Консультация для педагогов "Создание условий для учета индивидуальных особенностей воспитанников на физкультурном занятии."
консультация по физкультуре на тему
Очень важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы. Все это помогает на практике правильно дозировать физические нагрузки на физкультурных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedsoveta.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для учета индивидуальных особенностей воспитанников на физкультурном занятии.
Все дети неповторимы и имеют свои индивидуальные особенности. Изучая индивидуальные особенности детей, следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Необходимо учитывать раннее перенесенные ребенком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Очень важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы. Все это помогает на практике правильно дозировать физические нагрузки на физкультурных занятиях.
Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.
Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.
1 Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок.
2 Основная часть решает воспитательно-образовательные задачи. В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребёнка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.
3 Заключительная. Ее назначение - снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса подвижные игры спокойного характера («Найди предмет», «Найди, где спрятано» и др.).
Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.
Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.
На основе общей структуры физкультурного занятия разрабатываются занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Физкультурные занятия в логопедических группах носят индивидуально-коррекционный характер. Каждое физкультурное занятие решает, помимо общеобразовательных задач, задачи коррекционно-оздоровительной направленности.
В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; формирование правильной осанки; подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы; игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений.
Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Так как дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы детям было интересно, предлагают дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар»;
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.
Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко использую на физкультурных занятиях средства психогимнастики.
Например: в вводной части занятия применяются игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «Будь внимателен», «Расставь часовых», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»; игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»; на преодоление двигательного автоматизма: «Стоп», «Пожалуйста». В заключительной части занятия - игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: «Штанга», «Сосулька; упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам».
Особое место на физкультурных занятиях необходимо отводить упражнениям направленных на развитие моторики:
- играм и упражнениям, способствующих развитию координации движений пальцев рук: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»;
- игровому самомассажу кистей и пальцев рук, оказывающему общеукрепляющее воздействие на организм ребенка («Ладошки», «Пальчики»);
- пальчиковым играм с речевым сопровождением, которые повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность («Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»);
- упражнениям с различными предметами – массажным мячом, прицепками, карандашами; пальчиковым упражнениям в сочетании со звуковой гимнастикой.
В основной части занятия, для коррекции координации движений детей с нарушениями речи, используются игры и упражнений с мячом (речедвигательные игры с мячом). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому»).
Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане («Снеговик», «Зима», «Три ежа», «Осенние листочки», «Яблонька»). Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Особого подхода на физкультурных занятиях нуждаются часто и долго болеющие дети. Нередкой является практика временного освобождения детей, перенесших острые респираторные заболевания, грипп, обострение хронического тонзиллита, пневмонию и др., от физкультурных занятий и прогулок. Между тем правильно дозированная мышечная нагрузка способствует развитию компенсаторных приспособительных реакций, т. е. восстановлению функциональных возможностей ребёнка. Следует исключать упражнения требующие большого физического напряжения,- бег. подвижную игру. прыжки, лазание. Нежелательны и упражнения с резким изменением положения тела (лёжа и стоя).
Однако оберегая детей от чрезмерных физических нагрузок, нельзя их долго оставлять на уровне сниженных, так как малые нагрузки не тренируют организм и не совершенствуют его функций. величину нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его физического состояния определяет врач на основании анамнеза и проведения функциональных проб.
В процессе занятий физическими упражнениями педагогу необходимо учитывать свойства нервной системы занимающихся. Возбудимые дети характеризуются высоким уровнем физической работоспособности. Они успешно и хорошо выполняют упражнения скоростного характера, но хуже справляются с заданиями, требующими выносливости.
Для тренировки нервных процессов у таких детей необходимо использовать чередование упражнений с разным темпом и добиваться выполнения заданного ритма и рисунка движения. В подвижных играх полезно чаще давать им роли, требующие активного торможения.
Дети со слабым типом нервных процессов отличаются сниженной двигательной активностью, особенно трудны для них нагрузки скоростного характера и упражнения на выносливость. Они медленно и с трудом овладевают новым движением, поэтому нуждаются в большом количестве повторений трудных упражнений, а для закрепления двигательных навыков – в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр. Для укрепления веры в свои силы использовать тактику одобрения, поощрения, похвалы.
На самоуверенных ребят, которых часто хвалят, положительная оценка педагога может оказать и слабое воздействие, отрицательная же оказывается более эффективной. Но робких детей отрицательная оценка совсем дезорганизует. Большую ценность имеют радостные сопереживания педагога по поводу успехов ребенка.
В процессе занятий физическими упражнениями важную роль играет учет половых особенностей дошкольников.
Такой учет может вестись по нескольким направлениям.
1. Подбор упражнений зависит от избранного способа организации занятий
Организация занятий, учитывающих особенности девочек и мальчиков, может иметь два варианта:
- Одно из двух занятий проводится отдельно для мальчиков и для девочек. На эти занятия целесообразно планировать упражнения, вызывающие интерес у данной группы детей (например, для мальчиков – футбол, для девочек – упражнения с лентами).При проведении сюжетных занятиях мальчикам можно предложить тематическую игру «Спасатели», девочкам – «Театр кукол».
- Все занятия проводятся совместно, но часть заданий для каждого пола имеют различия.
