Доклад из опыта работы на тему: «Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа)
Доклад из опыта работы на тему:
«Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podkovyrina_doklad_iz_opyta_raboty.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №109»
Доклад из опыта работы на тему:
«Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель
первой квалификационной категории
Подковырина Е.Ю..
Г. Дзержинск
Тема моего доклада: «Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: формированию заинтересованного отношения к лыжному виду спорта как к источнику двигательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Продолжать формировать понятие детей о том, что лыжный спорт является источником движения и укрепления здоровья человека.
- Обогащение активного и пассивного словаря детей спортивными терминами.
Гипотеза: если заниматься спортом, можно сохранить и укрепить свое здоровье.
Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с четырехлетнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.
Во время лыжных прогулок и ОД детям приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучает преодолевать трудности и препятствия, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи.
В своей работе я использую разнообразные техники ходьбы на лыжах.
По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. Дети должны овладеть различными способами передвижения вперед, торможения, поворотов, преодоления, подъемов, спусков.
В начале обучения я предлагаю детям овладеть такими специфическими ощущениями для этого вида движений, как «чувство лыж», «чувство снега».
Ступающий шаг. Ребенок вначале испытывает некоторые затруднения от того, что у него на ногах лыжи – он должен привыкнуть к ним. Передвижение ступающим шагом является хорошим средством для развития «чувства лыж», «чувства снега». Передвижение ступающим шагом является своего рода обучением скользящему шагу. Ступающий шаг – это ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец лыжи прижимается к снегу, туловище несколько наклонено вперед. Руки работают перекрестно: левая рука выносится вперед вместе с правой ногой и наоборот.
Скользящий шаг. Скользящий шаг является основным элементом в технике всех лыжных ходов. При ходьбе этим шагом лыжник отталкивается поочередно то левой, то правой ногой. При отталкивании правой ногой левая сгибается в колене и выносится вперед; на нее полностью переносится тяжесть тела, и происходит скольжение. Туловище наклонено вперед. Затем ребенок отталкивается правой ногой, а скользит на левой ноге. При отталкивании нога выпрямляется в коленном и голеностопном суставах.
Попеременный и двухшажный ход. В каждом действии этим способом выполняется два скользящих шага (правой и левой ногой). В цикле движения ног можно выделить два основных периода:
а) скольжение на одной лыже и подготовка к отталкиванию;
б) отталкивание.
Скольжение начинается с того момента, когда, оттолкнувшись ногой, ребенок отрывает ногу от снега и полностью переносит тяжесть тела на другую лыжу. Свободная нога в этот момент поднята над снегом. Во время скольжения опорная нога готовится к толчку, для чего она несколько сгибается в коленном и голеностопном суставах. Туловище наклонено под углом около 450, отталкивание выполняется сильным, но плавным движением. Выпрямление толчковой ноги производится в коленном и голеностопном суставах. После отталкивания тяжесть тела переносится на другую ногу, толчковая нога и лыжа отрываются от снега. После этого все мышцы расслабляются. Цикл повторяется снова.
Рука для толчка ставится впереди несколько согнутой в локтевом суставе. Палка немного наклонена вперед.
Повороты. Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. Различают повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. Поворот переступанием вокруг пяток лыж наиболее постой из всех способов поворотов на месте. Для выполнения поворота ребенок слегка приседает, поднимает над снегом одну из лыж и одноименную палку, переставляет лыжу носком в сторону, не отрывая пятки от снега и переносит палку в ту же сторону. Затем приставляет другую лыжу и переносит к ней вторую палку. Таким же образом , совершается второе, и последующие переступания до тех пор, пока лыжник не повернется до нужного ему направления. Так же выполняется поворот переступанием вокруг носков лыж, но при этом приподнимается только задняя часть одной из лыж, к которой приставляется другая. Поворот махом и прыжками в работе с дошкольниками используется редко.
Подъемы. Подъем «лесенкой» используется на крутых склонах и осуществляется в боковом повороте к склону. Ребенок поднимается вверх по склону приставными шагами.
Способ «елочка» применяется главным образом при подъеме в гору в прямом направлении в тех случаях, когда попеременным ходом уже идти нельзя: лыжи начинают проскальзывать назад. При подъеме «елочкой» носки лыж разведены и поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали, задние части лыж перекрещиваются, не задевая друг друга при переносе. Руки работают энергично с полным распрямлением их в конце толчка, шаги свободны.
Детям дошкольного возраста более доступен подъем «полуелочкой». При этом одна лыжа становится по прямой, а другая, стоящая выше по склону, ставится под углом по направлению движения носков наружу на внутренние ребра. Спуски можно выполнять из основной, высокой и низкой стоек. Чаще всего применяется лыжниками основная стойка. Положение тела при этом такое: ноги слегка согнуты в коленных и голеностопных суставах, голени наклонены вперед, руки немного согнуты в локтях. Одна нога выдвинута вперед примерно наполовину стопы, тяжесть тела распределяется на обе ноги почти равномерно. Низкая стойка используется на спусках для увеличения скорости: лыжник приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед. Ноги стоят на всей ступне, руки вытянуты вперед.
