Семинар "Двигательная деятельность на зимних прогулках"
консультация по физкультуре на тему

Тулуш (Шойнуу) Майлаана Викторовна

Двигательная активность - естественная потребность детей в движении удовлетворение который является условием их полноценного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimn_prog.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Двигательная деятельность на зимних прогулках»

          Двигательная деятельность на зимних прогулках

Наиболее важная причина снижения здоровья детей дошкольного возраста - дефицит двигательной активности. Двигательная активность - естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является условием их полноценного развития. В настоящее время проанализированы основные причины несовершенства двигательного режима дошкольников, определены задачи, содержание и способы рациональной организации двигательной деятельности детей. Однако в практике дошкольного воспитания эта проблема остается актуальной до сих пор. Особенно низкие показатели двигательной активности характерны для прогулок в зимний период, что объясняется сокращением количества оборудования для спортивных игр и упражнений, теплая одежда не способствует разнообразию двигательного содержания прогулки; из-за этого движения ребенка неловки, существует возможность перегрева, и еще одной причиной является то, что воспитатель чаще всего не стремится проявлять изобретательность в подборе и комбинации упражнений, так как это требует затрат личного времени. Наиболее естественным, недорогим и достаточно эффективным путем повышения двигательной активности детей на зимней прогулке видится использование упражнений и игр на санках. Преимущество этого вида спортивных упражнений заключается в комплексном воздействии на организм, большой интенсивности и эмоциональности двигательной деятельности, а также возможности; развития творческих способностей и воспитания самостоятельности. Организация условий для обучения катанию на санках предусматривает подготовку оборудования (санки, сопутствующие предметы кегли, дуги), строительство горок и т.д. В зависимости от возраста детей конструкция санок различна. Детей с полутора лет катают на санках со спинками, а в более старшем возрасте - на санках без спинок. Можно пользоваться и санками-ледянками, которые хорошо скользят по укатанному снегу, а при спуске с горки вертятся и доставляют детям большое удовольствие. К санкам привязывается веревка такой длины, чтобы их удобно было возить не только одному, но и двоим детям. Организовать катание на санках можно как на площадке, так и с горки. Снежные горки легко можно сделать силами персонала и родителей. Это делают следующим образом: снег сгребают в комья, складывают в кучу, утрамбовывают (ногами и лопатой) и придают форму горки. Высота ее для малышей - 1м, для детей среднего и старшего возраста 1,5-2 м. Наверху выравнивают площадку, переходящую в скат. По краям площадки и ската устраивают снежные валы (барьеры). Сзади или сбоку горки сооружают лесенку с нешироким лотком. Для малышей лесенка должна быть слева от лотка, чтобы ребенку было удобнее правой рукой ввозить на горку санки. Снежную горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, образует ледяную корку. На второй день горку более интенсивно поливают водой (начиная сверху). Ступеньки лесенки и верхнюю площадку немного засыпают снегом, а в дальнейшем песком, чтобы не образовалась скользящая поверхность (ступеньки можно сделать из досок). Целесообразно строить горку во время оттепели. Тогда легко складывать снег комьями и придавать ему нужную форму. Склон горки должен быть пологим (наклон 20-30 градусов), лоток для ввоза санок - более крутым. Чем выше и длиннее горка, тем увлекательнее катание с нее. Дорожку ската поливают водой, когда подморозит, лучше горячей. В конце проката насыпают песок или сугроб снега, чтобы санки вовремя остановились. За состоянием горки нужно систематически следить: очищать ступеньки от снега, посыпать их песком. Катанием детей на санках надо руководить, так как, увлекаясь, они не замечают утомления, а известно, что дети затрачивают при этом много энергии. Катание на санках с горки может быть травмоопасным, если не соблюдать определенных правил:

1. С широкой горки дети могут спускаться по нескольку человек одновременно, расстояние между ними должно быть не менее 3 м.

2. С искусственной (деревянной) горки дети должны кататься по одному.

3. После спуска необходимо быстро встать и отвезти санки в сторону, чтобы другой ребенок сразу мог начать спуск с горы.

 4. Спускаться можно только тогда, когда скат уже пустой.

5. Подниматься на горку надо с края ската, чтобы не мешать другим детям. Воспитатель указывает место подъема и отмечает его кеглями, Воспитатель должен находиться на горке, внимательно следить за поведением и требовать строго придерживаться правил движения.

 6. Санки нужно возить только за веревку, а не носить в руках.

7. Если на санках едут двое, управлять санками должен сидящий сзади. При спуске с горки для старших дошкольников целесообразно использовать достаточно сложные задания, развивающие двигательные качества (ловкость, координацию, равновесие и др.). Например: − спуститься с горки, управляя санками с помощью ног, лежа на животе, стоя на коленях, парами; − спуститься с горки, выполняя поворот в правую и левую стороны (объезжая флажок, палку и т.д.); − при спуске с горки попасть в мишень (щит, корзину, обруч) снежком или маленьким мячом, собрать расставленные вдоль склона 2-3 флажка. Если на групповой или спортивной площадке нет возможности построить горку, то все названные задания выполняются на снежной дорожке как индивидуальные, упражнения или как индивидуальные и коллективные соревнования. Причем сложность задания изменяется с учетом степени подготовленности, состояния здоровья, гендерных различий детей. Например, девочкам дается задание передвигаться, отталкиваясь ногами, сидя на санках лицом по направлению движения, а мальчикам - спиной. Продуктивное проведение игр и упражнений предполагает их вариативность. Вариативность деятельности обеспечивает многократное повторение упражнений, сохранение мотивации, что формирует двигательные навыки и повышает двигательную активность. Ниже дается описание игр с применением санок.

Игра «Кто дальше уедет?» Соревнование проводится на дальность спуска. Скользить на санках нужно от условной отметки. Положение на санках неподвижное, скользить до полной остановки. Варианты спуска: сидя на санках, сидя на санках вдвоем, лежа на груди головой вперед, лежа на спине ногами вперед. Выигрывает тот, кто дальше всех сможет проехать на санках. Игра «На вершину склона» По сигналу ребенок, держа санки за веревку, должен вбежать на вершину склона. Соревнование можно проводить в парах, со всей группой детей одновременно. При этом нужно обязательно помнить: на вершине горки следует отдохнуть. Выигрывает тот, кто быстрее забежит на вершину склона.

Игра «Санная путаница» 1-й вариант. Играющие колонной вслед за воспитателем бегут то к одним, то к другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до них, колонна обегает их по 2 круга и только потом направляется к другим. Передвигаясь, дети могут держаться за пояс стоящего впереди, и тогда их задачей будет - не расцепиться во время бега. Возможны и другие задания: − бежать в колонне, перешагивая санки, стараясь не отставать друг от друга; − двигаться в колонне вдоль санок, пропуская их между ногами; − то же, но продвигаясь вперед прыжками; − шагать одной ногой по санкам, другой по снегу. 2-й вариант. Играющие колонной вслед за воспитателем бегут змейкой по площадке, с обеих сторон которой расставлены санки. С одной стороны рядом с санками - красный флажок, с другой - зеленый. По сигналу воспитателя «Красный!» дети бегут и садятся на санки с одной стороны, по сигналу «Зеленый!» - с другой. 3-й вариант. На краю площадки стоят 5-6 санок на расстоянии 1-1,5 м. Играющие, число которых значительно больше, чем число санок, бегают врассыпную. По сигналу воспитателя дети должны сесть на санки, поставив ноги на полозья. Тот, кто не успел занять санки, выполняет заранее обговоренное двигательное задание. Можно выполнить знакомые общеразвивающие упражнения, прокатить успевших сесть на санки детей, придумать интересный способ передвижения на санках и т.д.

Игра «Хоровод с санками» Вокруг большого снежного кома или сугроба дети водят хоровод. За спиной у них на расстоянии 5-6 шагов от снежного кома стоят несколько санок. Их меньше, чем детей. Как только кто-нибудь из детей наступит на снежный ком, все бегут к санкам. Кто успеет сесть, тот поедет, а кто не успеет - повезет седока 2-3 круга. А потом опять начинается веселый хоровод. Педагогу необходимо учитывать физические возможности детей. Некоторым из них можно предложить выполнить задание вдвоем, тем более что выигравших детей немного. Сидящий на санках ребенок, передвигая ноги по снегу, помогает движению вперед. В этой игре также есть варианты двигательных заданий: сменить основное движение, передвигаясь в хороводе; сменить исходное положение на санках (сесть, поставив ноги на полозья, на санки, согнув ноги в коленях; сесть боком; лечь на спину, на живот; встать на колени и др.).

Игра «Гонки на санках тройками» 1-й вариант. В этой игре-соревновании один ребенок везет санки, другой сидит на них, третий подталкивает сзади. По сигналу дети везут санки до ориентира, огибают его и возвращаются на линию старта. Выигрывает та команда, которая приходит первой. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не выполнит все три роли. 2-й вариант. В каждой тройке 2 мальчика и 1 девочка. Мальчикам нужно довезти санки с девочкой до конца площадки, обогнуть ориентир и вернуться обратно. Оценивается не только скорость выполнения задания, но и умение везти девочку аккуратно, так, чтобы она не упала. Победители отдельных забегов соревнуются между собой, выявляется тройка-победитель. В этой игре дифференцирование физической нагрузки происходит естественным путем, так как более подготовленные дети выполняют движение несколько раз. Педагог, однако, может тактично прервать соревнование, если у детей наблюдаются признаки утомления. Регулировать нагрузку можно изменением расстояния забега. На этапе разучивания задание предлагается детям индивидуально.

 Игра «Гонки по номерам» В игре необходимы быстрота реакции и концентрация внимания. Дети делятся на команды по 4-5 участников. В команде они рассчитываются и строятся в колонну по порядку номеров (каждый с санками). Перед каждой колонной на расстоянии 5 м устанавливается кегля. Воспитатель называет номера в произвольном порядке. Вызванные дети везут санки до кегли, обегают ее и возвращаются обратно. Ребенок, быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко. Содержание игры можно усложнить введением дополнительных заданий; во время бега огибать предметы (цветные льдинки, кегли, снежные фигурки), подлезать под скрещенные лыжные палки.

Игра «Вдвоем» Участники объединяются в пары. Один сидит в санках, другой толкает санки сзади. Несколько пар выстраиваются на линии. По команде начинается соревнование. В парах можно поменяться ролями, устроить несколько «заездов». Вариантом этого задания является игровое упражнение «Два на два», когда дети садятся по двое на санки, ноги ставят на полозья и скользят вперед, отталкиваясь недлинными палками. Еще сложнее соревноваться, сидя на санках по 2 человека спиной друг к другу. Успешность выполнения упражнения зависит от согласованности действий обоих детей. Кроме уже названных рекомендуются следующие задания: передвигаться, отталкиваясь руками, лежа на санках на животе; оттолкнуть санки, догнать их, встать на колени и ехать. Разнообразие деятельности обеспечивается и другими приемами. Например, дети продвигаются в указанную сторону до финишной черты или прекращаютдвижение по звуковому сигналу. В том и другом случае выигрывает тот, чьи санки окажутся впереди. Упражнения на сайках целесообразно включать в хорошо знакомые детям игры, которые разучивались в течение года.

Так, в играх «Не оставайся на полу», «Займи домик» можно сесть на санки по одному или вдвоем, встать на них или поставить одну ногу. Те же движения дети используют, чтобы спрятаться в «домике» при приближении ловишки (игра «Салки», «Ловишки»). Если санки есть у каждого ребенка, то в играх с ловлей и водящий и играющие передвигаются на санках любым удобным способом. В играх малой подвижности «Сделай фигуру», «Затейники» дети показывают способы передвижения и позиции «сидя» и «лежа», придумывают фигуры рядом с санками. Для игры средней подвижности «Пустое место» санки располагаются по кругу, их число должно быть на 1 меньше, чем детей. Планирование работы на основе использования знакомых игр стимулирует двигательное творчество детей, так как им вполне по силам придумать самостоятельно варианты движений, сигналов, новые правила. Как видно из приведенных примеров, для организации активной двигательной деятельности число санок не имеет решающего значения. Достаточно приобрести одни санки для двух, даже трех детей группы. Организуя активную деятельность по обучению детей катанию на санках, педагог должен опираться на следующие принципы: − чередование коллективных и индивидуальных форм работы; − выполнение заданий разной интенсивности, сочетание двигательной и интеллектуальной деятельности; − включение различных основных движений (прыжков, метания, лазания, равновесия) в содержание игр и упражнений на санках. Это поможет обеспечить тренирующий эффект и избежать переутомления детей. Надеемся, что представленные игры и упражнения будут полезны и интересны воспитателям ДОУ и неравнодушным родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация деятельности младших и средних дошкольников на зимней прогулке»

За последнее десятилетие  состояние здоровье дошкольников значительно ухудшилось.  Одна из причин этого то, что большую часть времени дети находятся в группе.  В лучшем случае, 2-2.5 ча...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию, раздел ФЭМП, тема "Зимняя прогулка" (средняя группа)

Управление образования администрации Сергиево-Посадского районаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 35»141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьевск...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимняя прогулка"

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о природе в зимний период....

Непосредственно образовательная деятельность "Зимняя прогулка - встреча со снегирём" в I младшей группе

Это конспект интегративной непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе на тему "Зимняя прогулка - встреча со снегирём". Дети отправляются на зимнюю прогулку, играют со снежинк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми группы раннего возраста №2 "Зимняя прогулка"

Цели занятия:Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Закреплять знания детей о размере и цвете предмета....

Консультация для родителей «Наблюдения на зимних прогулках для малышей» Консультация для родителей младшей группы «Наблюдения на зимних прогулках для малышей».

Основное средство познания природы ̶ наблюдение. Наблюдения дают возможность познакомить детей с природными явлениями. С вашей помощью ребенок может познать законы, по которым живет природа.Во время н...