Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития у детей общей моторики и интереса к физической культуре
опыты и эксперименты по физкультуре (старшая группа) на тему
Основная задача развития общей моторики состоит в том, чтобы помочь формированию у ребёнка двигательных навыков: ходьбы, прыжков, поворотов,бросания и ловли мяча, самостоятельного и коллективного выполнения указанных движений, а также знакомить ребёнка с элементами танцевальных движений.
Использование нестандартного оборудования позволяет формировать правильные двигательные умения и навыки, развивать общую моторику, координацию движений и ловкость. Для развития общей моторики мною совместно с родителями было изготовлено различное нестандартное оборудование из подручного материала. Оно используется для развития общей моторики как в свободной деятельности, так и на занятиях по физической культуре, по развитию речи, в играх, при выполнении общеразвивающих упражнений, основных движениях, соревнованиях, в проведении праздников, досугов. Дети с удовольствием занимаются с этим оборудованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnoe_fizkulturnoe_oborudovanie.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 124»
Заводского района г. Саратова
Материалы эксперимента на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития у детей общей моторики и интереса к физической культуре» (из опыта работы)
Эксперимент подготовила:
воспитатель Пищулина Н.В.
г. Саратов 2015г.
К основным этапам моей работы относится развитие двигательной сферы.
В процессе работы над общей моторикой формируются следующие умения и навыки:
- развитие статической координации движений и выносливости;
- развитие произвольной регуляции мышечного тонуса;
- развитие навыка прямохождения;
- тренировка удержания равновесия при ходьбе и прыжках;
- тренировка ориентации в пространстве, соблюдении дистанции при ходьбе, беге и прыжках;
- тренировка в умении координировать свои действия с началом и концом звучания звукового сигнала;
- обучение детей движению в заданном темпе;
- обучение детей изменению направления движения со сменой динамики звучания музыки;
- обучение детей изменению характера движения со сменой звучания двухчастной формы музыкального произведения;
- формирование динамического праксиса в общей моторике по показу взрослого;
- развитие у детей простейших навыков манипулирования с предметами по подражанию взрослому;
- выполнение серии из двух действий по словесной инструкции;
- выполнение серий из двух движений по памяти;
- обучение детей основным видам пантомимических жестов и танцевальных движений по подражанию взрослому;
- обучение детей действовать в коллективе, в парах;
- формирование у детей положительного эмоционального настроя на общение в процессе музыкально-игровых занятий.
Основная задача развития общей моторики состоит в том, чтобы помочь формированию у ребёнка двигательных навыков: ходьбы, прыжков, поворотов,бросания и ловли мяча, самостоятельного и коллективного выполнения указанных движений, а также знакомить ребёнка с элементами танцевальных движений.
Использование нестандартного оборудования позволяет формировать правильные двигательные умения и навыки, развивать общую моторику, координацию движений и ловкость. Для развития общей моторики мною совместно с родителями было изготовлено различное нестандартное оборудование из подручного материала. Оно используется для развития общей моторики как в свободной деятельности, так и на занятиях по физической культуре, по развитию речи, в играх, при выполнении общеразвивающих упражнений, основных движениях, соревнованиях, в проведении праздников, досугов. Дети с удовольствием занимаются с этим оборудованием.
Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование. Особенно нестандартное. Выполнение упражнений с таким оборудованием повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки, развивает двигательные навыки. Изготовленное своими руками нестандартное оборудование я успешно применяю в своей практической деятельности.
Нестандартное оборудование используется по разному. Для массажа используются следующие устройства:
- Счёты — из нескольких счёт сделаны одни, кольца нанизаны очень плотно друг к другу, без промежутков (используются для массажа ступней ног и кистей рук).
- Обычные неразборные игрушки от киндер-сюрпризов (используются для массажа пальцев ног: на пол кладётся обруч, в середину обруча высыпаются игрушки, дети садятся по кругу, опираясь на руки, и пальцами ног собирают игрушки в ведёрки). Упражнение способствует развитию ступней, профилактике плоскостопия.
Санитарная обработка всех массажёров проводится после каждого использования их детьми.
Также, для ловли мяча изготовили сетку из обруча и мешка от лука (используется при обучении детей метанию в цель и в соревнованиях).