На пологих склонах для отдыха мышц ног или с целью уменьшения скорости спуска применяется высокая стойка. При этом лыжник держится прямо, ноги слегка согнуты в коленных суставах.
Торможение «плугом» используется главным образом на пологих склонах при небольшой скорости. При торможении «плугом» лыжник, смыкая носки лыж, разводит задники, крепко прижимая колени, друг к другу. Лыжи ставятся на внутренние ребра.
Торможение «полуплугом», или упором, очень удобно при спусках с гор наискось. Для торможения «полуплугом» необходимо, чтобы одна лыжа продолжала скользить по прямой, в то время как другая отводится в сторону. Отведенная лыжа ставится на ребро и упирается им в снег. Носки лыж смыкаются, колени сгибаются и несколько сближаются.
Я с вами рассмотрела технику выполнения упражнений, которые используются в моей работе.
Программные задачи по обучению ходьбы на лыжах в старшей группе:
1. Закреплять умение ходить скользящим шагом.
2. Выполнять повороты на месте и в движении.
3. Подниматься на горку «лесенкой» и спускаться с нее в низкой стойке.
4. Ходить на лыжах в медленном темпе 1-2 км.
5. Уметь играть в игры на лыжах.
6. Воспитывать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.
7. Готовить физкультурный инвентарь, убирать на место.
Также не маловажную роль по обучению ходьбе на лыжах играет и работа с родителями. Я считаю необходимым проводить родительские собрания в группах, на которых обсуждается значимость обучения детей ходьбе на лыжах как всестороннее развитие мышечной системы, укрепление костного аппарата, регулирование обмена веществ, формирование нравственно-волевых качеств. Рекомендации в родительском уголке: «Как подобрать лыжи ребенку?», «Как одеть ребенка на лыжную прогулку?» имеют важное практическое значение. День открытых дверей, когда родители посещают прогулки на лыжах и сами в них участвуют, оценивает мою деятельность в обучении ходьбе детей на лыжах.
Лыжи — при передвижении на лыжах равномерно вовлекаются в очень интенсивную работу все мышечные группы ног, рук и туловища. Благодаря такому равномерному распределению нагрузки между мышцами хождение на лыжах легче, чем бег такой же интенсивности.
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на дыхание и кровообращение, очень резко увеличиваются легочная вентиляция и газообмен, поэтому ходьбу на лыжах называют «естественной гимнастикой легких». Возрастает сила сокращений сердечной мышцы, однако кровяное давление повышается мало, т. к. кровеносные капилляры в обширных группах, работающих у лыжника мышц расширяются, а в расширенных капиллярах уменьшается сопротивление току крови. Мало того, сокращения многочисленных мышц помогают продвижению крови по венам к сердцу, что также облегчает его работу.
Ходьба на лыжах — энергоемкие упражнения. Ходьба на лыжах в морозный день закаливает организм, вырабатывается устойчивость и выносливость к действию холода. Красота зимнего пейзажа благотворно действует на нервную систему.
Ходьба на лыжах укрепляет нервную систему, положительно влияет на дыхательную систему, способствует усиленному расходу калорий и похуданию. Скорость при спусках с гор, резкие повороты и торможения, сохранение правильного положения тела в пространстве увеличивают чувствительность вестибулярного аппарата и его функциональной устойчивости.
Свежий воздух, созерцание зимнего пейзажа, постоянная смена ландшафта, спокойные и размеренные движения способствуют устранению негативных переживаний, нормализуют и стабилизируют настроение.
Считаю, что правильные организация и методика ОД лыжами обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, служат прекрасным средством восстановления душевных и физических сил, поэтому в свою деятельность по физической культуре включаю обучение детей ходьбе на лыжах и рекомендую это своим коллегам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у детей дошкольного возраста.
Буклет " Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта". Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта.Большую роль во всестороннем физиче...
Конспект совместной деятельности по формированию начальных представлений о истории возникновения вещей для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Конспект совместной деятельности по формированию начальных представлений о истории возникновения вещей для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое электрической лампочки»...
Методическая разработка НОД по теме: «Зимние виды спорта» для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка НОД по теме: «Зимние виды спорта»для детей старшего дошкольного возраста...
Статья. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта у детей 5-6 лет.
В детском саду, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности, формировать началь...
Дидактические игры по физическому развитию "Виды спорта" для детей старшего дошкольного возраста.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "ВИДЫ СПОРТА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Конспект музыкального занятия на тему "Зимние виды спорта" для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальное занятие на тему "Зимние виды спорта" для детей старшего дошкольного возраста...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия.
Формирование представлений о собственном теле, понимание его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к себе....