Планы по дополнительному образованию в младшей группе детского сада "Занимательная математика"
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

В планах представлено перспективное планирование по математике в младшей группе. Все занятия носят игровой характер, содержат физминутки, игровые задания, пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_dop_obrazovaniyu_3-4_g_ot_8.10_14g.docx58.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 63 г. Орска общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников «Ракета» г. Орска

Утверждаю

Заведующий МДОАУ

«Детский сад № 63 г. Орска»

_______Ключникова Н.Н.

«____» __________20__ г.

ПРОГРАММА

по дополнительным платным образовательным услугам

Обучение по курсу

 «Занимательная математика»

(2 младшая группа)

2014 – 2015 учебный год.

Руководитель: Татаренко Ольга Николаевна

Воспитатель 1 квалификационной категории.

Принято на Совете Педагогов

МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска»

«____» ______________ 201__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

I .Целевой раздел

        Пояснительная записка

        1.1 .Актуальность парциальной образовательной программы

        1.2 .Цель и задачи парциальной образовательной программы

        1.3  Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

        1.4  Возрастные характеристики развития детей

        1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной         программы

II. Содержательный раздел

        2.1 Тематическое планирование образовательной деятельности

        2.2 Содержание парциальной образовательной программы

III. Организационный раздел

        3.1 Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

        3.2 Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

        3.3 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

        3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды

IV. Дополнительный раздел

V. Литература

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность парциальной образовательной программы.

        В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образования. Еще известный российский психолог сказал, Что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону его ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к  определенного рода внешним воздействием.

        Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника.

        Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс.

        По мнению А.В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях развития ребенка, имеют абсолютное значение в его развитии.

        Как показывает практика, наши дети с самого раннего возраста связаны с арифметикой: любой малыш знает, много у него игрушек или мало; сколько машинок или кукол у его друга или подруги и т.д. Но тем не менее обучать арифметике маленьких детей во все не так просто, как кажется. Это сложный трудоемкий процесс, и сложность его кроется в двух причинах:

Заключается в том, что родители забывают или даже не знают, что овладение числом является показателем уже в известной степени абстрактного мышления, а оно развивается у малыша не сразу. Абстрагирование количественной стороны от других признаков – очень сложный процесс, требующий систематического обучения. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы строго дозируя материал от занятия к занятию, постепенно и последовательно усложняя его, обеспечить переход от восприятия конкретного множества к абстрактному понятию числа. Но прежде, чем знакомить детей с числом, необходимо познакомить их с множеством как единым целом, состоящих из однородных предметов, так же как и выделять элементы, видеть их внутри целого, подводя таким  образом ребят к пониманию отношений между «одним» и «много». Эти два процесса – соединение в целое и дробление целого на элементы – должны протекать одновременно и не могут быть оторваны друг от друга.

Не менее важная задача, состоит в том, чтобы до обучения числу на конкретном материале показать детям, что множества могут быть одинаковыми или различными по количеству входящих в них элементов, т.е. следует познакомить наших юных математиков с тем, что множества различаются по своему объему. Необходимо научить ребенка сопоставлять одно множество с другим и устанавливать, какое из них больше, а какое меньше, не называя зти множества числом.

На дополнительных занятиях ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать « открытия», высказывать свое мнение и в этом ему должны помогать опытные педагоги.

Цель программы – обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.

Задачи:

- Научить детей образованию множества из отдельных предметов и умению выделять один предмет из множества.

- Познакомить  детей с геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником)

- Познакомить  детей с тремя градациями величины при сравнение предметов.

- Научить сравнивать  множества путем установления между ними взаимного соответствия при помощи приемов наложения и приложения.

- Учить воспринимать множество различными органами чувств. Дать детям понятие «столько – сколько).

- Дать детям элементарные знания о расположении предметов в пространстве

( вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа).

- Развивать  вариативное мышление, фантазию, творческие способности.

- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

- принцип  непрерывности  (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения);

- Доступность предлагаемого детям материала.

- Эмоционально-насыщенная тематика заданий.

- Вариативно-дифференцированное содержание занятий.

- Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества.

- Привлекательность, занимательность, образность содержания заданий.

-Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера, доброжелательность отношений между членами детского коллектива и взрослыми.

         Длительность образовательной деятельности: 15 минут.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

         Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

        Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать).

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями).

В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.

Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.

Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.