Помимо больших матов, из поролона, обшитого клеёнкой сделали дорожки различного вида. Мы сделали дорожки шириной 30 см., длиной 1,5 м. И наклеили на них следы в различных направлениях (прямо по два следа, по одному и по два в разных направлениях). Дети прыгают по направлению следов, что развивает координацию движений, глазомер, внимательность и закрепляется правильность прыжка. Эту дорожку можно использовать и во время ходьбы.
Во время ОРУ планируем изготовить оборудование — игру «Раз, два, три — ты фигуру повтори». Игра проходит под бубен или музыку, дети шагают на месте, прыгают, бегут, а по сигналу выполняют стойку, которая изображена у воспитателя на карточке. Это упражнение развивает целую группу мышц, внимание и реакцию.
Кроме того, «Лужайка» и «Цветочки» - интересные игры, изготовленные из плотного картона, обшитые тканью, в виде цветка и лужайки. Игра проводится с малышами — дети ходят или бегают по залу друг за другом (в рассыпную), в руках у каждого ребёнка бабочка с магнитом, по сигналу дети должны повесить бабочек на полянку или цветочек. Со старшими детьми игра носит командный, соревновательный характер. Это помогает привить детям чувство коллективизма и товарищества.
Нестандартное физкультурное оборудование– это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов, так как оно позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
-развивать чувство формы и цвета;
-способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Конечно к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть:
1.Безопасным;
2.Максимально эффективным;
3.Удобным к применению;
4.Компактным;
5.Универсальным;
6.Технологичным и простым в использовании;
7.Эстетическим.
Для развития общей моторики мною также используется следующее нестандартное оборудование:
- «Разноцветные гантели»:
В бутылку из-под лимонада (1л., 1,5л.) наливается вода, и получаются «Гантели» весом 1 и 1,5 кг. С ними можно выполнять упражнения для развития силы, выносливости, ловкости.
* Ходьба и бег между бутылками (бутылки лежат, стоят); перешагивание через бутылки; перепрыгивание через 5-6 лежащих бутылок.
* Бежать, ставя ноги врозь.
* Сидя (руки в упоре сзади), ногами поднять бутылку на 30-45 градусов и поставить её на пол (под медленный, быстрый счёт).
* Присесть в упоре боком к бутылке, лежащей на полу. На счёт от 1 до 4, отталкиваясь, переносить ноги через бутылку (на каждый счёт).
* Силовые упражнения: бутылку держать двумя руками (горлышком вниз); сгибание и разгибание рук (перед собой, сбоку, вверх-вниз).
- «Шерстяные мячи (помпоны)»:
Изготавливаются из ниток для вязания, диаметр 5-10 см. Поскольку мячи эти мягкие, их удобно использовать для бросков в движущуюся цель (друг в друга); при беге с увёртыванием; подходят они и для ловли, метания в цель, для отбивания коленом, пяткой.
- «Хитрая цель»:
Из дермантина вырезается прямоугольник размером 40х70 см. Края (40 см.) подгибаются и прошиваются на диаметр гимнастической палки. В центре прямоугольника на верёвочке длиной 30х40 см. крепится мяч — поролоновый, резиновый, помпон, пластмассовый. По краям полотнища вырезаются два отверстия чуть больше диаметра мяча. Два ребёнка берутся за гимнастические палки, продетые в края дермантина, одновременно подбрасывают мяч вверх и стараются поймать его каждый в своё отверстие. Кто более ловкий?
- «Китайские палочки»:
40-50 круглых деревянных палочек размером как для флажков могут выполнять роль массажёра при ходьбе, использовать для тренировки мелкой моторики. Возможно и такое их применение: держа по одной палочке в каждой руке, ловить ими мяч после отскока от пола; поднимать палочки с пола пальцами ног.
- «Ленты на резинке»:
На концах длинной резинки крепятся крючки (для растягивания резинки через спортзал). На резинку нанизываются подшитые с одного края ленты (20-25 штук), которые могут двигаться по резинке свободно. Использование:
* Упражнение на дыхание (ленты шевелятся);
* Упражнение «Попади мячом в цель»;
* Прыжки на двух ногах вдоль всего зала - «Достань головой до ленточки».
- «Мат — трансформер»:
Поролоновый мат на всю длину обтягивается тканью. В трех местах пришиваются полоски ткани (ленты). По мере необходимости концы лент связываются — мат превращается в трубу — тоннель. Используется для пролезания, прокатывания мячей через тоннель, прокатывания (ребёнок внутри тоннеля).
