Становись!» Дети стараются как можно скорее выполнить эту команду, строясь по росту в шеренгу по направлению, указанному воспитатель (самый высокий по росту становится позади воспитателя , в трех шагах от него). Когда все участники игры построятся, воспитатель командует: «По носкам — равняйсь!», «Смирно!», «Прыжком направо!» «Ша-гом марш!» С началом движения, под ритм шага, дети повторяют куплет. Все стремятся пройти в колонне как можно лучше. По окончании куплета произносит: «Разойтись!» Дети расходятся по разным направлениям, запевая песню сначала. Затем воспитатель подает снова команду «Становись!», указывая детям новое направление для построения шеренги. Быстрота построения проверяется по громкому подсчету воспитателя «Раз, два, три и т. д.» Дети, ставшие в шеренгу последними или прошедшие в колонне с плохой осанкой (опустив голову, сгорбившись), проигрывают.
Правила.
1. При построении в шеренгу каждый должен уступать товарищу дорогу.
2. Запрещается толкаться и «напором» занимать свое место.
Игра «К своим флажкам»
Содержание: Играющие делятся на 3—4 группы. Группы становятся в кружки. В центре каждого кружка находится игрок с цветным флажком в вытянутой вверх руке. По первому сигналу воспитателя ля все дети, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся игроки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками по указанию воспитателя переходят на другие места. После слов воспитателя: «К своим флажками» — играющие открывают глаза и бегут к флажку своего цвета о тем, чтобы первым построиться в крут. Группа, построившаяся первой, выигрывает.
Эстафета с упражнением направлена на развитие ловкости, быстроты, воспитание коллективных качеств.
Заключительная часть
В заключительной части включаются подвижная игра с дидактической направленностью низкой интенсивности: «Дерево дружбы»,
Игра «Дерево дружбы»
Содержание: Все берутся за руки. Один человек — «дерево». Он стоит на месте, а ведущий с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг «дерева».
Ходьба в колонне по одному.
Итог. Обсуждение.
Уход детей из зала в группу.
Приложение 4
Народные игры
Игра «Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
Игра «Петушиный бой»
Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.
Игра «Перетяни веревку»
На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.
Игра «Горелки»
Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Игра с Солнцем.
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
Игра с платочком.
Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
Игра «Ловишка»
Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).
Козлик серенький,
Хвостик беленький,
Мы тебя напоим,
Мы тебя накормим,
Ты нас не бодай,
А в «Ловишку» поиграй.
После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.
Игра «Карусели».
Продолжаем мы веселье,
Вес бегом на карусели.
К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Игра «Колечко»
Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:
Уж я золото хороню,
Чист серебро хороню!
В высоком терему
Гадай, гадай, девица.
Гадай, гадай, красная!
Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.
Игра «Дедушка Мазай»
Ход игры. Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например: сеяние, жатву, косьбу и т.п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т.д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этих лов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймали. Тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если неотгадывают, ему показывают другую работу.
Вмсто пения может звучать такой диалог:
- Здравствуй, дед!
- Здравствуйте, дети! Где вы были?
- На работе.
- Что делали?
После этих слов дети выполняют движения.
Игра «Жмурки с колокольчиком»
Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»
«Чепуха».
Выбирается водящий, который отходит в сторону. Участники игры загадывают любые предметы (каждый-свой). Приходит водящий и задаёт участникам вопросы, в ответ на которые игроки должны назвать задуманный предмет.
Играющий, чей ответ более других подошёл к заданному вопросу, становится водящим.
Игра «Колечко, колечко»
Выбирают считалкой ведущего.
Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:
Колечко, колечко, катись на крылечко,
Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!
«Золотые ворота».
Золотые ворота, проходите, господа!
В первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко»,
другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним
словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.
Игрок: - «Золотые ворота, пропустите вы меня.»
Ответ: - «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь,
Наливное яблочко или серебряное блюдечко?
Игрок переходит на выбранную сторону.
Так дети делятся на две команды, затем перетягивают канат.
Приложение 5
Консультация для воспитателей:
«КАК ВЫБИРАЮТ ВОДЯЩЕГО ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
Во многих подвижных играх есть водящий: в одной игре это медведь, в другой — коршун, в третьей — челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке.
Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину, громко, чётко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!
Или:
Шёл баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот вон пойдёт!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочерёдно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.
Если участников игры немного, то считаются по-другому: произносят считалку, и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий. Он должен водить — ловить мяч, догонять и салить убегающих, быть коршуном или наседкой.
Некоторые считалки содержат вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчёта, например:
Ехал мужик по дороге, Сколько гвоздей, говори поскорей,
Сломал колесо на пороге. Не задумывайся!
На кого пали слова: «Не задумывайся!», тот должен ответить, сколько нужно гвоздей, но большие числа лучше не называть, иначе придётся долго считаться.
Если в игре выбираются двое водящих, например в «Мышке и кошке», то сначала по считалке выбирают мышку, затем считаются ещё раз и выбирают кошку.
От водящего, его активности, изобретательности зависит успех игры, поэтому не всегда целесообразно выбирать водящего с помощью считалки. В таких играх, где роль водящего особенно
трудна, как, например, «Коршун и наседка», его лучше назначать или предложить выбрать участникам игры, заранее подсказав, какими качествами он должен обладать (хорошо бегать, быстро ориентироваться в обстановке, быть наблюдательным, метким).
Часто в играх все участники делятся на две группы, и нужно решить, какой из них начинать игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой группы, меряются на палке («конаются»). Для этого подбирают палку длиной 40—50 см, один из играющих берёт её за конец, другой, плотно прижимая свою руку к руке товарища, захватывает её выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т. д. Какой игрок захватит конец палки, тот выигрывает для своей группы право начать игру.
Есть и более простой способ выбора очерёдности — угадывание. В какой руке лежит предмет? Какой из двух концов платка с узелком? Которая из двух палочек (или соломинок), выставленных одним концом, длиннее, которая короче? Так можно выбрать водящих или решить, какой группе первой начать игру.
КАК БРОСАЮТ ЖРЕБИЙ
Чтобы участники игры не спорили, кому водить или кому начинать игру, какой группе где стоять, бросают жребий.
Жребий — это условный знак, какой-нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки.
Если нужно выбрать вожака в игре, берут столько одинаковых палочек, сколько участников игры. На одной ставят заметку. Все палочки кладут в коробку или ящичек, перемешивают, и затем играющие по очереди берут по одной. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим, начинать игру.
Бывают и другие жеребьевки. Их называют угады. Один из играющих берет жребий и за спиной прячет его в руке. В какой руке жребий, никто не должен знать. Затем жеребьевщик, держа руки за спиной, говорит: «Кто вынет жребий, тому водить!» К нему подходят двое из играющих, жеребьевщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой руке берет?» Один берет в правой, другой в левой руке. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. Угадавший выигрывает спор.
Иногда по количеству играющих берут соломки, палочки, бумажки; одна из них должна быть короче или длиннее других. Верхние их концы нужно сравнять, а нижние спрятать в руке. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет длинную или короткую палочку, соломинку или бумажку, тот и начинает игру.
Составила: инструктор по физкультуре Шалган Т.Ю.
СЧИТАЛКИ СТАРИННЫЕ
Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает Белый месяц!
Кто до месяца дойдёт, Тот и прятаться пойдёт!
Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
— Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес дубовый!
— Что там делал?
— Лыки драл!
— Куда клал?
— Под колоду!
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон!
Катился горох по блюду.
Ты води,
А я не буду.
Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки Ела —
Нам велела.
А мы Шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
Ходит свинка
По бору,
Рвёт траву-мураву.
Она рвёт,
И берёт,
И в корзиночку кладёт.
Этот выйдет,
Вон пойдёт.
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети
И кричали:
«Кук! Мак!»
У бирай
Один кулак!
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи —
Тебе водить!
Под мельницей,
Под вертельницей
Подралися два ерша
Вот и сказка вся!
Тара-бара,
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить.
Тебе водить!
Кукушечка-
Горюшечка
Плетень плела,
Детей вела.
Дети шли,
До конца дошли,
До конца дошли,
Обратно пошли.
Кук!
Аты-баты,
Шли солдаты,
Аты-баты,
На базар,
Аты-баты,
Что купили?
Аты-баты,
Самовар!
Первинчики,
Другинчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зелёной полосе.
Здесь яблоки, орешки,
Медок, сахарок,
Поди вон
В уголок!
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.
Тили-тели,
На лавочке сидели —
Царь, царевич,
Король,
королевич,
Сапожник,
Портной.
Кто
ты
будешь
такой?
Инцы-брынцы,
Балалайка!
Инцы-брынцы,
Поиграй-ка!
Инцы-брынцы,
Не хочу!
Инцы-брынцы,
Вон пойду!
Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
По дорожке
Дарья шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленьки,
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку взяла,
Потянула, порвала.
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
Комарики-мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут по дорожке...
Близко ночь,
Улетайте прочь.
Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит.
Кто услышит,
Тот бежит.
Летела кукушечка мимо сада,
Поклевала всю рассаду
И кричала: «Ку-ку-мак,
Раскрывай один кулак».
Погляди на небо,
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу-гу! Убегу!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь.
По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком.
Заинька, не беги —
Вот тебе сапоги,
Вот тебе поясок,
Не спеши в лесок.
Иди к нам в хоровод
Веселить народ.
— Тили-тели,—
Птички пели,
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнёзда вить!
Кто не вьёт, тому водить!
Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь,
И не в пшеницу,
А до самой
До столицы.
Колесо кто найдёт,
Тот ведёт.
Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она села на пенёк
И читала весь денёк.
Еду-еду
К бабке, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму!
Бух!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика Стреляет.
Пиф! Паф! Не попал,
Серый зайчик У бежал!
Обруч круж,
Обруч круж.
Кто играет,
Будет уж.
Кто не хочет Быть ужом,
Выходи Из круга вон!
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет
По полям.
Тут и там!
Тут и там!
Где проскачет он —
Выходи Из круга вон!
Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнём,
Сколько пёрышек на нём?
Раз, два, три, четыре, пять...
Невозможно сосчитать
Приложение 6
КАРТОТЕКА ИГР
«Игры наших бабушек»
«Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Но все равно дети находили время для игры. Когда я задала вопрос бабушке, во что они играли в детстве, она назвала много игр. Оказывается, они играли в те же игры, в которые играю я с друзьями. Играли в подвижные игры, догонялки, скакали на скакалках. А девочки играли куклами. Настоящих кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. А зимой дети играли в снежки, строили крепости и катались с горки на деревянных санках. Но были и те игры, о которых я слышала в первый раз…»
Игра «Деревянные лошадки». Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Они играли в подвижные игры: футбол, волейбол, догонялки, прыгали на скакалках и лошадках. Лошадкой служили деревянная палка и хворостинка.
«Дочки-матери» – в эти игры девочки играли. Кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. А еще куклы были с глиняной головой и мягким тряпичным туловищем.
Из больших огурцов делали ведерки для игр. Разрезали большие огурцы на две части, вынимали из них семена, делали веревочку вместо ручки и играли в земле.
Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы «Лего» – это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки?
Моя бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Тряпичные куклы делали из ваты и лоскутков ткани, а соломенные – из соломы. Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из пакли, а глаза рисовали углем. А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской «посудки»тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там.
В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.
А еще играли с куклами в детский сад и больницу.
В детстве мои бабушки прыгали на скакалке, вырезали кукол из картона и наряжали их в разные наряды из цветной бумаги, играли в «дочки-матери», «больницу» и «магазин».
«Качели – карусели». Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. На этих качелях дети любили устраивать соревнования – кто быстрее и сильнее раскрутится на них. Иногда вместо карусели вбивали во дворе столб, прикрепляли на него веревки с петлями, и дети крутились вокруг столба до головокружения.
Была ещё такая забава – брали деревянное бревно, клали на него доску. Один вставал на один конец доски, другой прыгал. Нужно было подлететь как можно выше и приземлиться на ноги.
«Машинки». У дедушки была деревянная машина и кубики. И хотя игрушки не всегда были красивыми, дедушка с бабушкой их очень любили».
«Войнушка» (или в пиратов). Сами делали сабли из досок, бегали с палками, как с автоматами. Находили подходящие сучки и вырезали рогатки. Жгуты были дефицитом, поэтому использовали резинки от велосипедных камер.
Мой дедушка родился неподалёку от города Новосибирска, в деревне под названием Верх-Чумыш. По его словам, как и все мальчики того времени они играли в основном в игру под названием «Войнушка». В эту игру могут играть неопределённое количество детей. Они делали себе различное оружие из подручных средств: автоматы, ножи, пистолеты. Одевались в старую школьную форму, делали из репейника ордена на эту форму, брали у своих родителей военные фуражки и представляли себя солдатами. Дети разделялись на два лагеря: один был «СВОИ», а другой «ВРАГИ». Они представляли, себе всякие сюжеты из военных фильмов, проигрывали их. По словам моего деда это было очень интересно и увлекательно.
Любили играть на озере в пиратов. Делали плоты, ставили палку вместо мачты, на импровизированном флаге рисовали краской череп и кости и брали друг друга на абордаж. Кто упал в воду, тот проиграл.
Мой дедушка любил играть со своими друзьями в «Мушкетёров». Делали из палок шпаги и сражались.
«Чехарда». Когда я задал вопрос дедушке с бабушкой, во что они играли в детстве, было названо много игр, в которые играем и мы сейчас: скакалка, снежки, футбол, прятки, ляпы. Но были и те игры, о которых я слышал в первый раз. Игра «Чехарда» – где прыгают через спину товарища. Мы с папой попробовали. Было очень весело!
Игра «Городки». Это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил. Дедушка любил играть в «Городки», он был чемпион двора.
Игры с песком. Летом моя бабушка, когда была маленькая, вместе с подружками ходили к озеру и строили из песка крепости, домики, лепили разные фигурки. Для своих кукол готовили из песка угощения.
«Концерт». Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой устраивала домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали.
«Люлька». В старину дети ничем не отличались от нас, им также хотелось бегать и играть. Моя бабушка Шура любила играть в «Люльку» – это перепрыгивание через длинную верёвку, которую крутят два человека. Она дольше всех прыгала и лучше всех у неё получалось. Она прыгала разными способами с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещёнными ногами, с поворотом при прыжке. Ей очень нравилась эта игра. Сейчас ей 80 лет и ей очень трудно ходить. Она часто вспоминает те времена.
«Магазин». У меня две бабушки: Тамара - мама моего папы и Валя - мама моей мамы. Обе мои бабушки любили играть в «Магазин», который был для них удивительным местом. Бабушка Валя из коробки мастерила кассу, строила в очередь подруг, а для «продажи» делала разные поделки. Бабушка Тома играла подобным образом. Они обе детскую мечту воплотили в жизнь. Выросли, выучились, бабушка Валя стала продавцом, а бабушка Тома сначала продавцом, а затем заведующей магазином. Похожую кассу мы сделали с мамой, и моим бабушкам было приятно вновь увидеть любимую игрушку их детства.
А моя бабушка с друзьями из коробок устраивали прилавки, из досок и кирпичей – весы. Продавали всё: щепки – селёдка, круглые палки – колбаса, песок – сахар, камешки – конфетки (иногда даже в фантиках), листья с деревьев были деньгами. Кто-то был продавцом, кто-то покупателем.
«Звонарь». В игру «Звонарь» моя бабушка Ирина в детстве любила играть со своими друзьями из двора. Эта игра очень весёлая и интересна тем, что одному игроку - «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.
Игры в слова. А вот интересно: какие игры были у бабушки и дедушки? Оказывается, такие же как и у нас! «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон» или «Глухие телефончики». Я люблю играть в разные игры. С папой мы играем в машинки, собираем модели из конструктора; с бабушкой играем в слова, загадываем друг другу загадки.
«Съедобное-несъедобное» . Играющие встают в круг и начинают перекидывать друг другу мяч, называя при этом различные предметы: съедобные и несъедобные. Если игрок кинул мяч и сказал, например, «яблоко», то другой должен поймать мяч. Если же был назван несъедобный предмет, например, «дом», то мяч нужно отбивать. Игрок, поймавший «несъедобный» мяч или отбивший съедобный, выбывает из игры. Побеждает игрок, продержавшийся дольше всех.
«Чёрное и белое не носить! Да и нет не говорить!». По словам бабушки, это старинная русская игра, ее любили все: в нее играли наши бабушки и прабабушки. Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке Кого-нибудь - по жребию или по считалке - выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные - отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал! На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только не произносить слова: черное, белое, да, нет. Кто оговорился, даёт вожаку фант - какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и тому подобное. Эти фанты потом надо будет выкупать.
Итак, игра началась! Вожак обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и называет условия игры: «Вам бабушка для бала прислала сто рублей. Велела вам черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить. Вы поедете на бал?» Цель ведущего - сбить игрока с толку и заставить нарушить условия. Цель игрока - продержаться как можно дольше. Одежда, средства передвижения, стены, картины, ковры, - все, о чем рассказывается, не должно содержать черных или белых деталей. Ведущий сознательно должен формулировать вопросы так, чтобы было трудно уклониться от ответа «да» или «нет» или избежать слов «черное» – «белое». Он задает вопросы всем игрокам по очереди, но может вести разговор одновременно с двумя играющими. Неопытные игроки очень легко ловятся:
- Вы поедете на бал?
- Поеду.
- Вы, конечно же, будете там улыбаться?
- Нет, не буду! (запретное слово произнесено)
Затем водящий по очереди подходит к другим участникам, произносит четверостишие и задает вопросы. Так он обойдёт всех.
Одни не собьются ни разу, другие сбиваются быстро. Кто собьётся, тот даёт фант. Выигрывает тот, кто отдал меньше всего фантов. А после игры начинается выкуп фантов. Одному из участников игры накрывают голову платком так, чтобы он фантов не видел, и водящий, поднимая чей-то фант над его головой, спрашивает:
- Что этому фанту сделать?
Пожелания могут быть шуточными:
- Этому фанту надо... проскакать на одной ноге вокруг стола. Этому фанту громко прокукарекать…. этому фанту спеть любимую песню.
Я предложила сыграть в эту игру своим подругам. Оказывается, игра, действительно, забавная! И не только забавная! Это думательно-словесная игра, которая, как мне кажется, развивает в игроках интеллект и память.
«Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям.
«Кольцо-колечко» – это тоже игра из бабушкиного детства. Все рядком сидели на лавочке, сложив ладони перед собой лодочкой. Водящий обходил всех, точно так же сложив ладони, только у него в них был спрятан маленький предмет – колечко или ещё что-нибудь. Этот предмет тайно клали в «лодочку» одного из сидящих. Потом водящий отходил и говорил: «Кольцо-колечко, выйди на крылечко!» Другие должны были догадаться, кому положили колечко, и не дать ему встать. Тот, кому удавалось встать со скамейки, становился водящим.
«Жмурки». В детстве мои бабушка и дедушка играли во множество игр, но я хочу рассказать про их любимые игры. У бабушки была любимая игра «Жмурки» и играли в нее так: одной из девочек завязывали глаза, крутили три раза, потом все разбегались в разные стороны, и та девочка должна была поймать одно из играющих. Если она угадывала по имени пойманного, то он становился «водящим».
«Кошки-мышки». А у дедушки любимой игрой была «Кошки-мышки». Все играющие вставали в один большой круг. Выбирали «кошку» и «мышку». «Кошка» находилась за кругом, а «мышка» внутри круга. «Кошка» должна была ухитриться и попасть в круг поймать «мышку», а тот кто впустил «кошку» становился «водящим».
Игры на свежем воздухе. Во время детства моих бабушек и дедушек ребята играли в лапту. Биты, конечно, делали сами.
Бабушка играла со своими подружками в «Ручеек», «Ляпы», «Прятки».
А ещё играли в «Цепи кованные», «Классики», «Лапту», «Пароль», «Казаки-разбойники», «Прыгалки» и многие другие интересные игры.
А зимой катались с горки на деревянных самодельных санках, играли в снежки, строили крепости и катались с горки.
«Вышибалы». На игровом поле стояли вышибалы (водящие), их задача – выбить мячом игроков с поля. Мяч подавался поочередно от одного вышибалы к другому, выбитые игроки уходили с поля, пока не были выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы могла быть поймана «свечка», что означало либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.
«Классики» – на асфальте мелом расчерчивается квадрат, разбитый на «классы» (т. е. квадраты), которые нумеруются от 1 до 10. Задача играющих пропрыгать на одной ноге (или двух, в зависимости от порядка) по «классам» начиная с первого и до конца, ни разу не сбившись.
«Змейка». Выбирают вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению за вожаком. Во время бега двое поднимают высоко соединенные руки, чтоб вожак пробрался под ними – образуется выемка. И попавшему в эту выемку необходимо тот час же обернуться, чтоб цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, образуется ряд выемок, получается форма змейки.
«Камушки». Это когда нужно по очереди поднять все камушки, находящиеся на земле, не уронив ни одного.