        В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Планируемые результаты

 К концу обучения по программе «Заниматика» основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:

1) Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.

2) Умение различать понятия один – много;        

3)  Умение считать в пределах 5 в прямом порядке;

3)  Умение соотносить запись чисел 1 - 5 с количеством и порядком предметов.

4)  Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на - над - под, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед;

5)  Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; моделировать абстрактные и реальные объекты из геометрических фигур по образцу;

6)        Умение различать правую и левую руки.

7). Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

Методические рекомендации

«Три года – это возраст исследователя, главное для этого возраста – знакомство с предметами и их качествами. Форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение, соотношение между частями – вот те свойства и отношения, которые привлекают ребенка, но в то же время они являются характеристиками объектов, которые либо поддаются измерениям, либо подчинены определенным закономерностям логического или математического характера»

Иными словами, на своих занятиях мы выделяем группу качеств (свойств) объектов, которые в дальнейшем станут базой для построения в сознании ребенка математической модели этих объектов.

Дети учатся замечать и выделять различные качества и свойства объектов, убеждаются в их значимости, учатся замечать и учитывать разнообразные варианты видения одной и той же вещи; постепенно учатся выделять и количественные соотношения между множествами и в одном предмете.

Работа по выявлению детьми свойств и отношений предметов строится нами по алгоритму: различение – называние – систематизация, а затем в течение всего пребывания детей в детском саду мы закрепляем полученные знания. При рассматривании  иллюстраций, в беседах с детьми, во время рисования, лепки, изготовления поделок или дидактических пособий мы постоянно фиксируем внимание детей на цвете, форме, величине предметов.

Каждое игровое занятие составлено из нескольких  игр разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. Среди них обязательна игра на развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др.

Каждая игра сама по себе имеет методическую, дидактическую и психологическую цель, но организация нескольких игр в систему (занятие), внешне объединенную либо сюжетом, либо единым дидактическим материалом, позволяет выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка.

Занятия «многослойны» и имеют дальний прицел: те представления и способы действий с предметами, которые постепенно формируются у детей, будут являться базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.

Развивающая направленность игровых занятий выражена и через приемы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.

Дети, независимо от возраста и уровня развития, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?».

Реализация содержания используемой нами системы игровых занятий осуществляется успешно при условии применения наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели, развивающие игры Б.П.Никитина и другие.

        Игровые занятия условно объединены сюжетной линией, состоящей в использовании на протяжении всех игр игрушки Ученого кота, от имени которого организуется игра, предлагается сюжет, оцениваются действия, результаты, устанавливается взаимосвязь между играми.

В ходе занятий мы используем следующие игровые приемы:

1) Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2) Пальчиковая гимнастика, стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом;

3) Элементы драматизации (для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу), создание эмоционального фона занятия. Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не замечают, что с ними «проводится занятие». Если ребенок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же герой (Ученый кот) может попросить его объяснить все снова. Ребенок не обижается, а с радостью исправляет ошибку.

4) Метод предварительной ошибки очень эффективен, особенно при закреплении материала. (Например: Ученому коту дается задание – построить квадрат. Он строит фигуру из трех палочек. Дети сразу замечают ошибку (на предыдущем занятии они сравнивали треугольник и квадрат). Ученый кот настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное: «Здесь 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник. У квадрата должно быть 4 угла и 4 стороны». На вопрос Ученого кота : «Что же делать?» дети хором отвечают: «Возьми еще одну палочку!» детям предлагается помочь коту. Воспитатель обобщает: «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны и 4 прямых угла».)

        В каждое занятие включены физкультминутки, музыкальные паузы, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми, что способствует и развитию речи дошкольников.

           

Тема занятий

Программное содержание

Средства

Октябрь

Занятие 1. Знакомства с понятиями один и много

1.Формировать представления о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовать числительное «один» с существительными в роде и падеже.

2. Развивать память.

3. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменение цвета

1. Игра «Угости зайчика морковкой»

2. Физкультминутка «Зайка беленький сидит»

3. Игра на внимание со зверушками

4. Словесная игра «Один – много»

Занятие 2.. Сравнение совокупностей (групп) по количеству. Столько же. Поровну.

1.Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведение линий и т.д.).

2.Закреплять представления о понятиях «один» и «много».

3. Развивать мышление.

1. Упр на печатной основе «Большие и маленькие мячи»

2. Физкультминутка «Жуки и бабочки»

3. Пальчиковая игра «Питер стучит молотком»

Занятие 3. Столько же, поровну, больше, меньше.

1.Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше).

2.Формировать представления о сохранении количества.

3. Развивать умение  внимательно слушать

1. Упр на печатной основе « Посади бабочку на цветочек »

3. Игра «Идём в гости»

4. Подвижная игра «Кубики и шарики» («Найди свой домик»)

Занятие 4. Столько же, больше, меньше.

1.Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы по количеству на основе составления пар.

2.Формировать представления о сохранении количества.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Упр на печатной основе «Что лишнее?»

2. Игра «Шарики в стаканчиках»

3. Подвижная игра «Найди себе пару»

Занятие 5. Столько же, больше, меньше.

1.Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях один и много.

2.Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.

3. Развивать мышление.

1. Упр на печатной основе «Всем ли зайчаткам хватит морковок?»

2. Физкультминутка.

Игра «Осенние листочки»

3. Пальчиковая игра

Занятие 6.Свойства предметов. Счёт до двух.

1.Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих один и два элемента. Учить показывать два предмета.

2.Установить два способа уравнения групп предметов по количеству.

3.Развитии речи, временных представлений.

1. Игра «Шишки и желуди»

2. Физкультминутка «Листья осенние тихо кружат»

3. Упр на печатной основе «Найди на  две одинаковые чашки»

Занятие 7.Счёт предметов. Цифра 1.

1.Познакомить с цифрой 1  как с символом, обозначающим соответственно один  предмет.

2.Формировать умение соотносить цифру 1 с количеством.

3.Формировать пространственные представления: ближе, дальше.

1. Знакомство с цифрой

2. Физкультминутка

3. Игра « Собери матрешку  »

4. Упр на печатной основе «Цифра 1»

Занятие 8. Длиннее, короче.

1.Формировать пространственные представления: длиннее, короче.

2.Закреплять количественный счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 с количеством.

3.Учить сравнивать два и больше предметов по длине.

1. Пальчиковая игра  «Кто быстрее свернёт ленту?»

2. Упр на печатной основе

«Длинная – короткая ленточка»

3. Игра «Поезд из кубиков»

4. Физкультминутка «В группу к нам жук влетел»

5. Игра "Подарки"

Ноябрь

Занятие 9. Круг

1.Формировать представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.

2. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифру 1 с количеством.

3.Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

1. Игра «Что бывает круглым?»

2. Физкультминутка.

3.  Лото «Круг».

4. Поиск закономерности Игра «Бусы». (упр. на печатной основе)

Занятие 10. Шар

1.Формировать  представление о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.

2. Закреплять  с детьми, каких игрушек много, каких по 1 –й в группе, на улице.

3. Работать над формированием пространственных отношений: справа, слева.

1. Игра «Чудесный мешочек» («Кубики и шарики»)

2. Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять…»

3. Игра «Жук»

4. Игра «Бабочки и цветы»

Занятие 11 . Куб.

1.Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки.

2.Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.

3.Закреплять счёт в пределах 5.

4. Закреплять временные представления: раньше, позже.

1. Игра «Угадай предмет».

2.  Игра «Прокати в ворота».

3. Физкультминутка

4. Игра «Раньше - позже».

Занятие 12. Счет предметов. Цифра 2.

1.Познакомить с цифрой 2.Разучить стихотворение С.Я.Маршака «Число 2»

2. Учить детей показывать 2 предмета.

3. Развивать внимание, учить проводить непрерывную линию.

1.Упр на печатной основе «Раскрась 2 грибочка »

2.Упр «Помоги цыпленку найти маму курицу»

3. Физминутка  под музыку «Тук-тук, туки- ток»

Занятие 13. Шире, уже.

1.Формировать пространственные представления: шире, уже. Сравнение предметов по ширине

2. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

3.Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

1. Упр «Раскрась ленточку»

2.Игра «Выложи дорожку из геометрических фигур»

(чередование)

3. Подвижная игра «Каравай»

Занятие 14. Счёт до трёх. Число 3.

1.Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трёх.

2.Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.

3.Развивать фантазию

1. Игра «Преврати кружок в …»

2. Физкультминутка «Три медведя».

3. Упр на печатной основе «Сосчитай конфеты».

4. Лото «Треугольник».

Занятие 15. Цифра 3.

1.Познакомить с цифрой 3 как с символом, обозначающим три предмета.

2.Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством.

3.Расширять представление о геометрических фигурах.

1. Упражнение «Раскрась чайники». Соотнесение цифры 3 с количеством.

2. Физкультминутка «Три медведя».

Занятие 16. На, над, под.

1. Формировать пространственные отношения: на, над, под.

2.Закреплять счёт до трёх, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы.

3. Начать работу по формированию пространственные представления: справа, слева.

1. Пространственные отношения: на, над, под.

2.Пальчиковая игра.

3. Сравнение по длине. Игра «Ремонт поезда».

4.Упражнение на печатной основе.

Декабрь

Занятие 17. Выше, ниже.

1.Формировать пространственные представления: выше, ниже.

2. Закреплять счёт в пределах трёх, умение соотносить цифры 1-3 с количеством.

3.Закреплять пространственные представления: ближе, дальше.

4.Развивать умение группировать предметы по общему признаку.

1. Сравнение по высоте. Игра «Ворота».

2. Игра «Каравай»

3. Упражнение на печатной основе «Раскрась груши на высоком дереве»

4. Физкультминутка «Дружная семья»

5. Игра «Что лишнее?»

Занятие 18. Высокий – низкий.

1.Учиться определять предметы по контрастным признакам: высокий – низкий.

2. Учиться определять количество предметов путем пересчета и без него

3. .Развивать мышление

4. Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.

1.Игра «Построй башню»

2.Д/игра «Разложи по порядку»

3. Игра "Научи зайца строить забор"

Занятие 19. Раньше, позже.

1.Формировать временные представления: раньше, позже.

2.Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

3.Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов и фигур.

1.Игра «Расставь по порядку».

2. Физкультминутка. Игра «Стоп».

3. Игра «Утро, вечер, день, ночь».

4. Игра с палочками «Выложи фигуру»

Занятие 20. Квадрат

1.Познакомить с квадратом, закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах. Формирование умения распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки.

2.Закреплять счёт в пределах 5.

3.Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому либо признаку.

4. Развивать логическое мышление и мелкую моторику

1. Сл/игра «Что бывает квадратное?».

2. Игра «Построй домик из геометрических фигур»

3. Лото «Квадрат».

4. Игра «Четвёртый лишний».

5. Упражнение «Раскрась флажки»

Занятие 21.  Число 4.

1.Учить детей  считать до четырёх.

2.Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать количество предметов в группах двумя способами.

3. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.

1. Упражнение «Найди белочек с одинаковым количеством орешек» Счёт до четырёх. Число и цифра 4.

2. Физкультминутка. «Поездка на автобусе» (геометрические фигуры)

3 Игра «Что изменилось?»

Занятие 22. Цифра 4.

1.Познакомить с цифрой 4 как с символом, обозначающим четыре предмета, учить соотносить цифры 1-4 с количеством.

2. Развивать внимание, умение соотносить предмет и его тень.

3. Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.

1.Игра  «Точечки»

2. Упражнение на печатной основе «Найди тень»

3. Игра "Волшебный лес"

Занятие 23. "В стране геометрических фигур"

1.Закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах.

2.Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством.

3.Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому либо признаку.

1. Физкультминутка. Игра «Поездка на автобусе».

2. Игра «Четвёртый лишний».

3. Игра "Подбери заплатку для коврика"

Занятие 24. Вверху, внизу.

1.Формировать пространственные представления вверху, внизу. Учиться ориентироваться в схеме собственного тела и основных пространственных направлений от себя: вверху, внизу

2.Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, сравнить группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.

3.Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам предметы в группы.

1. Игра «Калейдоскоп».

2. Игра «Путешествие».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Магазин».

5. Игра «Чего не стало?»

Январь

Занятие 25.

1 Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. 3.Формирование временных представлений

4.Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

1. Работа с раздаточным материалом. Игра «Собери снежинки».

3. Поиск закономерности  Игра «Бусы».

4. Игра «Раньше, позже».

Занятие 26. Счет до  5

1.Закрепляем умение классифицировать по цвету.

2. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.

1.Игра «Разложи по цвету», "Цветная водичка"

2.Пальчиковая игра «Три медведя»

3. Упражнение на печатной основе  

Упр «Большой - маленький»

Занятие 27. Внутри, снаружи.

1.Формировать пространственные представления: внутри, снаружи.

2.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры  1, 2, 3 с количеством.

3. Повторить геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат.

1.Игра «Наведи порядок».

2. Физкультминутка. Игра «Угадай сколько?»

3 «Разложи по домикам геометрические фигуры»

Занятие 28. Впереди, сзади, между.

1. Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между.

2.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях.

3.Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.

1. Игра «Репка».

2. Игра «Что изменилось?

3. Физкультминутка. Игра «Замри».

4. Игра «Найди свое место».

Занятие 29. Пара.

1.Формировать представление о парных предметах.

2.Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

3. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством.

4.Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.

1. Игра « Парные предметы»

2. Физкультминутка «Найди пару»

3. Упражнение на  печатной основе «Найди грибок, не похожий на другие»

Занятие 30. 

Прямоугольник.

1. Формировать на предметной основе представление о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке.

2.  Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1,2,3  с количеством.

3.Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.

4.Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представление о геометрических фигурах.

1. Игра «Геометрическое лото».

2. Физкультминутка. Игра «Ловкий Джек».

3. Лото «Прямоугольник».

4. Физкультминутка.

5. Сравнение прямоугольников по длине и ширине. Игра «Речки и мостики».

Февраль

Занятие 31. Овал.

1.Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.

2. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1,2,3  с количеством.

3.Закреплять представления о треугольнике,  квадрате и круге.

1. Сравнение по высоте. Игра «Строители».

2. Игра «Чудесный мешочек» (геом. фигуры)

3. Физкультминутка

4. Лото «Овал».

Занятие 32. Тяжелый - легкий"

1. Учиться определять массу (вес) предметов сенсорно-чувственным путем.

2. Воспроизведение хлопков, движений на слух в доступном пределе (3-5)

1. Игра "У кого хвост длиннее?"

2. Игра "Отгадай - сколько?"

3. Игра "Противоположности"

Занятие 33. Слева, справа, посередине.

1. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.

2. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1,2,3  с количеством, пространственные и временные отношения.

3.Закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.

1. Формирование пространственных представлений: слева, справа, посередине.

2. Физкультминутка "Жук"

3. Игра «Четвёртый лишний».

4. Игра «Что изменилось?»

 

Занятие 34  Куб.

1. Формировать на предметной основе представление о кубе (шаре), умение распознавать куб (шар) в предметах окружающей обстановки.

2. Закреплять счёт в пределах 5.

1. Игра  «Какой формы предмет?» («Чудесный мешочек»)

2. Физкультминутка «Противоположности» (с мячом)

4. Лото «Куб – шар»

Занятие 35. Сравнение двух групп предметов по контрастным признакам (по цвету)

1. Учить детей сравнивать группы предметов по контрастным признакам, находить признаки  сходства между ними.

2.Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по одному признаку.

3. Развивать мышление.

1. Игра "Найди лишнюю фигуру"

2. Упражнение на печатной основе.

3. Игра "Разложи шарики по цвету"

Занятие 36. Сравнение двух групп предметов по контрастным признакам (по размеру)

1.  Учить детей сравнивать группы предметов, определять размер предметов путем их непосредственного сравнения : приложения, сопоставления на глаз.

2.Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по одному признаку.

3. Практиковать в раскладывании предметов в убывающем или возрастающем порядке.

1. Игра "Подбери по размеру"

2. Сказка "Три медведя"

3. Упражнение на печатной основе.

Занятие 37. Сравнение двух групп предметов по контрастным признакам (по форме)

1.  Учить детей сравнивать группы предметов по контрастным признакам, находить признаки  сходства между ними.

2.Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по одному признаку.

3. Развивать память.

1 .Игра  «Что общего и чем отличаются?»

2. Физминутка «Разминка»

3. П/и «Найди свой домик»

Занятие 38. Порядковый счёт.

1.Формировать представление о порядковом счёте.

2.Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1,2,3  с количеством.

3.Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.

1. Игра «Айболит».

2. Работа с раздаточным материалом. Игра «Непоседа».

3. Физкультминутка. Игра «Поезд».

4. Игра «Четвёртый лишний».

5. Счёт по осязанию.

Март.

Занятие 39. В стране геометрических фигур"

1. Учить детей воссоздавать из элементов плоских и объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

2. Развивать наблюдательность.

1. Игра "Сложи квадрат"

2. Игра "Что изменилось?"

3. "Спрячь мышку"

Занятие 40. "Чудесный мешочек"

1. Учить угадывать и называть предметы, отличающиеся по величине. Употребление в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2. Развивать словесно-логические мышление

1. "Больше - меньше" (гном-гномик)

2. Игра "Найди лишнее"

3. Пальчиковая игра

Занятие 41. Сравнение двух групп предметов по контрастным признакам (по количеству)

1.  Учить детей сосчитывать и сравнивать группы предметов в  количестве от 3 до 5 (меньше, больше, столько же).

2.  Повторить цифры до 5.

1. Игра "Сосчитай и назови"

2. Упражнение на печатной основе.

3.Физминутка "У жирафа пятна"

Занятие 42. Сравнение двух групп предметов по контрастным признакам (по длине)

1.  Учить детей сравнивать группы предметов по длине.

2. Развивать пространственное мышление.

1. Игра "Чем отличаются?"

2. Физминутка "Кто скорее свернет ленту"

3. Игра "У кого хвост длиннее?"

Занятие 43. Сравнение двух групп предметов по контрастным признакам (по высоте)

1.  Учить детей сравнивать группы предметов по высоте (высокий - низкий, такой же, выше - ниже)

2. Обогатить словарный запас.

1.  Игра "Чем отличаются?"

2. Игра Что из чего состоит?" (машина - колесо, кузов, фары, руль)

3. Пальчиковая игра.

Занятие 44. "В стране оранжевой краски"

1. Учить различать красный, желтый и оранжевый цвета, правильно называть их.

2. Показать способ получения оранжевой краски из желтой и красной.

3. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, чередуя их  по цвету.

1. Игра "Найди предметы одинакового цвета"

2. Игра "Сосчитай, сколько предметов оранжевого цвета на картинке"

3. Упражнение на печатной основе "Продолжи ряд"

Занятие 45. "В стране зеленой краски"

1. Учить различать основные цвета, правильно называть их.

2. Показать способ получения зеленой  краски из желтой и синей.

3. Развивать умение группировать  предметы по цвету.

1. Игра "Найди предметы одинакового цвета"

2. Игра "Сосчитай, сколько предметов  ***  цвета на картинке"

3. Упражнение на печатной основе "Продолжи ряд»

Занятие 46. "Выложи из геометрических фигур и цветных палочек"

1. Учить детей выкладывать разные фигуры (по образцу);

2. Закрепить основные признаки  геометрических фигур,  выделять признаки цвета, формы, величины; отличие геометрических фигур друг от друга.

1. Игра "Найди одинаковые квадраты"

2. Игра "Сложи правильно"

3. Физминутка

4. Игра "Сравни и назови"

Апрель.

Занятие 47. В стране фиолетовой краски»

1. Учить различать основные цвета, правильно называть их.

2. Показать способ получения фиолетовой   краски из красной и синей.

3. Развивать умение группировать  предметы по цвету.

1. Игра «Сосчитай и назови»

2. «Окрась водичку»

3. Пальчиковая игра «Стенка, стенка, потолок»

Занятие 48.

1. Закрепить умение различать правую и левую руку, правую и левую ногу у себя.

2. Развивать пространственные представления, умение ориентироваться в группе.

3. Повторить основные цвета.

1. Игра "сделай так же, как я"

2. "Раскрась  водичку"

3. Физминутка

Занятие 49.

1. Закрепить понятия "справа - слева", "спереди", "сзади", учить употреблять эти слова в речи.

2. Развивать умение считать предметы до 5 и больше; выполнять поручения: "Дай 3 елочки" и т.п.

1. Пальчиковая игра.

2. Игра "Чудесный мешочек" (счет предметов по осязанию)

Занятие 50.  В стране сказок.

1. Учить составлять целое из частей, вырабатывать целенаправленность деятельности.

2. Развивать память.

1.Игра «Составь целое из частей» (сказка «Маша и медведь»)

2. «Раздели на группы.

3. Физминутка

Занятие 51.

1.Учить воспроизводить схематическое изображение предмета по образцу.

2. Воспитывать внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом.

3. Развивать мелкие мышцы пальцев рук.

1. Игра «Сложи из палочек»

2. Пальчиковая игра

3. П/и

Занятие 52.

1. Учить выполнять простейшую схему – изображение позы человека, понимать и правильно выполнять  задания, связанные с направлением движения вправо – влево, вверх – вниз.

2. Развивать мышление.

1. Игра  «Изобрази человека»

2. Пальчиковая гимнастика с грецким орехом.

Занятие 53.

1. Развивать умение продолжать ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.

1. Игра «Продолжи ряд»

2. Су-Джок терапия

3.П/и «Огуречик, огуречик…»

Занятие 54.

1.Закрепить количественный и порядковый счет до 5.

2. Закрепить представления о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее - короче, шире -уже, выше -ниже

1. Упражнение на печатной основе.

2. «Матрешка»

3. «Кто скорее съест морковку»

Май.

Занятие 55.

1. Закрепить знание изученных цветов и их названий.

2. Развивать умение распределять предметы на группы по цвету, классифицировать предметы по цвету и форме.

3. Закрепить геометрические фигуры.

1. Игра "Каких предметов больше?"

2. Игра "Раздели предметы на группы"

Занятие 56. Аппликация.

1.Учиться выполнять аппликацию из геометрических фигур (кошечка, лисичка…)

2.Развивать умение выполнять задание по образцу.

3. Воспитывать желание помогать друг другу.

1.Игра «Сложи фигуру»

2.Физминутка.

3. Су-Джок терапия

Занятие 57 . Игра – путешествие.

Закреплять представление детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения.

1. Подготовка поезда.

2. Покупка билетов.

3. Остановка «Дом игрушек».

4. Остановка «Деревня Простоквашино».

5. Ремонт поезда.

6. Остановка «Лес».

7. Остановка «Речка».

Занятие 58

«В стране геометрических фигур»

1.Закрепить умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; моделировать абстрактные и реальные объекты из геометрических фигур по образцу;

2. развивать пространственное мышление.

1. «Помоги Оле»

2. «Сложи фигуру»

Занятие 59.

1.Закрепить знания детей о  временных представлениях: утро - вечер, день -ночь.

2. Развивать мышление.

1. «Когда это бывает?»

2. «Четвертый лишний»

3. Упр на печатной основе.

Занятие 60.

1.Закрепить пространственные представления: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.

2.Развивать память.

1.  «Рассмотри картинку»

2. Игра ««Найди отличия»

Занятие 61.

1. Закрепить  умение  правильно устанавливать пространственные отношения: на - над - под, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед;

2. Развивать умение внимательно рассматривать картинку.

1. «Рассмотри картинку»

2. Игра «Где спрятался кот?»

Занятие 62.

1. Закрепить математические представления детей о цвете и форме предметов.

2.Закрепить умение складывать целое из частей.

1. Д/и «Спрячь мышку»

2. «Сложи картинку»

3. Физминутка

Занятие 60-62

также посвящены закреплению математических представлений детей. В ходе их рассматриваются те вопросы, которые вызывают у детей наибольшее затруднение, и те, которые дети выберут сами – любимые игры детей.

Содержание программы  развития математических представлений   «Заниматика».

•          Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)

•        Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

•         Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

•        Выделение части группы.

•        Нахождение «лишних» предметов.

•        Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов).

•        Формирование представлений о сохранении количества.

Числа 1 — 5

•        Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки. Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.

•        Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

•         Сравнение предыдущего и последующего чисел. Знакомство с наглядным изображением чисел 1-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Величины

•        Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее - короче, шире -уже, выше -ниже.

Пространственно-временные представления

•        Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.

•        Формирование временных представлений: утро - вечер, день -ночь. Установление последовательности событий. Части суток.

•        Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

•        Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию в младшей группе по ФЭМП "Занимательная математика для малышей"

Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском...

Рабочая программа дополнительного образования в младшей группе на 2017-2018 учебный год

Программа дополнительного образования составлена к структуре ООП дошкольного образования на основе особенностей "Программы "Оберег" и ее подпрограммы "Гуленьки" Е.Г. Дороновой...

Рабочая программа дополнительного образования (1 младшая группа)

Данная рабочая программа дополнительного образвования по детскому экспериментированию в 1 младшей группе поможет воспитателям организовать кружковую работу с детьми раннего возраста....

программа дополнительного образования в младшей группе "В гостях у сказки"

Программа дополнительного образования во второй младшей группе«В гостях у сказки»        авторВоспитатель:Чуборева Л.М....

Программа дополнительного образования в младшей группе

Программа дополнительного образования .Нетрадиционное рисование " Волшебные краски ".Младшая группа...

Программа дополнительного образования в младшей группе " Волшебный мир лепки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30004118","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  Волшебный мир лепки...

Программа дополнительного образования в младшей группе " Волшебный мир лепки"

Программа дополнительного образования в младшей группе " Волшебный мир лепки"...