- «Чьи следы?»:
Из плотного линолиума вырезаются две «ступни» шириной 20 см., длиной 30 см. Один ребёнок переступает со «Следа» на «След»; другой ребёнок берёт освободившийся «След» и бегом относит его вперёд, прокладывая дорогу; третий ребёнок проходит «змейкой» на четвереньках под ногами первого. Развивается умение работать в группе, быстрота реакции.
- «Трусы»:
Два метра ткани шириной 60-80 см. сложить пополам, сшить боковой шов, верхний край подшить и вставить резинку (как у трусов). Отступив сверху 30 см., вырезать с каждой стороны «Трусов» отверстие для ноги размером 10-15 см.; по центру полотнище не прошивать.
Два ребёнка надевают одни «Трусы»: каждый продевает одну ногу в «Штанину» (отверстие), а вторую ногу-в среднюю (не прошитую) часть. Использование:
- Бег парами;
- Бег парами с двумя мячами, ведя их ногами вперёд;
- Вдвоём влезть на препятствие и спрыгнуть с него.
Развивается умение работать в паре.
- «Половинки»:
Отслужившие свой срок резиновые мячи разрезаются пополам. Образовавшиеся «мисочки» в эстафетах заменяются «шапки-невидимки»; их можно набрасывать на лежащие предметы, мячи меньшего размера и т.д.; они могут выполнять роль ориентиров.
- «Поролоновые мячи» (дети называют их «снежными комками») помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений:
* Ходьба змейкой между мячами;
* Бросание мяча вдаль из-за головы двумя руками;
* Толкание мяча головой перед собой («Бульдозер»);
* Перешагивание через мячи;
* Перебрасывание мяча друг другу из разных положений.
- «Следочки» можно сделать твёрдыми, мягкими и с «шипами». Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног. А также для развития координации и равновесия.
- «Мягкие кольца» можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.
- «Массажные дорожки» предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей.
- «Гусеница со следами» «учит» координации движений, сохранять равновесие, прягая на одной и двух ногах с поворотами и продвижением вперед.
- «Кольцеброс «ЖИРАФ» развивает ловкость, меткость. Также используется для бросания мячей разных размеров в соответствующие отверстия.
- «Разноцветные флажки, ленточки и султанчики» мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.
- «Короткие косички», на концах которых сделаны ручки из киндер-сюрпризов, можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).
- «Цветные мишени» используются в метании, а также как цветные ориентиры.
- «Весёлый зонтик» применяется для дыхательной гимнастики. Причём в зависимости от времени года и проводимого мероприятия «зонтик» может менять свои элементы (бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки, снежинки и т. д.).
- «Волшебный колпачок» используется для игры «Угадай, кого не стало».
ВЫВОД.
Необходимость применения нетрадиционного оборудования по развитию общей моторики у детей, обусловлена тем, что дошкольники с большим увлечением выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, ведь такие задания превращаются в занимательную игру. Нетрадиционное оборудование вызывает у детей интерес и яркий позитивный эмоциональный настрой. Волшебные превращения бросового материала заинтересовывают детей, увлекают их.
В моей многолетней педагогической практике одним из основных приоритетов успешной работы также является вовлечение родителей в жизнь детского сада и группы, в том числе в работе по изготовлению нетрадиционного оборудования. Именно по этому, я знакомлю родителей с нетрадиционными приёмами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию общей моторики.
В современном мире актуальность и удобство применения нетрадиционного оборудования заключается так же в его незначительной стоимости и общей доступности, что позволяет проводить работу по общей моторике с детьми из различных слоёв населения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста».
Иллюстрированный материал для родителей об использовании нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ и дома для физического развития детей, их оздоровления и укрепления здоровья малышей....
"Применение нестандартного физкультурного оборудования для развития основных движений воспитанников ДОО на занятиях по физической культуре"
Применение нестандартного физкультурного оборудования для развития основных движений воспитанников...
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Наряду с традиционным (стандартным) оборудованием в физкультурных уголках групп детского сада обязательно необходимо иметь и нестандартное физкультурное оборудование. При этом, оно обязательно должно ...
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста...
Образовательный форум "Изготовление и использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств ребенка"
Изготовление и использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств ребенка...
Консультация для родителей на тему: Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Использование нестандартного физкультурного оборудования и развитие речи на физкультурных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения
Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ...