ПРОГРАММА «Весёлый мяч»
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста физкультурно-спортивной направленности, разработана в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 «Колокольчик» Туринского городского округа
ПРИНЯТО: На педагогическом совете протокол № _____ от «___» __________ 20____ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая Детским садом № 2 «Колокольчик» _________________ Л. В. Марушенко приказ №_____ от «_____» ______20___ г. |
ПРОГРАММА «Весёлый мяч»
Срок реализации 2016– 2017 учебный год
Разработана в соответствии с ФГОС ДО
Разработчик: Корецкая Л.И., инструктор
по физической культуре,1 кв. категория
г. Туринск
Содержание
1.2. Планируемые результаты освоения программы 5
2.1. Содержание образовательной деятельности 7
2.2.Особенности организации педагогической диагностики 8
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы 9
2.4. Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями 9
3.1. Организация жизнедеятельности детей по дополнительным услугам 11
3.2. Развивающая предметно - пространственная среда 11
Список литературы 13
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программадополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Весёлый мяч» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации);
- Приказом Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30 августа 2013 года об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Уставом Детского сада №2 «Колокольчик»;
- Решением Думы Туринского городского округа от 29 сентября 2016 года № 455 «Об утверждении Перечня платных услуг (работ), предоставляемых Муниципальными автономными и бюджетными образовательными учреждениями Туринского городского округа»;
- Постановлением главы Туринского городского округа от 27 октября 2016 года №395 «Об утверждении стоимости платных услуг (работ), предоставляемых муниципальными автономными и бюджетными образовательными учреждениями Туринского городского округа»;
- Программой «Здоровый малыш» Береснева З.И.
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные услуги по физическому развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Поэтому упражнения с мячом и стали основой для составления данной программы. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной программой начального общего образования по предмету «Физическая культура».
Цель программы:
Овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол, футбол;
-учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
Развивающие:
-развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;
-формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование, ведение мяча ногами, удар по воротам и умение применять их в игровой ситуации;
-развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
Воспитательные:
-формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни;
- воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;
-воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
Принципы и подходы:
-поддержка разнообразия детства;
-сохранение уникальности и самоценности детства;
-реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
-принцип индивидуально-дифференцированного подхода, индивидуализации дошкольного образования;
-принцип гармоничности образования;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Организации с семьёй;
-возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенности и особенностям развития);
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет.
К 6- 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание).
Ребёнок умеет перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения сидя ноги скрестно, через сетку. Ребёнок может бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами. Ребёнок легко отбивает мяч правой и левой рукой поочередно на месте и в движении, перебрасывает набивные мячи.
Ребёнок владеет метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метанием в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя); метанием в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метанием в движущуюся цель.
Ребёнок освоил элементы спортивных игр:
Баскетбол:
-умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча);
-умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении;
-умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон;
-умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча;
-умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по сигналу.
Волейбол:
-умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку;
-умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху;
-выполняет простейшие правила игры.
Футбол
-умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте;
-умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Пионербол:
-умеет производить подачу из-за лицевой линии;
-умеет выполнять бросок через сетку из разных частей площадки;
-способен выполнять игровые действия в команде;
-правильно реагирует на свисток и жесты судьи.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности по дополнительным услугам.
Основные цели и задачи:
1. Формирование умения действовать с мячом;
2. Развивать основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Точность движений, координацию, глазомер.
3.Закреплять умение взаимодействовать в команде; играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч; приучать слушать сигнал.
4. Развивать интерес к участию в спортивных играх и физических упражнениях,
5. Воспитывать самостоятельность и активность в двигательной деятельности; интерес к большому спорту.
Организация образовательной деятельности:
На занятиях и вне занятий:
- проведение бесед об истории и правилах спортивных игр с мячом;
- демонстрация мультимедийных презентаций о видах спорта, правилах игры и т.д.;
- освоение детьми техникой игры в пионербол, баскетбол, футбол, волейбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках, без передачи его партнёру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения);
- перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами;
- применение мелких предметов для развития мелких мышц рук;
- использование различных видов мячей дляОРУ;
- использование дыхательных упражнений;
- проведение ритмической гимнастики;
- использование упражнений на расслабление.
Тематический план
Месяц | Мероприятия | Цель |
Сентябрь | Диагностика. Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале Знакомство с мячом. | Подготовка детей к обучающему процессу. |
Октябрь | Упражнения на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек в волейболе. Игра в пионербол по упрощенным правилам | Обучение умению управлять мячом, чувствовать его. |
Ноябрь | Упражнения на освоение техники приема и передачи мяча в волейболе. Игра в пионербол по упрощенным правилам | Контролировать мяч в движении. |
Декабрь | Баскетбол: правила игры, техника передвижения с мячом, повороты и остановки. Игра по упрощенным правилам мини баскетбола. | Приобретение опыта точности передачи мяча партнеру, закрепление правил игры в баскетбол. |
Январь | Мини-футбол: правила игры, совершенствование ударов по мячу, остановки мяча, ловли и отбивания вратарем. Двусторонняя игра | Совершенствование умения точно передавать мяч при игре в парах. |
Февраль | Баскетбол: упражнения на освоение ловли и передачи мяча. Комбинации из освоенных элементов. Игра в мини - баскетбол по упрощенным правилам. | Подготовить детей к игре в баскетбол с двумя мячами. |
Март | Баскетбол: упражнения на овладение техникой бросков мяча. Комбинации из основных элементов. Игра в мини - баскетбол по упрощенным правилам. | Развивать ловкость, умения принимать решения в процессе игры баскетбол. |
Апрель | Пионербол: упражнения на закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей. Игра в пионербол по упрощенным правилам. | Совершенствование техники игры. |
Май | Футбол: правила игры, упражнения на овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, ударов по мячу остановок мяча, на освоение техникой ведения мяча. | Совместная разработка тактики игры. |
2.2. Организация педагогической диагностики.
Формы подведения итогов реализации программы:тестовые задания на выявление уровня владения мячом:
итоговые занятия, спортивные развлечения.
Методика диагностики:
Виды движений | Средний уровень | |
Элементы игры в баскетбол | Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы | Из 5 бросков 4 попадания |
Элементы игры в волейбол | Перебрасывания мяча через сетку | Не задерживает мяч, перебрасывает через сетку |
Перебрасывание мяча друг другу | Расстояние 2 метра. Технически правильно выполняет действия, проявляет усилия.1-2 раза потерял мяч. | |
Элементы игры в футбол | Передача мяча друг другу | Расстояние 2 метра. Технически правильно выполняет действия, проявляет усилия.1-2 раза потерял мяч. |
Удар по мячу на точность в цель (ворота) с расстояния 1,5-2,0м. | 3 раза из 10 | |
Элементы игры в пионербол | Отбивания мяча на месте | Не менее 10 раз одной рукой. 1-2 раза потерял мяч. |
Подбрасывания мяча с хлопками в движении | Ловит и бросает мяч, удерживает кистями рук, не менее 15 раз. 1-2 раза потерял мяч. | |
| Подбрасывание и ловля мяча двумя руками на месте | 15 раз. 1 раз потерял мяч |
Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении | Умеет ловко принимать |
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
В развитии детской инициативы и самостоятельности инструктору по физической культуре важно соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к выполнению физических упражнений, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2.4. Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями воспитанников.
Задачи:
- Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.
- Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
- Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей с способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
Формы работы:
Совместная деятельность детей и родителей.
Организация фотовыставки «Школа мяча».
Работа в детско-родительском клубе «Здоровый малыш»
Наглядная информация для родителей:
• Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.)
• Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.)
• Папка «Физкультура – это здорово!» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
• Пополнение картотеки « Игры на улице»
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие.
Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в спортивных играх. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.
Познавательное развитие.
Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
Речевое развитие.
Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.
Художественно-эстетическое развитие.
Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.
Физическое развитие.
Развивать физические способности детей: быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы. Сформировать понятие о физической красоте тела: прямая спина, подтянутый живот и т.п. Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
3. Организационный раздел
3.1. Организация жизнедеятельности детей по дополнительным услугам
Возраст детей:6-7 лет
Сроки реализации программы: 1 год
Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в зале и на спортивной площадке.
Длительность занятий- 30 минут (вводная часть - 4 мин., основная часть - 22 мин., заключительная часть - 4 мин.);
Объем недельной нагрузки - 1 занятие (30 минут);
В месяц – 4 занятия (2 часа);
Количество занятий в учебном году –27 (810 минут).
Сентябрь и май - диагностика.
3.2 Развивающая предметно - пространственная среда
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря соответствуют возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий.
Мячи: баскетбольные - 7 шт.
волейбольные – 6 шт.
футбольные -6 шт.
фитболы -2 шт.
набивные – 15 шт.
резиновые большого размера –12 шт.
резиновые среднего размера –25 шт.
резиновые малого размера –25 шт.
Технические средства обучения
Для осуществления деятельности по дополнительным услугам необходим музыкальный центр и музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.
Музыкальный центр - 1 шт. (в физкультурном зале)
Аудиозаписи (имеются и обновляются).
Методическое обеспечение
Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. М.,2006.
Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Волгоград, Издательство Учитель, 2008.
Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М., ТЦ Сфера, 2006.
Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников. М., «Вакс» 2007.
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Российской Федерации - http: // www. bus. gov.ru
Список литература:
1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1983
2. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - издательство НЦ ЭНАС, 2004.
3. Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008.
4. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детство-пресс»,2009.
5. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/05/picture-600613-1609819362.jpg)
Программа "Весёлый этикет"
Программа социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет в интегративной деятельности "Весёлый этикет"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-787877-1581191391.jpg)
Дополнительная образовательная программа «Весёлые пальчики»
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста «Весёлые пальчики»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-688297-1444846472.jpg)
Дополнительная образовательная программа «Весёлый каблучок»
Дополнительная образовательная программа «Весёлый каблучок» направлена на творчекое развитие дошкольников на основе использования современных средств и методов физического, эстетического и музыкальног...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-856408-1480189849.jpg)
Рабочая программа " Весёлые ниточки"
Особенностью программы кружка " Весёлые ниточки" (джутовая филигрань) в том, что она разработана для детей коррекционной школы, которые стремятся получить практические навыки и умнния в ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/21/picture-905897-1503331922.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-902357-1490990089.png)
Дополнительная образовательная программа " Весёлые нотки ".
Адаптированная программа обучения игре на музыкальных инструментах " Весёлые нотки " ....