ПРОБУЖДЕНИЕ В ДЕТЯХ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРНОГО ОПЫТА
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Статья и практический материал о роли игр и сказок в детском возрасте, об использовании сказочных сюжетов в построении занятий и развлечений. Цель – использование литературного опыта в разных видах деятельности детей. Результат - повышение двигательного опыта детей, улучшение здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование литературного опыта в физическом воспитании детей | 11.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБУЖДЕНИЕ В ДЕТЯХ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРНОГО ОПЫТА
Лавренченко Юлия Александровна
Инструктор по физической культуре МБДОУ № 53 «Ивушка», г. Петропавловск-Камчатский; Домашний адрес: 683002, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, 16/1, кв.13
Телефон: 8-914-620-18-65
E-mail: yuliya.lavrenchenko@mail.ru
Ключевые слова: детство, игра, художественная литература, герои мультфильмов, эстафеты, литературный опыт.
Краткая аннотация: Статья и практический материал о роли игр и сказок в детском возрасте, об использовании сказочных сюжетов в построении занятий и развлечений. Цель – использование литературного опыта в разных видах деятельности детей. Результат - повышение двигательного опыта детей, улучшение здоровья.
Мы не потому играем, что мы дети,
но для того и дано нам детство, чтобы мы играли.
В.В.Зеньковский
Что мы знаем о детстве?
В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни человека. Но именно этот простой феномен до сих пор необъясним. Как справедливо пишет Я. Корчак: «Мы не знаем детей, хуже того – знаем по предрассудкам».
Наука изучает и объясняет детство с различных точек зрения: философской, культурологической, психологической, педагогической, исторической, этнографической, социологической, экологической. Каждая из этих наук имеет свой багаж знаний о детстве, который в перспективе обязательно будет обобщен и позволит лишь приблизиться к пониманию данного феномена. Постижение смысла феномена детства – важнейшая задача для педагога. Существует множество авторских концепций на эту тему. Это концепция Ш.А. Амонашвили, в которой он определяет детство, как особую миссию для себя и других людей. Считает, что каждый ребенок уникален и неповторим, в каждом есть своя изюминка, свое зернышко. И если создать условия доброжелательности, помочь ему развиться и вырасти, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим радость.
В концепции отечественного философа, педагога и психолога В.В. Зеньковского детство – это уникальный этап в жизни человека, который является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии ради игры, а игра ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования. Игры и являются той самой формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности. Психическим корнем детской игры является эмоциональная сфера, а сама игра выступает посредником телесного и психического выражения чувства».
Очень важна роль художественной литературы в общем развитии ребенка. Она всегда признавалась основным средством речевого развития детей. Именно знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует выразительности речи дошкольников. К.Д. Ушинский утверждал, что ребенок развивается в процессе приобщения к лучшим формам родного языка, которые содержаться в произведениях фольклора и литературы. В основной круг чтения дошкольников, по его мнению, должны входить поэтические песенки, потешки, загадки, сказки, пословицы и поговорки, которые знакомят ребенка с живой народной речью. Идеи К.Д. Ушинского были всегда востребованы в отечественной педагогике. На теоретическом уровне они развивались Е.Н.Водовозовой. Она сформулировала требования к отбору сказок для детей: сказка должна быть доступной для детей, соответствовать их опыту и интересам, развивать воображение и фантазию, обогащать речь образными народными выражениями. На методическом уровне теоретические положения к.д. Ушинского развивала Е.И.Тихеева. Она сформулировала много ценных практических советов по организации работы с литературой: что и как читать детям, почему сказку и стихи надо рассказывать, какие вопросы задавать до и после чтения, почему стихи нельзя разучивать хоровым способом. А в работах О.В.Акуловой и О.Н. Сомковой раскрывается понятие «литературное развитие». Делается акцент на восприятие ребенком художественного произведения, влияние на эмоциональную и образную сферу личности.
Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует новых инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности. Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Поэтому в своей работе мы стараемся не только знакомить детей с литературными произведениями, но и активно применять их в разработке сценариев музыкальных и спортивно-оздоровительных мероприятий, а также строить сюжеты физкультурных занятий с целью совершенствования двигательной активности детей. Внедрение сказочных героев и увлекательных сюжетов в занятия и досуги является одним из методов обучения детей физическим упражнениям. При помощи этого метода повышается интерес у детей к занятиям и играм, улучшается их психологическое и эмоциональное состояние, укрепляется здоровье. Так в младшей группе, используя сюжет из сказки «Лунтик и его друзья», дети охотно идут в гости к Лунтику и выполняют движения вместе с героями: ходят приставным шагом, как паук Шнюк; ползают на четвереньках, как черепаха Мотя; пролезают в вертикальный обруч, как Шершуля и т.д. В средней группе, после прочтения сказки «Три медведя», дети отправляются в гости к медведям. Идут сначала по большой дорожке, потом поменьше, и наконец, по самой короткой (маленькой); потом пролезают под высокой дугой, затем поменьше и под самой низенькой (маленькой). На лесной полянке играют сначала с большими мячами, потом средними, а потом и с маленькими, как у Мишутки. В конце занятия проводится спокойная игра «Три медведя».
Три медведя
Три медведя шли домой
(Дети шагают на месте)
Папа был большой-большой!
(поднимаются на носки, руки тянут вверх)
Мама чуть поменьше ростом
(вытягивают руки вперед)
А сынок малютка просто
(Приседают)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(ходьба на месте на носочках, представляя, что в руках погремушки).
В спортивные праздники и досуги включаем эстафеты, связанные со сказочными героями из разных произведений. Эстафеты находим как на страницах интернета, так и придумываем самостоятельно. Дети среднего и старшего дошкольного возраста с желанием читают стихи, предусмотренные сценарием.
Таким образом, используя свой литературный опыт, дети активнее вовлекаются в мир физкультурных занятий, с желанием выполняют простые физические упражнения, учатся общаться с взрослыми и сверстниками.
Список используемой литературы:
- А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для ВУЗОВ. Стандарт третьего поколения. – Спб: Питер, 2016 –с.21
- Давайте поиграем/ Под. ред.А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 2002
- Дронь А.В., Данилюк О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – Спб., 2011.
- Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995, с 24.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возрастав игровой деятельности/ Под. ред Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – Спб.: Детство-пресс, 2004.
Н.А.Фомина. Сказочный театр физической культуры: Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры
Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры...
Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры
развитие активной деятельности детей посредством подвижных игр....
Воспитание интереса к физической культуре и спорту посредством подвижных и спортивных игр.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту посредством подвижных и спортивных игрВсе родители хотят видеть своих детей веселыми, здоровыми, физически развитыми. Крепкое здоровье и хорошее физи...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Актуальность данной проблемы....
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития у детей общей моторики и интереса к физической культуре
Основная задача развития общей моторики состоит в том, чтобы помочь формированию у ребёнка двигательных навыков: ходьбы, прыжков, поворотов,бросания и ловли мяча, самостоятельного и коллективного выпо...
Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста "
Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста ".При проведении подвижной игры имеются неограничен...
Доклад из опыта работы на тему: «Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста».
Доклад из опыта работы на тему:«Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста»....