В «Светофор» играли так: на площадке чертили две линии на расстоянии 5-6 м друг от друга. Игроки стояли за одной линией, водящий стоял между линиями примерно посередине, спиной к играющим. Водящий называл какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствовал в одежде, они беспрепятственно проходили за другую линию. Если такого цвета в одежде не было, то водящий «осаливал» перебегающего игрока. «Осаленный» становился водящим.
«Тише едешь - дальше будешь». Водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». На слово «стоп» все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту.
«Пинг-понг» – игра моего деда. Детство моего дедушки прошло в поселке Карпушиха Кировградского района. Как и все деревенские мальчишки, днем он помогал родителям по хозяйству, вечером гонял мяч на поляне у леса. Но в один прекрасный вечер на поляне никого не оказалось. Дело оказалось в том, что одному из мальчишек отец, на день рождения, подарил ракетки для пинг-понга и сколотил теннисный стол, правила игры, конечно, никто не знал, но дядя Ваня, так звали папу мальчика, все объяснил. Правила игры оказались очень простые и заключались в следующем: двое игроков, с ракетками в руках, встают у стола, друг против друга, по середине которого натянута сетка, и начинают ракетками отбивать маленький шарик, при этом шарик должен удариться об твою половину стола один раз. После этого ты должен отбить шарик, чтобы тот, перелетев сетку, попал на половину стола противника, и так продолжается пока кто-то не промахнется, или ударит так, что шарик перелетит сторону стола противника, или ударится два или более раз об твою половину стола. Игра продолжается до двенадцати промахов.
Узнав новую игру, все деревенские мальчишки пропадали во дворе Павлика, так звали мальчика, многим не удавалось поиграть по несколько дней, так как мальчишек много, а ракетки всего две. Но когда подходила очередь, то каждый старался продержаться за столом в роли игрока как можно дольше, а то, когда придет твоя очередь снова – неизвестно.
Зимние развлечения. Я хочу рассказать, как моя бабушка в детстве развлекалась зимой. Жила она на старой Гальянке по улице Доменной. Основное развлечение детей зимой было катание с горок. Но ближе к весне, когда снег становился липким, ребята любили играть в снежки и лепить снежную бабу. Дети катали большие круглые комки из снега и ставили друг на друга. Верхний из трёх шаров украшали морковкой, заменяющей нос, а вместо глаз вставляли угольки. На голову снежной бабе одевали ведро. Снеговики украшали почти все дворы.
«Колечко». Детство моей бабушки прошло в городе Нижний Тагил. Любимой игрой у нее была «Колечко». Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий игроки держат сложенные лодочкой ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони лодочкой и прячет между ними колечко. По очереди подходя к каждому игроку, он проводит своей лодочкой над лодочкой игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо. После того как обход всех игроков закончен, одному из них кольцо обязательно передается, ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Тот игрок, у которого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.
«Краски». Участники игры выбирают продавца и двух покупателей. Остальные игроки придумывают себе цвет и тихо называют его продавцу. После этого продавец приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит в дверь:
– Тук, тук!
– Кто там?
– Покупатель.
– Зачем пришёл?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.
Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то забирает её себе. Приходит второй покупатель, и разговор с продавцом повторяется. Так покупатели по очереди подходят и выбирают краски. Выигрывает покупатель, купивший больше красок. Он становится продавцом.
У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Любим мы играть»
конспект досугового мероприятия с использованием музыкальных коммуникативных игр...
Презентация организации предметно-развивающей среды "Ох, и любим мы играть"
Презентация организации предметно-развивающей среды "Ох, и любим мы играть"Автор: Тарасенко Татьяна Анатольевна, воспитатель коррекционной группы ГБДОУ детский сад №58 комбинированного вида Приморског...
Методическая разработка "Любим мы играть"
Учить детей играть в подвижные и театрализованные игры....
"Любим мы играть в оркестр"
Активизировать интерес детей к различным видам музыкальных инструментов.Развивать фантазию и музыкальную память детей.Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу...
Конспект "Очень любим мы играть и потешки распевать"
Развитие связной речи через устное народное творчество, помочь детям войти в мир народной культуры Урала....
« Любим мы играть»
Физкультурный досуг для детей средней группы....
Конспект родительского собрания в форме семинара-практикума "Раз, два, три, четыре, пять - любим в игры мы играть..."
материал для педагогов дошкольных учреждений по работе с родителями...