Дополнительное образование (кружок-средняя группа)
рабочая программа (средняя группа) по теме
Разработана и реализована программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_uchrezhdenie.docx | 450.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Буратино»
Воспитание детей
через подвижные русские народные игры
Программа дополнительного образования для средней группы
Составитель:
Воспитатель группы №8
В.В. Петровская
г. Когалым 2014г
Содержание
1.Пояснительная записка
1.2 Цель
1.3 Задачи
- Сведения о программе
2.Содержание рабочей программы
2.1 Актуальность
- Педагогическая целесообразность
3.Научная новизна программы
3.1 Создание условий
4.Формы работы с детьми
4.1 Перспективный план работы по воспитанию детей через
русские народные подвижные игры в средней группе
4.2 Результат проведения работы с детьми
4.3 Диагностика уровня развития знаний народной игры
5.Взаимодействия с родителями
5.1Перспективный план работы по взаимодействию с родителями
6. Форма подведения итогов
7. Приложение
7.1 Конспект игрового мероприятия «Русские народные подвижные игры»
7.2 Консультация родителям «Русские народные подвижные игры в воспитании дошкольников»
7.3 Картотека «Русские народные игры»
7.4 Картотека «Русские народные считалки»
7.5 Буклеты «Игры нашего детства»
8. Литература
1.Пояснительная записка
«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания »
В. А. Сухомлинский.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать историю Российского государства, традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Это будут народные игры, в которые дети очень любят играть. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Одни развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
1.2 Цель
- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
1.3 Задачи
- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
- Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
- Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
- Создать систему работы, по приобщению и воспитанию детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
1.4 Сведения о программе
Рабочая программа «Воспитание детей через подвижные русские народные игры» составлена на основе :
- Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» соответствующей ФГОС . Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
- Проекта по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры. Шведчикова Светлана Николаевна, воспитатель. http://nsportal.ru/
- М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.
2.Содержание рабочей программы
Наименование программы
«Воспитание детей через подвижные русские народные игры»
Автор – составитель программы- Петровская Варвара Васильевна,
воспитатель средней группы ,МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»
Срок реализации программы : 2014 -2015 годы
2.1Актуальность
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на телевизионные зрелища. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
2.2Педагогическая целесообразность
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности. Поощрение участия детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке, в физкультурном зале, группе. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных играх.
3.Научная новизна программы
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка.
Таким образом, игровая двигательная деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условно-рефлекторным путем, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
С целью обучения детей русским народным играм я веду кружок « Русские народные подвижные игры». Во время проведения кружка я использую программу «Воспитание детей посредством русских подвижных игр». Научить понимать поставленную перед ним задачу, ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила, совместно играть, понимать слова диалекта. Объяснение новой игры проходило по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры желательно привлекать внимание детей к ее содержанию. Задавать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Объяснять последовательность игровых действий, слова диалекта, расположении игроков и атрибутов, правила игры. Иногда коротко рассказать о сюжете игры, объясняя роль водящего. Следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Делать краткие указания, поддерживать эмоционально-положительное настроение, обращать внимание на взаимоотношения детей. В конце игры обращать внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость,
выдержку, товарищескую взаимопомощь. Игру желательно использовать не только в свободной деятельности, на прогулках, но в различных видах НОД
3.1 Создание условий
- «Полочка народного декоративно- прикладного искусства»
- Картотека «Русские народные игры»
- Маски – шапочки с изображением героев игр
- Предметы быта, посуды, одежды; иллюстрации
4. Формы работы с детьми
1.Игра должна быть понятна, доступна по выполнению, интересна детям.
2. При ознакомлении с игрой на роль водящего выбирается шустрый, смышлёный ребёнок, потому что, водящий - важная фигура в игре. Ведь от него зависит, насколько интересно и оживленно пройдет игра. Ловкий и сообразительный водящий, выбранный в начале игры, послужит хорошим примером для остальных ребят, которым придется выполнять эту роль через некоторое время.
3.Водящего может назначать:
- Воспитатель, при этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу.
- Участники игры, этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый коллективом, всегда старается как можно лучше справиться с задачей игры.
- Персонаж.
4. Действия водящего заключается в легком касании рукой убегающего, нельзя толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия.
5. В процессе игры убегающим детям следует смотреть не только на того, кто их ловит, но также обращать внимание на других участников во избежание столкновения.
6. Во время игры произносить рифмовки вместе с детьми (ребенком), задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
7. В конце игры дать положительную (для малышей) оценку игры, похвалить ведущего, активных детей, а так же робких, застенчивых малышей, обратить внимание на выполнение правил.
8. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того чтобы сохранить интерес к игре. 9.Для расширения кругозора детей по ознакомлению с русскими народными подвижными играми:
10.В середине года ввести понятие считалка. Сначала выбрать водящего с помощью считалки сама, потом стала привлекать детей;
- читать русские народные сказки;
- рассматривать предметы быта, посуды, одежды; иллюстрации.
- Во время проведения игры, чтобы вызвать больший интерес детей, использовать маски, элементы одежды, игрушки.
4.1 Перспективный план работы с детьми
месяц | вид игры | Название игры | Цель игры |
сентябрь | хороводная игра | «Карусель» | Развивать умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе |
игра малой подвижности | «Телефон» | Развивать у детей слух, внимание и выдержку | |
октябрь | игра с прыжками | «Воробушки и кот» | Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, упражнять в прыжках |
игра с мячом | «Перебрасывание мяча» | Развивать умение делиться на команды,учить ловить и бросать мяч двумя руками | |
ноябрь | игра малой подвижности | «Ванька – встанька» | Развивать у детей умение двигаться в коллективе |
игра с бегом | «У медведя во бору» | Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь | |
декабрь | игра малой подвижности | «Колечко» | Развивать у детей зрительную память, внимание,упражнять в работе с коллективом |
игра с прыжками | «Лягушки» | Развивать умение детей прыжкам в момент опасности | |
январь | игра с мячом | «Надувной мяч» | Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в умении двумя руками бросать и ловить мяч |
хороводная игра | «Тишина» | Развивать у детей ориентировку в пространстве, упражнять детей в беге | |
считалка | «Начинается считалка» | Знакомство с малыми формами русского фольклора | |
февраль | игра с бегом | «Мороз- красный нос» | Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал, находить свое место на площадке |
игра малой подвижности | «Курочка» | Развивать ловкость, быстроту движений | |
считалка | «Катится горох» | Знакомство с малыми формами русского фольклора | |
март | игра с прыжками | «Удочка» | Упражнять в беге и ходьбе в колонне ,прыжкам на месте |
игра с мячом | «Мяч с топотом» | Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал, находить свое место на площадке,. упражнять в быстроте передачи мяча | |
считалка | «Я куплю себе дуду» | Знакомство с малыми формами русского фольклора | |
апрель | игра с бегом | «Лошадки» | Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе |
игра с бегом | «Лиса и куры» | Упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга | |
май | Игровое мероприятие с детьми и родителями | «Давайте поиграем» | Закрепить элементарные представления детей о фольклоре и русских народных играх, поощрять участие родителей и детей в совместных играх и физический упражнениях |
май | диагностика детей | Выявление знаний детей | |
Июнь, июль, август | Проводятся игры, соревнования, эстафеты | Закрепление умения играть в русские подвижные народные игры |
4.2 Результаты проведенной работы с детьми
К концу года дети активно могут отзываться на предложение поиграть. Движения становятся более лёгкие, точные, разнообразные. Расширяется репертуар игр, словарный запас детей. Развиты психофизические качества: быстрота, выносливость, гибкость, ловкость .
4.3Диагностика уровня развития знаний народной игры
№ | Ф .И ребенка | самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр; дружеские взаимоотношения со сверстниками | психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др | выполнение ведущей роли в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры | выполнению действий по сигналу | Итог |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
Высокий показатель + ; Большинство + средний показатель;
Если большинство – низкий показатель
5.Взаимодействие с родителями
- Совместное изготовление картотеки «Русские народные игры»
- Совместное изготовление картотеки «Считалки»
- Консультации и беседы по русской народной культуре «Русские народные подвижные игры в воспитании дошкольников»
- Выпуск папок-передвижек по воспитанию детей посредством русских народных игр «Игры нашего детства»
- Выпуск буклетов «Игры нашего детства»
5.1 Перспективный план работы по взаимодействию с родителями
Мероприятия | Дата | |
1 |
Картотека «Русские народные игры»
| Сентябрь Октябрь |
2 |
Маски – шапочки с изображением героев для игры Медальки с изображением героев для игры | Ноябрь |
3 |
Предметы быта, посуды, одежды; иллюстрации
| Декабрь |
4 |
«Русские народные подвижные игры в воспитании дошкольников» | Январь |
5 |
«Игры нашего детства» | Февраль |
6 |
к подвижным русским народным играм | Март Апрель |
7 |
Игровое мероприятие «Русские народные подвижные игры» | Май |
6.Форма подведения итогов
- Отчет
- Фотоматериал
- Картотека игр
- Маски-шапочки для игр
- Атрибуты для игр
- Игровое мероприятие
7.Приложение
7.1 Конспект игрового мероприятия
«Русские народные подвижные игры»
Задачи:
1. Обучающие: закрепить элементарные представления детей о фольклоре и русских народных играх.
2. Развивающие: развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, пространственную ориентировку;развивать творческие способности детей в играх; приучать к самостоятельному выполнению правил.
Материал: маска медведя, волка, гусей, петуха, лошадок, курочек, платок и фартук для «хозяйки», разноцветный платочек.
Ход
Зал украшен атрибутами, которые соответствуют русскому народу. Под музыку дети входят в зал, воспитатель предлагает всем принять участие в празднике. Вдруг из-за двери раздаются громкие спорящие голоса Петрушки и Матрешки.
Матрешка. Ты не правильно считаешься, я буду водить.Петрушка. Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки.
Матрешка. Это я не знаю считалки, вот давай я посчитаю, и узнаем, кто будет водить.Воспитатель. Здравствуйте, друзья, о чем вы спорите?