В этом варианте организации занятий, для того чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки – задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.
2. Нормирование физических нагрузок в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции. руководитель физического воспитания должен так сконструировать занятие, чтобы, постоянно акцентируя внимание детей на том, что мальчики выполняют более трудные упражнения, тем не менее не нанести вред здоровью. Преподаватель должен помнить, что упражнения, требующие проявления силы, должны очень осторожно использоваться в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек.
3. Методика обучения сложным двигательным действиям.
Существует упражнений, которыми мальчики овладеваю легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности. Это приводит к необходимости построения «технологических схем» овладения данными видами движений мальчиками и девочками (разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т. п.)
4. Педагогическое руководство двигательной деятельности.
Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. Девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечение большой двигательной активности, либо сразу присоединяются к организованной деятельности.
Педагог на ФЗ должен учитывать различия эмоциональности детей. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные. и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.
Мальчики больше подвержены стрессу. Адаптация к новой ситуации для мальчиков проходит сложнее.
5. Участие детей в играх и соревнованиях.
На совместных занятиях следует подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания. интересные и для девочек, и для мальчиков. Выбор зависит от сформированного у ребёнка типа полоролевого поведения.
- У мускулинных детей самые высокие показатели уровня притязаний. Мускулинными детьми отвергается ситуация неудачи, они стремятся к самоутверждению, часто через самовосхваление (лидеры, но не организаторы).
- У феминных детей отсутствуют такие качества, как упорство, нацеленность на преодоление трудностей. Они часто снижают притязания, боясь неудачи. В поражении обвиняют себя.
- У андрогинных детей результат выполнения задания связывается с наличием или отсутствием у себя необходимых усилий и терпения (ставить первыми и последними на эстафетах).
- Недифференцированные дети с появлением опыта выполняемой деятельности неадекватно повышают притязания. При неудаче они склонны к самообвинению.
6. Двигательные предпочтения детей.
Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются (Мальчики выберут футбол, девочки - ленты, скакалки, обручи).
Педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом деятельности (если это не вредит здоровью). Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой – либо двигательной деятельности.
7. Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений.
В процессе занятий ФУ педагогу периодически необходимо делить детей на пары, группы, подгруппы. При этом он должен учитывать тип полоролевого поведения ребёнка.
У дошкольников преобладают игровые объединения однородные в отношении пола входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд они чаще всего бывают однополыми.
При распределении в пары нецелесообразно ставить феминного мальчика и мускулинную девочку или феминную (феминные –неинициативны, муслинные могут обвинить в неудаче). Для фиминного мальчика подойдет андрогинная девочка.
8. Система поощрений и наказаний.
Поощряя или наказывая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков важно знать, хорошо ли он выполнил задание, и не очень важно, как оценивается взрослым его поведение. Для девочки важнее, понравилась ли она. Для мальчика более значимо слово «молодец», а у девочки оно сильного эмоционального отклика не найдет. Она более отреагирует на слово «умница».
9. Требования к качеству выполнения задания.
Девочкам и мальчикам должны предъявляться различные требования к выполнению одних и тех же движений: чёткости, ритмичности, затраты дополнительных усилий ( у мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (у девочек).
10. Инвентарь и оборудование.
Инвентарь и оборудование физкультурного зала должны предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленные его полом. В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.
11. Расстановка и уборка снарядов.
Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей девочки всегда расставляют и убирают только мелкий легкий инвентарь ( обручи, мячи, палки), а мальчики группой в несколько человек – тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты)
12. Диагностика физической подготовленности.
При оценке физической подготовленности дошкольников следует ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не на его пол. Информацию о физической подготовленности ребенка можно получить из расчета прироста результатов тестирования. В то же время, чем лучше результат, тем меньше может быть прирост.
Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость, увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения.
Для развития двигательных способностей (двигательных умений и физических качеств) детей дошкольного возраста в процессе физкультурно-спортивной деятельности целесообразно использовать такие подходы и технологии, которые учитывали бы интересы, склонности, потребности, желания детей, способствовали бы развитию творческого потенциала ребенка, формированию его личностных качеств и становлению ребенка как субъекта собственной двигательной деятельности. От педагога требуется грамотное проектирование физкультурных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»
Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО....
Организация трудовой деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей (консультация для воспитателей).
Материал содержит информацию об организации трудовой деятельности дошкольников. Показываются варианты, которые помогут вам организовать ее с детьми вашей группы, учитывая особенности каждого из воспит...
Учет индивидуальных особенностей воспитанников в организации воспитательно-образовательного процесса КУ Урайский специализированный Дом ребенка группа №6 «Ежата»
Аналитический отчет группы №6 «Ежата»...
Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для учета индивидуальных особенностей и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья."
Каждый ребёнок имеет право на получение образования вне зависимости от места жительства, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; социального статуса....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.
Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...
Учет индивидуальных особенностей воспитанников.
В данном разделе представлены: индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, индивидуальные планы работы для детей-логопатов и детей с ЗПР, а так же еженедельное планирование работы....
Учет индивидуальных особенностей воспитанников
Учет индивидуальных особенностей воспитанников...