Опытно–экспериментальная деятельность - средство развития интегративных интеллектуальных и личностных качеств дошкольника
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Статья раскрывает значение и особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в  ходе работы   по  формированию   познавательной  активности   у  детей  старшего  дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_konkova_n.v.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная  деятельность - средство развития  интегративных  интеллектуальных  и личностных  качеств дошкольника

Н.В. Конькова

Муниципальное бюджетное дошкольное   образовательное  учреждение «Детский  сад  №37»,  г. Лысьва

Статья раскрывает значение и особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в  ходе работы   по  формированию   познавательной  активности   у  детей  старшего  дошкольного  возраста.

В  старшем  дошкольном   возрасте  возрастают  возможности развития  познавательной  активности дошкольника  в  разных  видах  деятельности. Опытно-экспериментальная   деятельность позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

По  результатам проведения  диагностики  уровня развития  познавательного  интереса  и активности детей мною был  сделан  вывод   о необходимости  применения  технологии детского  экспериментирования      в процессе познавательного развития. Появилась  необходимость создания  предметно-развивающей  среды, обеспечивающей  возможность  организации  опытно-экспериментальной  деятельности.  Основным оборудованием нашей  лаборатории стали различные  приборы (лупы, магниты и т.д),  сосуды  из различных  материалов, природный  и бросовый  материал, разные виды  бумаги и ткани,  технический  материал (гайки,  болты и др.).

Для организации самостоятельной   детской  деятельности были разработаны карточки-схемы проведения  экспериментов.  Совместно  с детьми разработаны  условные  обозначения, разрешающие   и   запрещающие  знаки.

Опытно-экспериментальную деятельность   я  распределила по направлениям:

1. Живая природа: характерные  особенности   сезонов   разных  природно-климатических  зон,  многообразие  животного мира и  приспособление   живых  организмов  к  окружающей  среде;

2. Неживая  природа: воздух, почва,  вода, магниты, звук,  свет;

3. Человек:  функционирование  организма, рукотворный  мир, материалы  и их свойства.

Можно   выделить  следующие   этапы  опытно-экспериментальной  деятельности:

Первый  этап – создание  проблемной  ситуации. Задача   педагога на этом этапе: научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, предлагать  варианты   решения, планировать этапы своих действий.

Следующий   этап - проверка   предложенных  вариантов  опытным путём. После определения задач исследования, дети самостоятельно делятся на группы, договариваются, какой опыт каждая из групп будет проводить. В помощь детям  я заранее  готовлю  карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта. По этим карточкам они отбирают необходимый материал и оборудование для исследования   и начинают работу в группах. Дети самостоятельно изучают все, что связано с выбранным вопросом, обсуждают этапы работы, распределяют обязанности. Задача педагога на этом этапе  – консультировать,  помогать  советом. Дошкольники  учатся проводить самые разнообразные опыты с веществами и предметами. Отвечая на  вопрос  «Как обнаружили воздух?», дети попытались поймать  воздух  в  полиэтиленовый  пакет, подуть   в воду  через  соломинку, выпустить  воздух  из  воздушного  шара, помахать  листом   бумаги или  картона.

На заключительном  этапе, после проведенного исследования каждая творческая группа отчитывается о проделанной работе, формулирует  вывод.

Интеграция  исследовательской  деятельности   с  другими видами детской  деятельности: наблюдениями  на прогулке, чтением, игрой позволяет создать  условия для  закрепления представлений  о  явлениях  природы, свойствах  материалов, веществ.

 Экспериментирование может проходить и как  самостоятельная деятельность детей. Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают  тему исследования, подбирают методы  и материал. Например, дети самостоятельно  обнаруживают, что можно передвигать  металлические предметы  по столу  с помощью магнита, который   находится  под  столешницей. Интерес детей обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности.

Ни  одну   развивающую  или воспитательную  задачу нельзя  успешно решить  без  плодотворного  контакта   с семьёй  и полного  взаимопонимания между  родителями  и педагогами. В индивидуальных   беседах, консультациях,  на родительских  собраниях, через  различные  виды  наглядной  информации убеждаю  родителей в  необходимости повседневного внимания   к  детским вопросам, стремлению ребёнка  узнать новое.

Систематическая  работа по данному  направлению  позволила  мне сделать вывод  о  том, что в процессе организации    опытно-экспериментальной    деятельности    у  детей     формируются  такие  интегративные интеллектуальные  и личностные  качества  как    любознательность,  активность, владение  средствами  общения  со взрослыми и  сверстниками, умение  управлять собой  и своим  поведением,  планировать  действия, способность решать  интеллектуальные  задачи.

Список  литературы:

1.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное    рядом», Москва 2005.

2.  Мартынова  Е.А., И.М.  Сучкова «Организация  опытно-экспериментальной  деятельности детей   2-7  лет», Волгоград 2011

3.  Тугушева  Г.П.,  Чистякова А.Е.  «Экспериментальная  деятельность детей   среднего   и старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства развития речи дошкольников

Презентация содержит теоретические и практические аспекты вопроса, раскрывает основные средства речевого развития детей....

Дидактические игры как средство приобщения младших дошкольников к русской народной культуре

В данном материале представлена дидактическая игра "Подбери головной убор к сарафану" для приобщения дошкольников к русской народной культуре. Игра может использоваться для закрепления ранее изученног...

Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.

В статье говорится о проблемах,  формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....

Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.

С 2008 года углублённо работаю по методической теме  «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр».    Выбор темы определился результа...

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую...