Современные подходы к содержанию развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей в МДОУ (Из опыта работы)
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. Современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является недостаточная предметно-пространственная среда по физическому развитию ребенка в детском саду и дома.
В связи с этим обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является весьма актуальным. На базе нашего детского сада была создана городская инновационная площадка по теме «Обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования». О результатах работы ГИП вы узнаете из статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podhody_k_soderzhaniyu_razviv_pps_po_fi.razvit.doshkoln_.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к содержанию развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей
в МДОУ (Из опыта работы)
Старший воспитатель Ступакова В.Г.
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. Современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является недостаточная предметно-пространственная среда по физическому развитию ребенка в детском саду и дома. Наблюдается противоречие между желанием педагогов и родителей достичь эффективного физического развития дошкольников и недостаточностью использования физического инвентаря и оборудования в саду и семьях воспитанников.
ФГОС ДО предъявляют требования к предметно-пространственной среде МДОУ. Среда должна быть «содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
В связи с этим обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является весьма актуальным. Поэтому на базе нашего детского сада была создана городская инновационная площадка по теме «Обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
Целью работы стало создание рациональной среды, направленной на физическое развитие воспитанников.
При создании развивающей предметно-пространственной среды усилия коллектива были направлены на реализацию:
- образовательного потенциала и пополнение оборудования и инвентаря для физического развития детей;
- двигательной активности, возможности совместной деятельности детей и взрослых, а также расширения возможности для индивидуальных физ.занятий в семье;
- физкультурных программ с учетом национально-культурных, климатических и других условий, а также проведения коррекционной работы.
За период работы инновационной площадки проработаны нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- ФГОС ДО
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Письмо Минобразования России «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
- Письмо Минобразования «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных организаций «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Достигнуты результаты реализации проекта.
- Скорректирована Программа физкультурно-оздоровительной работы МОУ №1 «Дюймовочка» на 2014 – 2019 годы.
- Педагоги МДОУ прошли обучение в ИРО по двум программам повышения квалификации:
- «ФГОС: Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии»
- «Формирование культуры здоровья, как основа для реализации требований ФГОС»
- Проведена работа по приобретению и изготовлению дополнительного физкультурного оснащения спортивного зала и групп.
- С целью повышения у ребят интереса к занятиям физической культурой, внесены дополнения по использованию нестандартного оборудования в Программу кружка «Ритмика».
- Разработана Программа оздоровительного кружка «Профилактика плоскостопия».
В МДОУ состоялся смотр-конкурс «Оформление центров двигательной активности в группе».
Конкурс направлен на создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска оптимальных условий для двигательной активности дошкольников.
Задачи конкурса:
- повысить компетентность педагогов в создании условий для двигательной активности воспитанников дошкольного возраста;
- пополнить центры двигательной активности нестандартным оборудованием.
В конкурсе принимали участие воспитатели всех возрастных групп. К подведению итогов был привлечен родительский комитет МДОУ.
Для пополнения Центров двигательной активности в группах, достижения оздоровительного и развивающего воздействия воспитатели изготовили нетрадиционное оборудование, используя имеющиеся подручные материалы.
Все центры двигательной активности оформлены с учетом возрастных особенностей развития дошкольников.
Для развития младших дошкольников мы предусмотрели условия для развития навыков ходьбы, бега, лазания. Поэтому при организации пространственной среды мы создавали для детей возможность развивать эти качества в играх. В группах приобрели велосипеды, автомобили, на которых может кататься сам ребенок. Для стимулирования двигательной активности изготовили: сюжетные шапочки, платочки, султанчики, набивные мячи и змейки, несколько дорожек здоровья.
Учитывая, что у детей старшего дошкольного возраста физические возможности выросли, движения их стали более скоординированными, уверенными, разнообразными в спальнях установили компактный спортивный мини-комплекс. Его дополнили большим поролоновым матом и нетрадиционным оборудованием, которое можно использовать в группе. Так же оформили игры, не требующие больших пространств - дартс, кольцебросы, кегли, мишени, шарики и мешочки для бросания. Предусмотрели возможность разнообразных способов организации детских игр: не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на полу. Для этого изготовили коврики или напольные подушечки.
Зимние постройки
Удовлетворить острую потребность в движении помогает правильно организованная прогулка. Физкультурно-игровая среда прогулочных площадок способствует оптимизации самочувствия и здоровья ребенка. В зимнее время вместе с детьми и родителями на всех участках устанавливаем снежные постройки. Это большие и малые горки, дорожки для скольжения, сюжетные бумы, мишени, снежные воротики и тоннели. Они активизируют физическую активность, дают детям возможность использовать свои способности, стимулируют проявление самостоятельности, инициативности.
Зимняя детская Олимпиада – 2014
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его отношения к физкультуре и спорту. Пробудить в детях желание заниматься спортом помогают интересно организованные физкультурные мероприятия. В 2014 г. в России проходила зимняя олимпиада. Педагоги МДОУ активно включились в олимпийскую тематику: рассказывали детям об олимпиаде, о зимних видах спорта. Одновременно мы в детском саду проводили детскую зимнюю Олимпиаду.
Торжественное открытие олимпиады детского сада проходило на улице. Открытие началось с красочного шествия с флагами, затем дети зажигали олимпийский огонь, участвовали в лыжной эстафете, гонках на лыжах и снегокатах.
Каждый день на прогулке проводились соревнования и игры. Очень понравился детям и взрослым Детский биатлон. Прошел он во всех группах старшего дошкольного возраста на спортивной площадке детского сада. Правила соревнования простые: пройти круг на лыжах и попасть в цель снежком из трех возможных. Родители и дети в жюри вели счет, подводили итоги.
Закрытие Олимпиады было организовано в музыкальном зале. Приглашены родители. Торжественно проходило награждение участников олимпиады. С гимнастическими упражнениями и спортивными танцами выступали дети, посещающие кружки «Ритмика» и «Топ, топ, каблучок». Музыкальная композиция с султанчиками «Мы спортсмены» в исполнении воспитанников подготовительной группы «Колокольчик» завершила олимпиаду в детском саду.
Большое внимание уделяем лыжной подготовке.
- Продолжено пополнение лыжной базы МДОУ.
- Разработана серия занятий по лыжной подготовке дошкольников.
- Проведены консультации с родителями воспитанников.
- В феврале 2015 года инструктором по физвоспитанию проведено открытое городское занятие по лыжной подготовке детей старшего дошкольного возраста.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогов.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению не только детей, но и самих себя. Творческая группа в детском саду проводит работу и с педагогами. В рамках Дня здоровья и спорта, в ходе Недели здоровья проводятся физкультурные мероприятия для педагогов.
В рамках регионального проекта по возрождению «ГТО» педагоги детского сада приняли участие в спортивно-патриотической акции среди педагогов Ярославской области «Веди за собой!», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 28 февраля 2015 года состоялся лыжный пробег в местечке Касарка.
Взаимодействие с детским садом «Колокольчик». Летом 2014 г. провели совместное совещание, где наметили формы взаимодействия с детским садом «Колокольчик». Педагоги отметили, что организация физкультурно-игровой среды при взаимодействии с другими ДОУ позволит обеспечить оптимальную двигательную активность каждого ребенка, а педагогам детальнее изучить опыт работы коллег, пополнить копилку знаний.
Были внесены изменения в План-программу по физическому воспитанию дошкольников, составлен план совместной работы. Летом на базе МДОУ «Дюймовочка» провели праздник Ивана Купалы, основанный на русских народных играх.
На базе д/сада «Колокольчик» прошли совместные игры-соревнования «Зов джунглей».
Работа с семьями воспитанников.
Мало создать условия по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, необходимо эту работу продолжать в семье. Самое главное для нас, чтоб родители обратили внимание на физическое развитие собственных детей. С целью повышения активности родителей в вопросах физического воспитания детей
- оформлена подборка информационных консультаций для родителей по физическому развитию детей;
- осуществляется работа по проектам: «Спортивная семья», «Мой выходной день», «Летние выходные в моей семье»;
- проведен конкурс плакатов «Физкультура в нашей семье».
С целью вовлечения родителей в образовательную деятельность, осуществление поддержки по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей в 2014 - 2015 г.г. в городских СМИ опубликованы статьи:
- «Занятия по лыжной подготовке в детском саду Дюймовочка» («Ваша газета»),
- «Чтобы глазки блестели и щечки краснели» («Переславская жизнь»),
- Дюймовочка – мир сказок и улыбок («Переславская жизнь»).
Проведены физкультурно-спортивные мероприятия детей совместно с родителями. Внимание направлено на активизирующие общение родителей с ребенком в процессе физкультурных занятий.
«Сильный, смелый, ловкий» – физкультурное занятие в физкультурном зале с папами и дедушками.
Физкультурное развлечение в муз. зале «Моя спортивная семья».
Детский волейбол «Мяч через сетку».
Проведены летние физкультурные мероприятия с непосредственным активным участием родителей:
- Спортивное лето
- Нужно спортом заниматься
Организовано анкетирование родителей. Один из вопросов был о наличии дома спортивного оборудования и инвентаря. Наблюдается противоречие между желанием родителей эффективного физического развития дошкольников и недостаточностью физической активности в семьях воспитанников. Составлены мультимедийные презентации для проведения обучающих семинаров с родителями «Минутка здоровья в семье».
В этой мультимедийной презентации мы показываем родителям, что можно использовать любой подручный материал, например: карандаши.
Все мы помним времена, когда утренняя гимнастика входила в каждую семью. Звучит позывной: Доброе утро, начинаем утреннюю гимнастику.
Сейчас эти традиции утеряны. Анкетирование родителей показало, что в 98% семей утреннюю гимнастику не делают. Творческая группа МДОУ пытается возродить утраченные традиции. С этой целью подобрали музыкальные фрагменты для проведения утренней гимнастики в семье. Комплексы упражнений разучиваем с детьми в детском саду, родителям предоставляем возможность скачать музыку и вместе с ребенком делать утреннюю гимнастику дома. Ребенок в этом случае выступает как учитель. На диске представлены музыкальные подборки.
Нестандартное оборудование
Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Применяя нестандартное оборудование, можно без особых затрат обновить игровой инвентарь. Нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко трансформируется при минимальных затратах времени, его можно использовать как в условиях помещения, так и на улице, сочетается с традиционным оборудованием, интегрируется в образовательную программу и современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Детей привлекают необычные формы и красочность и новизна такого оборудования, что активизирует их физическую деятельность.
Применяем нестандартное оборудование в разных формах работы по физическому воспитанию: непосредственно образовательная деятельность, активный отдых, различные виды игр и эстафет, индивидуальная работа, гимнастика.
Использование нетрадиционного оборудования открывает новые возможности в работе с детьми музыкального руководителя и внесено в план работы танцевального кружка «Топ, топ, каблучок».
В качестве продукта инновационной деятельности нами будут представлены:
- Брошюра «Обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей», в которой представлен опыт работы детского сада «Дюймовочка» по физическому воспитанию дошкольников. Брошюра содержит описание нестандартного физкультурного оборудования, которое можно изготовить своими руками и использовать для проведения игр, игровых упражнений, общеразвивающих упражнений и занятий в детском саду. Авторы предлагают примерную программу и конспект занятия оздоровительного кружка, практикум и мастер-класс для родителей, сценарии музыкальных композиций с использованием нестандартного оборудования.
- Диск «Использование нетрадиционного оборудования в музыкальных мероприятиях с дошкольниками». Он содержит видеоролики проведения коррекционного занятия по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата (плоскостопие), танцевальной композиции «И все о той весне», гимнастического упражнения с лентами, комплекса ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста и аудио записи для музыкального сопровождения утренней гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
«Современные подходы к организации предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации»
Авторские методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте с ФГОС....
Семинар "Современный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС" 2015г.
27 октября 2015 года в МДОУ № 51 прошёл семинар "Современный подход к созданию предметно- пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС. Музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна...
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...