Система физического воспитания детей с психофизическими отклонениями в развитии
статья по физкультуре по теме

Ломоносова Марина Анатольевна

Доклад по теме:

Система физического воспитания детей с психофизическими отклонениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad__po_teme.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  по теме:

Система физического воспитания детей с психофизическими отклонениями в развитии.

Подготовила Ломоносова М.А.

2003 –2004 учебный год

При изучении данной темы, необходимо помнить, что существует взаимодействие между функциональными и морфологическими изменениями. Помимо этого  нужно помнить, что развитие речевых функций головного мозга невозможно без двигательной активности. (Н.А. Бернштейн, Дж. Брунер, М.М. Кольцова).

Физическое развитие (воспитание) – это организованный педагогический процесс, направленный на:

  1. разностороннее морфологическое и функциональное совершенство организма;
  2. развитие физических качеств;
  3. формирование двигательных умений и навыков;
  4. развитие знаний в области физической культуры и спорта.

Основными задачами детского образовательного учреждения со стороны физического развития детей, являются:

  1. забота об  охране  и укреплении здоровья детей, закаливание;
  2. улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного  аппарата;
  3. комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;
  4. создание необходимых условий для психологической  и социальной адаптации;
  5. разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;
  6. развитие общей моторики, сенсомоторной и рече-двигательной моторики;
  7. развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;
  8. формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
  9. обогащение познавательной сферы;
  10. развитие коммуникативной инициативы и активности;
  11. построение двигательного режима;
  12. осуществление координации и взаимодействия лечебно-логопедических и психологических служб.

Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной деятельности (см. схему).

Коррекционно-оздоровительная гимнастика. Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: некоторые из них приходят заторможенными, вялыми, другие были чрезмерно возбуждены и не могли сосредоточится. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.

Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:

  1. Элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются;
  2. Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения  и игры  для пальцев рук.
  3. Артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции речедвигательного аппарата;
  4. Дидактические игры на развитие сенсомоторики.

Данная гимнастика является составной частью всех обучающих занятий.

Релаксация – использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное  напряжение, что  является главным условием для естественной речи.

Оздоровительный дозированный   бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития  физической  выносливости и формирования волевых качеств.

Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное  и индивидуальное обучение детей основным видам движений. Введение дополнительной формы обучения обусловлено замедленным процессом формирования у детей двигательных навыков.

Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию  и включает  в себя комплекс лечебной физкультуры, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливание.

Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.

Дополнительные виды занятий (спортивные танцы и аэробика) организуются с целью обогащения и развития двигательной сферы, а так же  наполнения ее эмоционально-выразительным содержанием.

Физическим развитием занимаются все сотрудники  образовательного учреждения в тех или иных  формах, использую вышеназванные виды работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система физического воспитания детей с ОВЗ

Консультация для родителей и воспитателей. ...

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха...

Фитбол- гимнастика - инновационное направление совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста.

В статье даны рекомендации по использованию фитбол-гимнастики для детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Закаливание — важное звено в системе физического воспитания детей»

Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей, т. к. обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. Внешняя среда н...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми возникают поистине уникальные возможности для комп...

Основные приемы воспитания детей с девиантными отклонениями в развитии

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах...

Эссе на тему «П.Ф. Лесгафт и его вклад в развитие научной системы физического воспитания детей дошкольного возраста»

Эссе на тему «П.Ф. Лесгафт и его вклад в развитие  научной системы физического воспитания детей дошкольного возраста»...