«Методы развития интегративного качества ребёнка,овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
статья по теме
Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Методы развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
« Под общением понимается взаимодействие людей,
направленное на согласование и объединение
усилий с целью достижения общего результата».
(М. И. Лисина)
Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми в домашних условиях приводит к тому, что дети разучились общаться, не хотят слышать и понимать взрослых. У многих детей повышен уровень тревожности , занижена самооценка. Увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что затрудняет общение. Помочь таким детям преодолеть трудности, развить желание общаться - в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребёнок ещё маленький. Известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии его нравственно-эмоциональной сферы, которая непосредственно связана с развитием функции общения и коммуникативных способностей.
С введением в Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольном образовании открылась новая веха. Происходят изменения и преобразования в современной теории и практике. Были выделены различные образовательные области. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устой речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Одним из итоговых результатов освоения программы является интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Учитывая специфику детского сада и имея опыт работы на логопедической группе с детьми с общими недоразвитием речи решила изучить и внедрить в практику методы развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Вначале подобрала, изучила и проанализировала литературу:
Литература:
- Е.А.Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»
М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
2) У.Н.Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников»
М.:ТЦ Сфера, 2008 г.
3)В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»
М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
4) Н.А.Левина «Система работы по эмоционально-волевому развитию»
Волгоград: ИТД «Корифей», 2009 г.
5) Н.В.Дурова «Очень важный разговор»
М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.
При разработке содержания, форм и методов работы по данной проблеме опиралась на теоретические исследования современных
педагогов и психологов. Психологи и педагоги делают вывод о важности культуры общения для всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Так, результаты научных исследований свидетельствуют о влиянии культуры общения на здоровье человека (А.Л.Мясников). Доказано, что одной из причин сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, психоневрозов является отсутствие культуры общения в семье, в коллективе, в общественных местах (Б.Д. Фурст). Тольки доброжелательное, спокойное общение вызывает у детей положительные эмоции, которые благоприятно влияют на состояние ребёнка (Е.А.Аркин). Известно также, что положительное общение способствует психическому развитию дошкольника (А.В Запорожец, М.И.Лисина), которое, в частности повышает умственную активность в ходе обучения (Е.О.Смирнова). В процессе воспитания культуры общения развиваются положительные личностные качества (Л.И.Дурандина), влияющие на общий уровень деятельности дошкольников (З.М.Богуславская, Д.Б.Эльконин). Согласно точке зрения Э.В.Соколова культура общения представляет собой коммуникативную деятельность, выраженную с помощью обмена информацией посредством знаков и символов, при котором информация передаётся целенаправленно и избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определёнными правилами и нормами. Культура общения -это прижизненное личностное образование, которое ,безусловно оказывает влияние на качество деятельности общения и формируется благодаря систематическому участию в ней
Анализ литературы показывает, что владение навыками культуры общения в большой степени обусловлено не возрастом, а всей воспитательной работой с детьми, в частности, теми её видами, которые направлены на понимание мотива общения, а также связь этого осознания с действием, поступков.
Изучив теоретические основы, наметила конструктивно-методическую схему решения проблемы.
Целеполагание |
Реализация задач |
Организационный этап |
Практический этап |
Обобщающий этап |
Результат |
Работу начала вести в 2009-2010 учебном году с детьми средней группы.
На организационном этапе провела о диагностическое обследование «Оценку сформированности навыков общения.». Анализ результатов показал, что на высоком уровне о сформированности навыков общения оказалось 3 ребёнка(11%), на среднем уровне - 18 (67%), на низком –6(22%). Исходя из результатов особое внимание решила уделить развитию таких качеств личности как сочувствие, отзывчивость, доброта, справедливость, умениям сообща играть, трудиться, договариваться и помогать друг другу, соблюдать правил общения со взрослыми окружающими людьми.
Определила цели и задачи работы:
цель: формирование у дошкольников навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных видах и формах детской деятельности
задачи:
- Воспитывать у детей интерес к окружающим людям и потребность в общении;
- Знакомить детей с речевыми средствами общения
- Развить у детей умение «понимать себя « и быть в «мире с собой».
- Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
- Развить умение детей чувствовать и понимать другого человека.
- Вырабатывать у детей положительные черты характера,
способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
- Способствовать развитию творческих способностей и индивидуальному самовыражению детей.
- Способствовать сплочению детского коллектива через проведение различных видов и форм детской деятельности.
Созданная предметно-развивающая среда в группе позволяет активнее вступать в общение в игровой, речевой, конструктивной, игровой, трудовой, познавательной, музыкально-ритмической, театрализованной деятельности. Разработано перспективное поблочное тематическое планирование по формированию навыков общения у дошкольников.
-«Языки общения»;
-«Тайна моего Я»;
-«Этот взрослый мир»;
-«Фантазии характеров»;
-«Культура общения»
Оформила картотеку игр по развитию способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Подобрала иллюстративный материал для изучения эмоций и чувств, правил общения.
Определила методы и формы формирования навыков общения.
Методы и формы формирования навыков общения
Методы | Формы |
-Игровые -Словесные; -Наглядные; -Практические; | -Развивающие игры (дидактические игры, С/ролевые игры, конструктивные игры); -Этюды; -Психогимнастика; -Подвижные игры; -Игры- импровизации; -Театрализованная деятельность; -Чтение художественной литературы; -Загадывание и отгападывание загадок; -Наблюдения; -Экскурсии; -Дежурство; -Проблемная ситуация; -Этические беседы; -Рассматривание иллюстраций; -Рассматривание рисунков и фотографий; -Рисование; -Экспериментирование; -Рассказ педагога; -Рассказы детей; -Праздники и развлечения |
На следующем этапе использовала разнообразные методы и формы работы с детьми в совместной и самостоятельной деятельности, итеграцию образовательных областей. Работа велась в тесной взаимосвязи со спецалистами: учителем-логопедом и педагогом-психологом.
В разделе «Языки общения» работа была направлена на развитие положительных навыков общения через эмоциональное восприятие окружающего, ознакомление с различными средствами и способами коммуникации с окружающим миром, ознакомление с эмоциями, жестами, пантомимикой в процессе общения. В упражнениях «Запомни движение», «Запомни моё лицо», в играх –имитациях «Мы - обезьянки», дидактической игре «Настроение», в этюдах на имитацию выразительных движений ребята учились изучать свои эмоции и чувства, выражать и проявлять их. Использование элементов психогимнастики было направлено на релаксационную функцию, а также на развитие умения детей контролировать и управлять своим поведением.
В разделе «Тайна моего «Я»» проводимые игры и упражнения были направлены на то, чтобы дать детям представление о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать свои поступки.
В дидактической игре «Мой портрет» ребята учились различать особенности своей внешности, лица, роста, возраста. В дидактической игре «Мой день» - видеть и понимать себя , свой внешний вид.
Используя гендерный подход учила детей осознавать и различать свою половую принадлежность. В этических беседах «Я мальчик», «Я девочка» «Можно ли обижать девочек?», при решении детьми проблемных ситуаций, в игровой деятельности мальчики учись уважительно относиться к девочкам, защищать их интересы.
В разделе «Фантазии характеров» ребята получили представление о хороших и плохих привычках, учились видеть и понимать свои хорошие и плохие поступки. При использование проблемных ситуаций «Вместе тесно - а врозь скучно», «Помири друзей», разучивании мирилок, проведении бесед «Какие мы разные», «Что мы умеем» они учились оценивать свои поступки. В рисовании ребята выражали свои творческие способности..
В разделе «Культура общения» давала детям представления:
- об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей;
-о необходимости сотрудничать и переживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг к другу;
- о правилах общения;
- о речевых средствах общения.
Совместно с психологом провели диагностику межличностных отношений в группе и наметили пути их коррекции и сплочения коллектива детей. Для развития таких нравственных качеств, как справедливость,, умение ограничить свои желания, адекватно оценивать свои поступки оформила уголок «Панорама добрых дел». В конце дня совместно с детьми подводится итог и фишками отмечаются успехи детей в различных видах деятельности.
В театрализованной деятельности , трудовой деятельности , сюжетно-ролевых играх, конструктивных играх ребята учились играть, трудиться сообща. У детей развивалось умение договариваться, помогать друг другу.
В экспериментировании навыки общения развивалась при умении анализировать наблюдаемый объект или явление, делать общий вывод.
Рассматривание дидактических карточек о правилах общения, чтение и обсуждение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», «Вредные советы» Г.Остера, «Волшебное слово» В.Осеевой и другие способствовало обогащению знаний о понятий о правилах общения
Дружеские взаимоотношения развивала также и при проведении праздников и развлечений. Большую радость ребята получили, когда пройдя по детскому саду наколядовали сладостей и угощений своими усилиями.
В межличностном общении друг с другом дети учились использовать речевые средства общения. В составлении рассказов, беседах учились выстраивать ролевой диалог: отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять рассказы. В подвижных играх, проведении физкультминуток, пальчиковых играх, разучивании стихотворений дети с удовольствием общаются друг с другом (с 21 п/и, физкультминутка)используют формулы словесной вежливости: «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро» и т.д.
В содержании раздела «Этот взрослый мир» ребята получили представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми, о добре и зле в поведении окружающих, о необходимости уважения, доверия к взрослым людям.
Проводила с детьми беседы и экскурсии по ознакомлению с историей и сотрудниками детского сада. В ходе экскурсии , этических бесед, наблюдений за работой взрослых и оказания помощи дворнику, помощнику воспитателя ребята учились уважать взрослых , ценить их труд и благодарить. Результатом явилась выставка детских работ «Наш детский сад»
Опыт общения со взрослыми людьми ребята приобретали и на экскурсиях в музей, магазин, на почту. Для этого разучивали правила общения, поведения в общественных местах.
Для реализации поставленных задач активизировала родителей. Для этого ознакомила их с изучаемой темой. Было проведено анкетирование «Родительские обязанности», «Нужны ли ребёнку друзья». РЕЗУЛЬТАТЫ показали, что родители осознают свои родительские обязанности, считают , что дружба - одно из главных средств при развитии коммуникативных способностей . Большой интерес вызвало у ребят и родителей участие в конкурсах «Мастерская Деда мороза», «Дары осени». (с 14) В совместной деятельности дети и взрослые изготовили игрушки-самоделки, проявили творчество. Таким образом дети убедились, что общая коллективная деятельность сплачивает, приносит хорошие результаты, способствует формированию такого качества, как умение доводить начатое дело до конца.
Проводила с детьми беседы о семье, обязанностях членов семьи. Ребята учились составлять рассказы из опыта «Кем работает мой папа», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме» и др. В рисовании и выставке детских работ на тему «Моя семья» ребята отразили любовь к своим близким, членам своей семьи. При составлении фотоальбома «Моя семья», «Моя родословная» расширили знания об истории и родословной семьи. Составили групповой семейный фотоальбом.
В 2011-12 учебном году на заключительном этапе подвела итог проделанной работы, обобщила опыт.
Провела заключительную диагностику сформированности навыков общения у детей со сверстниками и взрослыми.
Сделала сравнительный анализ сформированности навыков общения у детей со сверстниками и взрослыми за три учебных года. Анализ показал, что
количество детей усвоивших навыки общения со взрослыми и сверстниками на высоком уровне увеличилось на 43%, со средним уровнем на 21 %, низкого уровня не осталось. К концу 2011-12 учебного года на высоком уровне оказалось 15 детей (54 %), на среднем-13 детей 46 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что применяемые методы и формы формирования навыков общения достаточно эффективны.
В результате у детей развито интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Дети умеют:
-использовать вербальные и невербальные средства общения;
-владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
-способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
-чувствовать и понимать другого человека;
-выражать свои творческие способности.
Сравнительный анализ сформированности навыков общения у детей со сверстниками и взрослыми за три учебных года.
2009-10 учебный год:
Высокий уровень-3 ребёнка(11%);
Средний уровень-19 (67%);
Низкий уровень-5 (18%).
2010-11 учебный год
Высокий уровень-8 детей (28%);
Средний уровень-18 (64%);
Низкий уровень-2 (7%).
2011-12 учебный год
Высокий уровень-15 детей (54%);
Средний уровень-13 (46%);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Овладение средствами общения и способами взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата....
МОНИТОРИНГ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА «ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»
Мониторинг проведен на начало и конец учебного года...
Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»
«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....
Статья "Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых"
Научно - педагогическая работа....
Научная публикация. "Детская субкультура как источник развития общения детей старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками"
Данная публикация рассматривает теоретические обоснования проблематики существования детской субкультуры, а также помогает спроектировать педагогические условия использования детской субкультуры как и...
"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...
Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"...