Физическое развитие младших дошкольников с нарушением зрения
статья по физкультуре (младшая группа) на тему
В статье предложен нетрадиционный материал о физкультурных занятиях в дошкольниками в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физвоспитание дошкольников | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое развитие младших дошкольников с нарушением зрения
Егорова И.В., инструктор по физической культуре
Одной из главных задач развития ребенка является физическое воспитание. Правильная его организация способствует развитию у детей всех систем организма. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками, поэтому физические нагрузки это противовес, который поможет детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем физически крепче будет развит ребенок, тем лучше он приспособится к современной жизни.
Как же организовать и осуществить физическое развитие детей младшего дошкольного возраста?
Физкультурные занятия в начале года начинаю с диагностики, которую провожу в игровой форме, индивидуально. Специально подобранные пособия, использование нетрадиционного оборудования, проведение физкультуры в игровой форме создают условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Разнообразные атрибуты и задания игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей, на развитие моторики, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание, память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Дети овладевают необходимыми двигательными навыками постепенно, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в освоении движений. Дети младшего возраста быстро устают, теряют интерес, поэтому необходимо начинать с минимальной нагрузки, следить за тем, чтобы дети не переутомлялись. В каких бы условиях не проводились занятия, содержание должно быть разнообразным, интересным, можно использовать литературно-художественный материал, сюжеты, придуманные на основе сказок, имитацию движений животных, птиц, насекомых. Необходимо учитывать время года, использовать соответствующие атрибуты, игры.
С подражания начинается познание ребенка техники движений. Прыжки на двух ногах и руках - лягушка. С помощью подражательных движений дети достигают высоких результатов, развивают свои природные способности. Использование подражательных движений даёт возможность осуществлять частую смену деятельности, выполнять физические упражнения из разных исходных положений, выполнять разные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание), что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Для знакомства со спортивным оборудованием помогают предметно-образные задания (гимнастическая палка-лошадка). Для выявления интереса к определенному оборудованию, умения с ним работать, можно использовать на занятии разное оборудование, разложенное друг за другом.
Очень привлекает детей сюжетные занятия («В гостях у куклы», «В лесу (по сезонам)», «Едем в поезде», «По неровной дорожке…»). Дети с большим интересом проявляют физическую активность. Целесообразно проводить занятия по сказкам, литературным произведениям, включать любимых сказочных героев («Три медведя», «Маша и медведь», «Мойдодыр »). На таких занятиях закрепляется содержание, дети узнают героев, охотно им подражают, выполняя их действия (движения семьи медведей; Маша идет по лесу, перешагивая препятствия, собирает цветы, нюхает (дыхательная гимнастика), наводит порядок в доме (подмести, прополоскать, встряхнуть). Выполняя зрительную гимнастику, дети находят предмет из литературного произведения (игрушка, картинка).
Так же целесообразно и эффективно проводить интегрированные занятия, используя задания, связанные с различными видами деятельности. Развитие речи (стихи, потешки - для общеразвивающих упражнений, подвижных игр). Знакомство с овощами и фруктами (собери, подпрыгни, доползи), дикие и домашние животные - имитация, в играх. Закрепление геометрических фигур (прыжки, ползание, обойти змейкой квадрат, треугольник, круг, прыгать по ним (мягкие модули).
С большим интересом дети занимаются физкультурой на улице. Основной задачей физического воспитания на воздухе является оздоровление организма. Сочетание движений и свежего воздуха служит эффективным средством для закаливания, повышается сопротивляемость к заболеваниям, в природных условиях движения естественные и непринужденные.
Для обеспечения двигательной активности детей на прогулке не обязательно иметь спортивное оборудование, все это может заменить природное окружение (деревья, кустарники, песок, камешки разных размеров, неровная поверхность, вода…)
Какие варианты заданий можно предложить? Можно предложить детям самим протоптать дорожки по снегу (ходьба, бег, прыжки друг за другом), ямки по снегу (прыжки по ямкам, через них, обойти, обежать). Метание в цель (на земле, перед собой, вдаль, вверх). Ходьба, бег, прыжки около деревьев, вокруг, змейкой.
Не следует чрезмерно опекать детей. Обучение детей умению справляться с неожиданностью и трудностью ситуаций, снизит вероятность получения травм. Во всех видах деятельности детей необходимо соблюдать постепенность, последовательность, индивидуальный подход, страховку.
В процессе проведения движений на улице, используя нетрадиционные задания, расширяется двигательный опыт, совершенствуются навыки в основных движениях, развивается ловкость, быстрота, выносливость, формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....
«Рекомендации родителям по развитию у дошкольников с нарушением зрения 3-4 лет ориентировки в пространстве».
В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут о...
Развитие цветовосприятия у младших дошкольников с нарушением зрения
Цвет-это яркая сторона детства! Цветоощущение играет важную роль в жизни ребёнка....
Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.
Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...
Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.
В процессе коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...
Статья «Адаптивная физическая культура для дошкольников с нарушением зрения»
Статья «Адаптивная физическая культура для дошкольников с нарушением зрения» (в рамках выступления на международном научном конгрессе «Двадцатипятилетний путь развития адаптивн...
Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"
Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...