Особенности проектирования вариативной развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
методическая разработка по теме

Шлеменкова Анастасия Сергеевна

Ранний возраст обладает специфическим, только для него характерным развитием, когда ребенок впервые сталкивается с окружающими предметами и пытается действовать с ними, осваивая способы их использования.

Предметный мир детства становится одним из важнейших развивающих факторов, именно социальные условия жизни малыша, такие как общение, деятельность, окружающая среда, интерьер и дизайн внутренних помещений являются необходимые составляющими развивающей предметно-пространственной среды

В требованиях ФГОС дошкольного образования предметно-пространственная среда является одним из ключевых условий успешного образовательного процесса, а обеспечение развивающего потенциала предметно-пространственной среды - это основная задача дошкольных организаций.

Однако проблема разработки предметной среды, направленной на развитие детей в группах раннего возраста, рассмотрена недостаточным образом относительно современных условий социализации и возрастных особенностей развития детей.

Возникают противоречия, когда с одной стороны предметно-пространственная среда должна обеспечивать развитие детей раннего возраста, но на практике среда является не вариативной а чаще одинаковой в организации пространства для детей как второго, так и третьего года жизни.

С другой стороны, когда на группах раннего возраста работают педагоги, не ориентированные на специфику развития детей раннего возраста, не владеющие методами и приёмами проектирования развивающего пространства и в результате организация педагогического процесса сводится к присмотру и уходу за детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon predmetnaja_sreda_1.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО Методические рекомендации для воспитателей групп раннего возраста Особенности проектирования вариативной развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста Подготовила: воспитатель ГБДОУ детского сада №114 Центрального района Шлеменкова Анастасия Сергеевна

Слайд 2

Теоретические основы изучения предметно - пространственной среды Характеристика периодов психического развития детей раннего возраста Социальная ситуация развития Основные новообразования Ведущая деятельность Усвоение и выполнение предметных действий ребенок – предмет - взрослый ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА

Слайд 3

Подходы к изучению проблемы организации развивающей среды в группах раннего возраста Я. Коменский, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, В.Я. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгер, В.А. Сластенин, С.А. Козлов, Н.А. Сорокин, В.А. Ясвин Проблема организации развивающей среды Роль предметной среды в становлении личности ребенка Р.Б.Стеркина, Н.А.Ветлугина, Г.Н.Пантелеев, Н.А.Реуцкая, В.С.Мухина, В.А. Горянина, А. Г. Гогоберидзе, А.М. Вербенец, М.Н. Полякова Организация педагогического процесса в группах детей раннего возраста Развитие детей раннего возраста Н.М. Аксарина, Е.Н. Герасимова, Е.В. Зворыгина, В.Г. Нечаева, К.Л. Печора, Р.И. Яфизова Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Д.И. Мещеряков, В. Келлер, О. Липманн, X. Боген, Ф.И. Фрадкина, С.Л. Новоселова, А.Н. Леонтьев

Слайд 4

Вариативность развивающей предметной среды Основные компоненты вариативности среды Особенности развивающего потенциала существующей РППС в группах раннего возраста Специфика возрастных групп Уровень готовности педагога к организации предметно-пространственной среды как средства развития детей раннего возраста

Слайд 5

Диагностический инструментарий Уровень готовности педагога к проектированию развивающей среды 1. Анкетирование педагогов: «Представления о специфике развития детей раннего возраста» и «Представления о проектировании РППС в группах раннего возраста» 2. Кейс на умения педагогов проектировать РППС Специфика возрастных групп Составление Паспорта группы по индикаторам: 1. Возрастные особенности детей; 2. Гендерная принадлежность; 3. Индивидуальные особенности детей: - субъектные проявления детей; - уровень развития предметной деятельности детей и речевого развития; - уровень игрового взаимодействия со сверстником. Соответствие РППС в группах раннего возраста требованиям ФГОС ДО Диагностика по характеристикам: насыщенность среды; трансформируемость; полифункциональность; вариативность; доступность и безопасность среды Направленность среды на развитие детей раннего возраста Анализ своеобразия и содержания среды, как условия развития детей второго и третьего года жизни

Слайд 6

Соответствие среды в группах раннего возраста требованиям ФГОС ДО

Слайд 7

Направленность среды на развитие детей раннего возраста

Слайд 8

Специфика возрастных групп

Слайд 9

Готовность педагогов к проектированию развивающей среды 1. По результатам анкетирования педагоги имеют оптимальный уровень знаний о специфике раннего возраста и особенностях развивающей предметной среды для детей второго и третьего года жизнь. 2. Мотивационная готовность всех педагогов, заключается в том, что воспитатели, считают нужным организовывать предметную деятельность, но либо не хотят, либо не могут по определенным причинам. 3. Диагностика кейса на умения педагогов проектировать развивающую предметную среду показала неспособность некоторых педагогов моделировать среду в соответствии со спецификой детей раннего возраста (учет возрастных, гендерных особенностей).

Слайд 10

Вывод ориентированность ребенка на взрослого и его деятельность с предметами; достаточный уровень субъектных проявлений ребенка в предметной деятельности; развивающий тип педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста; готовность педагогов организовывать предметную деятельность детей как ведущую и необходимую для развития в раннем возрасте; умение моделировать среду и создавать развивающие образовательные ситуации во взаимодействии с детьми в этой среде использование педагогом потенциала среды.

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.       Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста ор­гани...

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Современный детский сад — это место, где малыш получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Для ...