Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания
статья по физкультуре на тему
1
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, который должен осуществляться грамотными специалистами — руководителями по физическому воспитанию.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. Организованные физкультурные занятия (как в детских садах, так и семье), свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ; повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие методы. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Рассмотрим общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Комплексы ОРУ используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.
Общеразвивающие упражнения - это специально разработанные движения для шеи, плеч, рук, туловища, ног и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.
Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования правильной осанки подбираются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укрепляются, диафрагма, межрёберные мышцы и т.д.).
В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых, как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.
Большую роль играют общеразвивающие упражнения в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающиеся в 11-13 лет. Значительную нагрузку получают и мышцы брюшного пресса (в особенности из исходного положения лёжа). Их укрепление положительно сказывается на процессах дыхания и пищеварения.
Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.
Чёткий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объём сердца, улучшают ритмичность сокращений. Общеразвивающие упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.
При составлении комплекса общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать следующие факторы:
- возраст и пол занимающихся;
- имеющиеся отклонения в состоянии здоровья;
- уровень подготовленности занимающихся;
- тип занятия, его направленность;
- определиться в выборе упражнений: подобрать наиболее эффективные, решающие поставленные задачи, рационально распределить упражнения в комплексе.
Таким образом, систематические применения общеразвивающих упражнений оказывают всестороннее оздоровительно-развивающее воздействие на организм и способствуют:
- формированию базовой координации движений;
- развитию физических качеств (сила, гибкость, скорость, координация, выносливость);
- развитию у детей организованности, дисциплины, повышению внимания.
Таким образом, общеразвивающие упражнения играют огромную роль в физическом развитии дошкольников и решают не только оздоровительные задачи, а так же образовательные и воспитательные.
Список литературы
- Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991
- Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М.: Владос, 2001
- Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.- С.49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система физического воспитания детей с психофизическими отклонениями в развитии
Доклад по теме:Система физического воспитания детей с психофизическими отклонениями в развитии....
Статья: " Тренажеры в системе физического воспитания старших дошкольгников"
Статья по физическому развитию, о применении тренажеров в дошкольных учреждениях....
Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств.
Работа по оценке эффективности системы работы по физическому воспитанию....
Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников
Сборник "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи". Статья "Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников" стр. 262...
Физические упражнения -основное средство физического воспитания
Данная презентация предназначается для педагогов и родителей....
Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников, их роль и значение.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...
Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников
ОРУ в системе физического воспитания дошкольников...