"Подвижная игра как средство развития интегративных качеств ребенка"
консультация по физкультуре на тему
Консультация по использованию разнообразных видов подвижных игр для развития интегративных качеств ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_kak_sredstvo_formirovaniya_integrativnyh_kachestv.docx | 727.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подвижная игра
как средство развития интегративных качеств ребенка.»
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. Подвижная игра – это сознательная двигательная активность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех правилами. По мнению П.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. Происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыков, их закрепление и совершенствование, но и формирование интегративных качеств дошкольника.
Поисками способов гармонического развития детей занимались многие отечественные ученые. Так, в созданной П.Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития. Физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей « идеально нормального типа». По мнению П. Лесгафта. Гармоничное развитие возможно только при обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом.
Многочисленные исследования доказывают, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле, поэтому для реализации задач интегративного развития личности важно понять, как действует наше тело. Задача педагога научить детей двигаться естественно, грациозно в соответствии с конституцией тела и индивидуальными способностями и возможностями.
Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм. Правил поведения, этических ценностей общества.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Выбор игры. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимаются во внимание также игры в режиме дня, время года, метеоролого – климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если дети недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе педагог начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку, привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. С детьми старших групп можно заранее договориться, где они соберутся и в какую игру будут играть , по какому сигналу ее начнут. Можно назначить дежурных из числа наиболее активных детей и им поручить собрать детей. Возможно использование элементов соревнования: « Кто вперед соберется, чье звено или команда». Собирать детей нужно быстро 1-2 минуты, задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к игре ( создание игровой мотивации). Когда у детей создана игровая мотивация , они лучше усваивают правила, более четко выполняют движения. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям игрушки , которые встретятся в игре. Подвести к игре можно путем вопросов и загадок. Детям младшей группы можно показать предмет или игрушку и спросить : « Хотите с ним поиграть?». Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем перед игрой.
Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры ( н.р. в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу. Полукругом или собрать около себя ( стайкой). Воспитатель должен стоять так, чтобы дети все хорошо его видели.
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывая, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется давать сразу же подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а потом в процессе игры. Дополнить основной рассказ деталями. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным, выделять интонацией важные моменты. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей.
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли. Когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. При проведении спортивных игр команды группировать сильных детей с более слабыми, особенно если есть элемент соревнования. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, раскладывают на условные места.
Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст, тем активнее себя проявляет педагог. Воспитатель подает команды, звуковые или зрительные сигналы к началу и концу игры: удар в бубен, хлопок, взмах флажка и др. воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением. Оценивает действия и поведение детей, поощряет решительность, ловкость, находчивость и др. качества. Воспитатель регулирует физическую нагрузку. Игры большой подвижности повторяются 3- 4 раза, более спокойные - 4- 6 раз. Паузы между повторениями до 1 минуты. Общая продолжительность игры постепенно увеличивается от 5 минут до 15 в старших группах.
Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким – либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность и прочее. Педагог анализирует игру: как удалось достичь успеха, почему « ловишка» быстро всех поймал и т.д. К обсуждению игры привлекаются все дети. Это приучает их к анализу своих и чужих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Особенности проведения игры в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВОЗРАСТАМ.
Младший возраст
- Игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.
- В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ("Зайка беленький сидит", "По ровненькой дорожке", "Поезд" и др.)
Средний возраст
- Игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.
- В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ("Зайка беленький сидит", "По ровненькой дорожке", "Поезд" и др.)
Старший возраст
- Огромное количество игр для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку.
- Постепенно увеличивается количество правил, они
становятся сложнее.
- Подвижные игры всегда организует воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно–экспериментальная деятельность - средство развития интегративных интеллектуальных и личностных качеств дошкольника
Статья раскрывает значение и особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в ходе работы по формированию познавательной активности...
Игровая технология как средство формирования интегративных качеств у дошкольников с проблемами в развитии
В нашем ДОУ разработана технология, принцип которой заключается в интеграции элементов известных игровых методик развития речи и физического воспитания дошкольников направленны...
«Методы развития интегративного качества ребёнка,овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии....
Театрализованная игра как одно из средств развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
Текст выступления на районной научно - практической конференции....
Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...
"Пластилинография как средство развития интегративных качеств дошкольника"
Презентация по пластилинографии...
Развитие интегративных качеств ребенка посредством бумажной пластики
Особенности планирования и организации педагогического процесса для освоения детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Художественное творчество»...