Опытно–экспериментальная деятельность - средство развития интегративных интеллектуальных и личностных качеств дошкольника
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Статья раскрывает значение и особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в ходе работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_konkova_n.v.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно – экспериментальная деятельность - средство развития интегративных интеллектуальных и личностных качеств дошкольника
Н.В. Конькова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37», г. Лысьва
Статья раскрывает значение и особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в ходе работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности развития познавательной активности дошкольника в разных видах деятельности. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
По результатам проведения диагностики уровня развития познавательного интереса и активности детей мною был сделан вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе познавательного развития. Появилась необходимость создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность организации опытно-экспериментальной деятельности. Основным оборудованием нашей лаборатории стали различные приборы (лупы, магниты и т.д), сосуды из различных материалов, природный и бросовый материал, разные виды бумаги и ткани, технический материал (гайки, болты и др.).
Для организации самостоятельной детской деятельности были разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработаны условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Опытно-экспериментальную деятельность я распределила по направлениям:
1. Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие животного мира и приспособление живых организмов к окружающей среде;
2. Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет;
3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Можно выделить следующие этапы опытно-экспериментальной деятельности:
Первый этап – создание проблемной ситуации. Задача педагога на этом этапе: научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, предлагать варианты решения, планировать этапы своих действий.
Следующий этап - проверка предложенных вариантов опытным путём. После определения задач исследования, дети самостоятельно делятся на группы, договариваются, какой опыт каждая из групп будет проводить. В помощь детям я заранее готовлю карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта. По этим карточкам они отбирают необходимый материал и оборудование для исследования и начинают работу в группах. Дети самостоятельно изучают все, что связано с выбранным вопросом, обсуждают этапы работы, распределяют обязанности. Задача педагога на этом этапе – консультировать, помогать советом. Дошкольники учатся проводить самые разнообразные опыты с веществами и предметами. Отвечая на вопрос «Как обнаружили воздух?», дети попытались поймать воздух в полиэтиленовый пакет, подуть в воду через соломинку, выпустить воздух из воздушного шара, помахать листом бумаги или картона.
На заключительном этапе, после проведенного исследования каждая творческая группа отчитывается о проделанной работе, формулирует вывод.
Интеграция исследовательской деятельности с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Экспериментирование может проходить и как самостоятельная деятельность детей. Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы и материал. Например, дети самостоятельно обнаруживают, что можно передвигать металлические предметы по столу с помощью магнита, который находится под столешницей. Интерес детей обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности.
Ни одну развивающую или воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной информации убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским вопросам, стремлению ребёнка узнать новое.
Систематическая работа по данному направлению позволила мне сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Список литературы:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», Москва 2005.
2. Мартынова Е.А., И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград 2011
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства развития речи дошкольников
Презентация содержит теоретические и практические аспекты вопроса, раскрывает основные средства речевого развития детей....
Дидактические игры как средство приобщения младших дошкольников к русской народной культуре
В данном материале представлена дидактическая игра "Подбери головной убор к сарафану" для приобщения дошкольников к русской народной культуре. Игра может использоваться для закрепления ранее изученног...
Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.
В статье говорится о проблемах, формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....
«Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников «Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания детей
Консультация для родителей "Сказки – как средство эстетического воспитания детей"...
Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.
С 2008 года углублённо работаю по методической теме «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр». Выбор темы определился результа...
Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»
. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....
Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников
Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую...