Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Национальная посуда народа саха"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Петрова Туйаара Петровна

Знакомство детей  с народно-прикладным  искусством  якутских мастеров.

Обогащение словарного запаса

Воспитывать уважение к традициям родного народа.

Учить детей расписывать элементы якутских узоров.

Развивать эстетический художественный вкус детей, стремление овладевать навыками и приемами якутского орнамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnaya_posuda_narodov_sakha.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность 

для детей средней группы

“Национальная посуда народа Саха”

Цель:- Продолжать знакомить детей  с народно-прикладным  искусством  якутских мастеров.

- Обогащать запас слов, развивать речь детей

- Воспитывать уважение к традициям родного народа.

-Учить детей расписывать элементы якутских узоров.

-Развивать эстетический художественный вкус детей, стремление овладевать навыками и приемами якутского орнамента.

Материалы: якутские посуды, картинки-слайд, альбомный лист,  гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки

 Ход занятия:

1часть: Под якутскую музыку дети входят и садятся  на стульчики полукругом.

- Ребята, скажите мне в какой республике мы живём?

- Мы живем Республике Саха

- Да молодцы!

- А мы по национальности кто такие?

- саха

- Да мы народы саха поэтому мы должны знать о своих предках. Как они жили , какие у них обычаи и традиции, чем пользовались, где и как жили. Да на прошлой занятии мы познакомились , что наши прадедушки и прабабушки жили в балагане  и какими посудами они пользовались. Сегодня мы тоже дальше познакомимся якутскими посудами.

2 часть: ( Под музыку входит  бабушка Бэйбэрикээн)

- Здравствуйте, дети . Узнали меня, я пришла из какой сказки?

- Бабушка Бэйбэрикээн с семью коровами

Да, молодцы! Я пришла к вам гости и у меня здесь есть гостинцы. А гостинцы у меня такие:- ну-ка отгадайте мои загадки:

                     - Туостан мин эбэм

                        Тикпит бэлэҕэ

                        Дьэрэкээн ойуутун

                        Оһуордаан симээбит.

                        Отоҥҥо, дьэдьэҥҥэ

                        Олус бэрт буолууһу (ыаҕыйа)

Да это ыаҕыйа( берестяное ведро) молодцы!

Бабушка: Ой, дети  у меня здесь ведре что-то есть . Это листья из какого дерева? Да  - березы

 Это листья непростые,  а  с  заданиями. ( воспитатель на экране показывает  дерево березы без листочков)

Бабушка: - Если вы угадаете  задание наша береза зацветет. Внимательно слушайте и смотрите

1 ли:-Это что?  -  Чороон. Из чего  сделана?  Чем украшена?

      -Чорооном что делают?

 2 – А это что? Кытыйа –деревянная чаша. Какими узорами украшена? Для чего предназначена?

3 – А это что за посуда ,такая лёгкая. Ыаҕыйа. Из чего оно сделана? – из бересты. Для чего предназначена?

 Этой посудой раньше пользовались при дойке коровы, ягоды собирали. Сделана из бересты и украшали и сшили конским волосом( кыл)

4- А вот эта посуда называется  тууйас. В этой посуде ложили масло, чохоон.Тууйас сделана тоже из бересты , а дно деревянная.

  Бабушка: Ребята, как мы назовем эти посуды?

  • Якутская посуда- посуда наших предков.

Воспитатель: Поиграем  в игру “ Угадай, что не стало ?”

5 задание: логическая задача: Три медведя пошли по ягоды,взяли с собой три  ведра.(ыаҕыйа) Кто какую возьмет? ( на экране 3 ведра ыаҕыйа разного размера)

  • Молодцы дети, очень хорошо все знаете  и вот  береза наша расцвела , посмотрите.            

Воспитатель: Бабушка Бэйбэрикээн наши дети еще знают стихотворения ну-ка послушай.

     “Ыаҕыйа”- М.Сайыына

     “ Чороон”- К. Алисия

     “ Кытыйа”- Ф. Егор

Бабушка: Очень я рада  и довольна что погостила у вас, очень вы много знаете молодцы . Досвидания

   3 часть:  Воспитатель: Ребята, какие  вы узоры знаете?( перечисляют)

  • Молодцы, сейчас тихо все сели за столами .
  • Ребята, представьте что вы стали  мастерами. Сегодня мы украсим крышку туеска. У вас на столах лежат круги . Разделяем круг на 4 части карандашом. И в каждую часть рисуем узор. А узор называется- копытцевидный.
  • Приступайте к работе( звучит якутская музыка). Во время рисования  слежу за техникой рисования.

4часть: Итог занятия: Молодцы, сегодня очень хорошо позанимались. Получились красивые крышки для туеска. Что больше понравилось на занятии? Какие трудности испытали?

Выполнила: воспитатель

Петрова Туйаара Петровна

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждения Центр развития ребенка- Детский сад №21 “Кэнчээри”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Республики Саха (Якутии)»

Дать представление о том, что Республика Саха, занимает самую большую территорию на карте России, с суровыми климатическими условиями, полюс холода находится в Якутии.   Закрепить знания о п...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Посуда"

laquo;Маленькие помощники» в рамках тематической недели «Бытовые приборы».Цель: Развитие знаний о бытовых приборов.Задачи:1. Формировать представления о назначении  современных...

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре вернуть посуду»

Цель: закреплять знания и представления детей о различных видах посуды и их назначении.         Задачи:         Образова...