Петрушка. Мы хотели поиграть в игру, но никак не можем договориться, кто будет водить.
Воспитатель. А это очень просто, только надо знать считалочки. Давайте мы вам с ребятами поможем.
Катится горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Матрешка. Ух, ты, здорово! А еще знаете какие-нибудь считалочки?
Воспитатель. Конечно, знаем, ребята помогайте.
1 ребенок. Я куплю себе дуду и по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.
2 ребенок. Шла кукушка мимо леса –
За каким-то интересом,
Инте, инте, интерес,
Выходи на букву «с».
3 ребенок. Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Водящим становится самый молчаливый.
Воспитатель. Наши дети очень часто используют считалочки в играх и знают очень много русских народных подвижных игр. А вы знаете?
Матрешка и Петрушка. Да, мы знаем игры: «Медведь», «Гуси», «Курица».
Воспитатель. Нет, вы неправильно называете игры. Ребята, давайте правильно назовем русские народные игры и научим Матрешку и Петрушку играть в эти игры.
1. Русская народная игра «У медведя во бору»
Правила игры: Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору Медведь постыл
Грибы, ягоды беру! На печи застыл!
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный выбывает из игры.
2. Русская народная игра «Гуси-лебеди»
Правила игры: Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные дети – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой! »Гуси отвечают: «Старый волк под горой! » - «Что он там делает? » - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет». – «Ну, бегите же домой! »Гуси бегут домой, а вол их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.
3. Русская народная игра: «Ванька – встань-ка»
Правила игры:
Ванька, встань-ка, Дети поднимаются на носки и опускаются.
Ванька, встань-ка, Повторяют упражнение.
Приседай-ка, приседай-ка, 2 приседания, руки вытягивают вперед. Будь послушен, ишь какой Руки на поясе, повороты корпуса вправо и влево. Нам не справится с тобой. Руки на поясе, наклоны корпуса вправо и влево.
4. Русская народная игра «Курочки»
Правила игры: Играющие выбирают хозяйку и петушка. Все остальные курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку? «А какая она у тебя? » - спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький».– «Нет, не видел». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш! » Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает, он широко раскрыв крылья, встает на пути у хозяйки. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.
5. Русская народная игра «Тишина» Играющие идут по кругу и говорят:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши.
Засыпайте, малыши!
По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении они находятся до 10 с. Те, кто пошевелится, не удержит равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Матрешка. Ой, ребята, что-то я утомилась, давайте мы с вами отдохнем, а я вам интересные потешки расскажу.
Грелась кошка у ворот, Умывала лапкой рот, Парикмахер петушок, Подарил ей гребешок, Причесал им кошку…
Воспитатель. Нет, такого не бывает, - это понарошку.
Матрешка. В облаках медведь парил, Чай с воронами он пил. Вдруг на встречу крокодил, Раз – и мишку проглотил, Проглотил как мошку…
Воспитатель и дети. Нет, такого не бывает, - это понарошку.
Петрушка. Ребята, отгадайте загадку.
Я копытами стучу,
Я скачу, скачу, скачу,
Грива вьется на ветру
Кто это? (Лошадь.)
А я знаю русскую народную игру, которая называется «лошадки».
6. Русская народная игра «Лошадки»
Правила игры: Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны! » - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера! » - они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется. Матрешка и Петрушка принимают активное участие в играх, благодарят детей за интересный праздник.
7.2 Консультация родителям
«Русские народные подвижные игры в воспитании дошкольников»
У каждого народа есть свои культурные традиции, народ чтит их и передаетиз поколения в поколение. Веселые подвижные игры - это наше детство и детство наших детей. Воспитание любви к Родине является основным ,ведущим принципом русской педагогики.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках ,в играх. И все это несет в себе народное творчество ,богатое и разнообразное по своему содержанию.
Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитие приобщение к культуре своего народа. Мир детства не может быть без игры, поэтому у взрослого человека есть потребность в работе, ну а ребёнку необходимо играть.
Игра – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Через русские народные подвижные игры :
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.Развитие интереса к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
8. Литература
- Вераксы Н. Е. Комаровой Т. С. Васильевой М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствующей ФГОС . — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
- А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост.– 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Палагина Е.А Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Шведчикова С. Н. Проекта по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры. http://nsportal.ru/
7.3 Картотека «Русские народные подвижные игры»
7.4 Картотека «Русские народные считалки»
7.5 Буклеты «Игры нашего детства»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной группы детей 5-7 лет, старший дошкольный возраст
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – ...
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»
Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»
Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «УМный КАрандаш»
Развитие мелкой моторики посредством художественно - творческой деятельности.Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет....
Планы по дополнительному образованию в младшей группе детского сада "Занимательная математика"
В планах представлено перспективное планирование по математике в младшей группе. Все занятия носят игровой характер, содержат физминутки, игровые задания, пальчиковые игры....
перспективное планированию по дополнительному образованию в старшей группе
Квиллинг - искусство скручивания бумаги....
Программа дополнительного образования в подготовительной группе Юный математик в старшей группе
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальней...