Подвижная игра – метод совершенствования двигательных умений и навыков детей/
статья по физкультуре на тему

Лебедева Алла Андреевна

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и  воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движений.  Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья    «Подвижная игра – метод совершенствования       двигательных умений и навыков детей».

В условиях жизни современного общества все больше проявляется тенденция, характеризующая резким снижением двигательной активности человека .Многие  ученые и практики указывают  на недостаточную двигательную активность (гиподинамию)  у детей. Специальные исследования показывают, что это отрицатель сказывается на физическом и психическом развитии.

Врачей и педагогов  интересует вопрос о    рациональной организации физического воспитания и развития дошкольников. Известный ученый Г. П. Юрко подчеркивает, что « проявление максимума моторной активности на свежем воздухе  чрезвычайно  важно, так как сочетание движений с использованием кислорода ведет в конечном итоге к снижению заболеваемости».

 Какие же формы работы надо избрать для того, чтобы увеличить пребывание детей на свежем воздухе, да еще в активном движении?

Е. А. Аркин утверждает, что основной формой работы по  физической культуре с дошкольниками должна быть игра, которая из всех видов деятельности, вследствие особенных,  присущих только ей черт, находит в ребенке всегда бодрую готовность и радостный отклик. На первом месте выступают так называемые подвижные игры.

Подвижные игры ведут свое начало из глубин народной педагогики .Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-  забавах, связанными с первоначальными движениями малыша играх более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые  для детей игровые зачины, считалки.   Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное  значение и составляет игровой  фольклор..Выдающийся педагог К. Д. Ушинский высоко оценил русские народные игры и      советовал широко использовать их в воспитании детей, отмечая ,  что особая воспитательная роль принадлежит коллективным играм, вырабатывающим навыки общественного поведения.

     

Характеристика подвижной игры с правилами как средства   и      метода физического воспитания детей.

Подвижные игры с правилами - комплексный воспитательно - образовательный процесс. Оздоровительный эффект, достигаемый при  проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благополучно влияющими на психику ребенка.  При повышенной увлеченности  детей и радостной устремленности к достижению цели усиливается роль воли, помогающей преодолевать разные препятствия.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и  воспитания физических качеств.

В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движений.  Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

П.Ф. Лесгафт писал:» В играх применяются все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью».

Все подвижные игры делятся : элементарно - подвижные и спортивные.

К подвижным играм с правилами относятся: сюжетные, несюжетные, игры - забавы, аттракционы.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный  или сказочный эпизод. Детей увлекают игровые образы, в которые они творчески перевоплощаются ( воробышки, мышки,  гуси…).

Несюжетные подвижные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной цели. Они,  в свою очередь, подразделяются на  игры типа перебежек, ловишек  и т.д. ; игры с элементами соревнований; несложные игры-эстафеты; игры с предметами; игры, различающиеся по их двигательному содержанию. При подборе подвижных игр по  каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами.

В программе и существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак  преобладающего вида движений ( бег, прыжки, метание, лазание). При подборе подвижных игр по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами.

Также принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: игры большой, средней и малой подвижности. Они определяются по виду и характеру выполнения движений. Такая классификация облегчает ориентировку в игровом материале и отбору в соответствии с поставленной задачей.

Некоторое дополнение к классификации подвижных игр имеется в книге  Н. Н.  Кильпио, в основу  которой берутся, помимо предметов, крупные гимнастические пособия, содействующие совершенствованию ловкости, ориентировки в пространстве, координации движений. Указанные виды игр включают  основные, строевые и общеразвивающие упражнения.

Подвижные игры целесообразно варьировать. Варианты подвижных игр нужны не только для того , чтобы  совершенствовать движения, воспитывать физические качества при выполнении более сложных игровых действий, правил, при изменении игровой ситуации, условий, требующих  определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающих интерес к игре.

Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное  повышение к ним требований. По данным Н. В. Потехиной, систематическое обучение в подвижной игре приводит к дальнейшему совершенствованию умений и навыков, приобретенных детьми на этапе разучивания в специально подобранных упражнениях.

При варьировании и усложнении  подвижных игр необходимо учитывать следующее:

-увеличивать количество повторов и дозировку учитывая состояние детей;

-усложнять двигательное содержание;

-изменять сигнал;

-усложнять правила;

-менять место проведения игры (физкультурный зал, спортивная площадка, игровая площадка);

-Нельзя! В сюжетных играх менять сюжет и композицию.

           Методика руководства подвижными играми.

Методика - это профессиональная «технология» труда воспитателя. Он должен мастерски  владеть ею  и непрерывно совершенствовать приемы руководства детьми.

   Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с программой, которой работает дошкольные группы комплекса. Необходимо учитывать:

- общий уровень физического и умственного развития детей;

-время года и состояние погоды;

-состояние здоровья каждого ребенка;

-особенности режима (  первая или вторая половина дня);

-развитие двигательных умений и навыков конкретного ребенка;

-место проведения;

-интересы детей;

-гигиенические требования к одежде и обуви детей.

           Эффективность подвижных игр зависит:

-рационального использования площадки;

-продуманного размещения детей на площадке;

-использование инвентаря и оборудования, благодаря которому у детей  повышающих интерес к игре;

-проявление заинтересованности педагога;

-повторение знакомых детям игр в изменяемых ситуациях

-активного участия детей в игре и их эмоций.

В младшей группе организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры. В этих играх все дети выполняют однородные роли и двигательные задания при непосредственном участии воспитателя (например, все дети  цыплята, воспитатель - курица). Основная цель игр - воспитание ориентировки в пространстве в игровой ситуации.

В средней группе используем игры с простейшими соревнованиями, как индивидуальными, так и коллективными. Это придает эмоциональную окраску, стимулирующую к более быстрым действиям, приучает детей к ответственности за свои действия в коллективе.

В старшей группе подвижные игры усложняются по содержанию, количеству ролей, введению большего количества заданий.

В подготовительной к школе  группе  дети овладевают более сложными играми - коллективными соревнованиями, командными, играми - эстафетами. Все они содействуют развитию ловкости, быстроты, выносливости, самостоятельности, совершенствованию двигательных навыков.

                   

                       Организация детей в игре.

В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена со всеми детьми или с небольшой группой. Однако при неправильной организации игр детям приходится долго ждать своей очереди для выполнения игровых заданий. Ожидание, однообразие статического положения вызывает снижение интереса. Поэтому очень важно не только правильно выбрать подвижную игру, но и провести ее так, чтобы дети играли с большим интересом.

Ознакомление с новой игрой. Объяснение ее содержания и правил требует от воспитателя тщательной подготовки. Содержание некоторых игр необходимо раскрывать в предварительной беседе. В результате бесед, рассматривания картин выясняются знания детей, уточняются их представления, создается отношение к игровым образам, развивается творческое воображение.

Объяснение игры должно быть всегда эмоционально интересным, подготавливающим детей к веселой игровой деятельности, возбуждающим желание поскорее начать игру и с удовольствием выполнять игровые задания.

Объяснение несюжетных игр должно быть кратким, точным и  интонационно-выразительным. Воспитатель объясняет последовательность игровых действий, указывает местоположение детей и игровых атрибутов и выделяет правила.

В младших группах воспитатель объясняет правила и действия играющих непосредственно в процессе проведения игры. Играя, он направляет их деятельность , эмоционально подчеркивает создаваемую ситуацию.

Сюжетная игра требует других приемов. Задача воспитателя заключается в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы. Целесообразно использовать в младших группах  игрушки и короткий рассказ.

Распределение ролей в играх.

В младших группах роль водящего выполняет сам воспитатель. В процессе игры воспитатель  следит за действиями детей и выполнением ими правил игры. О нарушениях правил отдельными детьми (если они не влияют на ход игры) он говорит перед повторным проведением игры.

Заканчивается подвижная игра спокойной ходьбой, упражнениями на дыхание или малоподвижной игрой.

Подводя итог подвижной игре целесообразно воспитателю  называть  детей, удачно выполнивших роли и огорченно указывает на нарушение правил. В целях развития самостоятельности, организованных умений полезно старшим детям поручать провести подвижную игру у малышей.

Народные игры.

В народных играх много юмора , шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Например, зачины,  использование которых, по мнению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков. Настроит их на объективный выбор водящего. Безоговорочное и точное выполнение правил.

Помимо считалок существуют жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.

В некоторых подвижных играх перед их началом применяются  певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

                                        Кто засмеется,

                                         Губа задерется,

                                         Раз, два, три, четыре, пять,

                                          С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться.  Самый выдержанный из детей становится водящим.

      Перечень подвижных игр рекомендованных примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».

Младшая группа.

« Бегите ко мне», « Птички и птенчики», «Принеси игрушку», « Мыши и кот», «Бегите к флажку» , «Найди свой цвет», « трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Кто дальше бросит мешочек», «Попади в круг», «Найди свое место», «Угадай кто кричит», «Сбей кеглю», «Береги предмет», «Что спрятано», «Иди тихо».  

Средняя группа.

«Пилоты»,  «Цветные автомобили»,  «Подбрось - поймай»,  «Сбей булаву», «Мяч через сетку», «Найди, где спрятано»,  «Школа мяча», «Прятки»,  «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Найди себе пару», «Лошадки», «Погреми погремушкой», «Ловишки», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается», «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и ребята».

Старшая группа.

«Мышеловка», «У кого мяч?», «Ловишки»,  « Фигуры», «Найди и промолчи», «Мы веселые ребята», «Быстро возьмим», «Самолеты», «Школа мяча», «Перелет птиц», «Не попадись», «Не оставайся на полу», «У кого мяч», «Удочка», «Гуси лебеди», «Летает – не летает», «Затейники», «Пожарные на учении», «Узнай по голосу», «Ловишки- перебежки», «Ловишки с ленточками», «Сделай фигуру», «Мороз красный нос», «Смелые воробушки», «Медведи и пчелы», «Ловишки парами», «Хитрая лиса», «Охотники и зайцы»,  «Найди следы зайца»,  «Мяч водящему»,  «Горелки», «Стой», «Кто ушел?»,  «Карусель»,  «Узнай, чей голосок?»,  «Совушка»,  «Что изменилось?», «Затейники»,  «Мы веселые ребята»,  «Караси и щука»,  «Бездомный заяц».

Подготовительная к школе группа.

 «Великаны и гномы», «Удочка», «Совушка», «Не попадись», «Фигуры» , «Перелет птиц» , «Не оставайся на полу», «Эхо», « Ловишка с ленточками»,  «Угадай, чей голосок?»,  «Догони свою пару»,  «Мышеловка», «Затейники»,  «По местам», «Хитрая лиса», «Салки с ленточкой»,  «Попрыгунчики воробушки», «Лягушки и цапля», «Два мороза», «Паук и мухи», «Ключи» , «Не попадись»,  «Карусель»,  «Жмурки»,  «У кого меньше шагов?»,  «Кто самый быстрый»,  «тихо- громко», «Волк во рву», «Горелки», «Охотники и утки», «Великаны и гномы».

Значение подвижных игр велико Оно состоит в том, что:

-имеет большое воспитательное значение, которое заложено в правилах, регулирующих поведение играющих, дисциплинирует их;

-способствуют умственному развитию детей, а  через подвижные игры дети получают возможность расширить свои познания об окружающей действительности;

-по своему содержанию и форме оказывают огромное эстетическое значение;

-дают возможность закреплять навыки правильного счета и развивать речь.

Таким образом, использование всего комплекса оздоровительных, познавательных, эмоциональных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания детей.      

                                              Литература.

1.А.К. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. Для студентов пед. Институтов по специальности №2110»Дошкольная педагогика и психология»- 3-е изд., испр. И доп.-М.: Просвещение, 1985.

2.Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет.сада/ Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной.- М, Просвещение, 1989.

3. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева Л.С. Фурмина. Игры и развлечения детей на воздухе. 2-е изд., дораб. М.,1983.

4.Т.И, Осокина, Е.А. Тимофеева. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. М.,1971.

5.Е.А. Тимофеева. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста . М.,1979.

6.В. Шмонина. Творческие подвижные игры. Статья из журнала» Дошкольное воспитание»№8,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК- КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

1. Формировать здоровый образ жизни.2. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и к спорту.3. Доставить удовольствие детям....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Среди значимых для человека ценностей, одно из ведущих мест занимает здоровье.       На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоро...

Использование физкультурных досугов как средства совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Одна из форм активного и развивающего отдыха есть физкультурный досуг. Дошкольное учреждение вводя в практику физкультурные досуги успешно реализует естественную потребность ребенка в движении, позвол...

Совершенствование двигательных умений и навыков в процессе подвижной игры

Двигательная деятельность в жизни человека является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие....