Статья «Адаптивная физическая культура для дошкольников с нарушением зрения»
статья по физкультуре (старшая группа)

Наталья Свистунова

Статья

«Адаптивная физическая культура для дошкольников с нарушением зрения»

(в рамках выступления на  международном научном конгрессе «Двадцатипятилетний путь развития адаптивной физической культуры», докладчик конгресса, копия программы подтверждающей участие выступление по теме «Адаптивная физическая культура дошкольников с нарушением зрения»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kongress_1.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Адаптивная физическая культура для дошкольников с нарушением зрения»

(в рамках выступления на  международном научном конгрессе «Двадцатипятилетний путь развития адаптивной физической культуры», докладчик конгресса, копия программы подтверждающей участие выступление по теме «Адаптивная физическая культура дошкольников с нарушением зрения»)

УДК 7.79

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Свистунова Наталья Викторовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №6 Московского района Cанкт-Петербурга

Sergeant026@yandex.ru

Ключевые слова: адаптированная, координация, ориентировка в пространстве, депривация.


ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

Svistunova Natalia Viktorovna

State budgetary preschool educational institution kindergarten

No. 6 of the Moskovsky district of St. Petersburg

Sergeant026@yandex.ru

За последнее время регистрируется значительный рост числа детей с нарушением зрения. Данная категория детей дошкольного возраста испытывает трудности в ориентировке в пространстве, в реализации качества двигательной активности в силу своих ограниченных возможностей. Ребенок с нарушением зрения развивается в условиях сенсорной депривации, в связи с чем происходит задержка в формировании двигательных навыков, снижено произвольное внимание, нарушена координация движения и точность выполнения основных движений и упражнений общеразвивающего характера,  присутствует расторможенность, отмечается нарушение стереоскопии,  снижение сенсорного восприятия и мыслительных процессов, несформированность пространственных представлений.

В связи с вышеобозначенной тенденцией в росте числа детей с патологией зрения возникает необходимость организовывать работу по внедрению мероприятий в массовые учреждения и образовательные учреждения компенсирующего типа через распространение методических рекомендаций в виде брошюр, публикаций, инструкций педагогам, родителям об особенностях использования адаптированного физкультурного инвентаря, оборудования, помещения с определенной разметкой, о формах, средствах и методах физического воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Адаптивная физическая культура для детей со зрительной патологией  в условиях детского учреждения  призвана решить ряд задач:

- охрана и укрепление здоровья;

-расширение ограниченных возможностей здоровья детей через  нормализацию двигательных действий;

-обучение самостоятельной ориентировке в пространстве, овладению ориентировки на своем теле;

-развитию мелкой моторики через формирование захватывающих движений кисти, умения манипулировать предметами,

-активизирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

-укрепление мышечно-связочного аппарата всего организма;

-развитие глазомера, прослеживающей функции глаза, зрительного восприятия;

- активирование через игровую деятельности умения определять глубину пространства и  возможности оценивать расстояние до предмета и его объемность;

-развитие общей и мелкой моторики;

-ранняя коррекция и компенсация вторичных отклонений.

При регулярном проведении воспитательно-образовательной, оздоровительной деятельности по адаптивной физической культуре с детьми с патологией зрения можно не  только скорректировать особенности физического развития, но и предупредить вторичные отклонения, такие как: нарушение осанки, плоско-вальгусные стопы, слабость дыхательной мускулатуры, двигательную расторможенность.

Для детей необходимо создать благоприятные условия для адаптивного физического воспитания, четко организовав непрерывно-образовательную деятельность, утреннюю и бодрящую гимнастику, физкультурные досуги и праздники, разнообразив инвентарь в том числе и нетрадиционным физкультурным оборудованием.

Ограничения по физической нагрузке зависят от диагноза, но общими являются: соскоки с высоты более 20см, прыжки, бег на выносливость, встречный бег, резкие остановки во время бега, резкие наклоны и повороты, длительное выполнение упражнений с отягощением статическим напряжением.

Кроме этого, важны методические указания во время НОД, разметка периметра  физкультурного зала, ширина полос периметра от 5см, обозначена контрастной краской. Необходимо во время ходьбы в подготовительной части НОД, беге постоянно напоминать детям  о том как правильно держать спину, взгляде вперед, о работе руками, соблюдении дистанции.

Так как у детей преимущественно наглядно-образное и словестно-логическое мышление, зрительно-слуховое восприятие их стоит задействовать  при многократном повторении упражнений с подкреплением визуализацией образа по частям, показе 1-2 движений одновременно.

Сверхактивность, гиперативность направлять в русло игр, интереса, мотивации.

При передвижении, различных  видов ходьбы, бега, прыжков использовать ориентиры: четко очерченный периметр контрастной краской зала с расстановкой на углах конусов (как вариант проведения подготовительной части НОД в зависимости от задач занятия).

Расстановка детей при выполнении общеразвивающих упражнений осуществляется с соблюдением офтальмо-гигиенического режима и рекомендаций врача-офтальмолога, медсестер-оптоптисток. Дети располагаются спиной к окнам лицом к педагогу по окклюзии и остроте зрения (детей с остаточным, низким зрением, слабовидящих располагать в первые шеренги, детей с окклюзией левого глаза располагать справа от педагога).

Непрерывно-образовательная деятельность по физической культуре начинается с ознакомления детей дошкольного возраста с залом и расстановкой оборудования, определения нахождения инвентаря, окон, дверей для устранения чувства страха. Занятие - основная форма организованной деятельности детей. Во время НОД по физической культуре  очки и окклюзия не снимаются, для очков желательно иметь специальную резинку-фиксатор.

 В ходе НОД необходимо использовать сохранные анализаторы: осязание и слух через их активизацию: четкие ритмические удары в бубен при ходьбе, различные перестроения с опорой на свисток, тактильные и сенсорные игры.  

При организации НОД по физической культуре со слабовидящими детьми рекомендуется таких детей ставить в конце колонны, шеренги для их более свободного перемещения в пространстве, а во время выполнения общеразвивающих движений напротив- в первую шеренгу для того, чтобы слабовидящие дети смогли увидеть более четкий показ выполнения упражнения педагогом.

Детям, имеющих разную остроту зрения, необходимо тщательно подбирать оборудование, инвентарь для метания. Например, при метании в вертикальном направлении цель для метания может быть разной (Сековец Л.С.):

  • для детей с высокой степенью амблиопии цель должна быть обозначена ярким, достаточно четким контуром;
  • для детей со средней степенью амблиопии — цель со слабовыраженным контуром;
  • для детей со слабой степенью амблиопии — цель без контура.

Дети во время метания независимо от остроты зрения располагаются на одном расстоянии от мишени.

Во время выполнения основных движений на скамейке, при выполнении прыжков, спрыгивании со скамейки обязательна страховка педагогом, располагать маты вдоль оборудования (скамейка, стенка).

Для детей со сходящимся косоглазием применяют игры, при которых взгляд направлен вверх, вдаль, с расходящимся косоглазием — игры с направлением взгляда вниз и вблизь. Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии (прокатывание мяча в ворота, прокатывание мяча вокруг кеглей, скатывание мяча с наклонной поверхности, футбол, сбей булаву).

Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии (подбрасывание мяча вверх и его ловля, забрасывание мяча в кольцо,  бадминтон, поймай мяч, игры через сетку).

Физкультурный инвентарь (скакалки, мячи) должен иметь метки в виде точки до 3см для зрительного контроля для правильности расположения тела, конечностей относительно предмета, точности выполнения упражнений, концентрации взгляда на предмете. На скакалках, гимнастических палках, гимнастической стенке, султанчиках, флажках, моталках  должно быть яркое обозначение – полоска, с помощью которой дети, выполняя упражнение, правильно определяют направление движения. По периметру гимнастической скамейки необходимо обозначить контур контрастным цветом.  На матах во время выполнения прыжков допускается обозначение место приземления. Кроме того, гимнастические маты располагаются вдоль шведской стенки и вокруг скамейки во время выполнения основных движений на снарядах.

Развитию точности движения и ориентировки способствуют одноцветные координационные дорожки шириной 15-25 см, дорожки могут применяться как направляющие ориентиры к предметам для выполнения основных движений.

Для развития прослеживающей функции глаза в физкультурных уголках сада, физкультурном зале имеются игры: кольцеброс, поймай мяч, хоккей, совмести предметы.

Касаемо атрибутов для проведения подвижных игр, они используются для развития зрительного внимания и облегчения восприятия предмета, маски изготавливаются из одно-двухцветного материала, не допускаются картинки с бликами, при необходимости заламинировать пособие используется матовая пленка для ламинирования.

У детей с патологией зрения необходимо развивать речевое дыхание посредством игровой деятельности через тренажеры на дыхание. При выдохе следить, чтобы щеки не надували, губы были сложены трубочкой.

В развитии моторики помогает нетрадиционное физкультурное оборудование (прищепки, моталки, карандаши, шишки), так и стандартное: мячи су-джок.

Для развития прослеживающей функции глаза используют зрительные тренажеры, согласно тематической неделе сада (зонтик, грибок и пр., с применением палочки для суши и цветной картинки предмета)

Таким образом, организовывая, планируя деятельность по физической культуре для детей с патологией зрения необходимо учитывать множество факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения

Конспект совместной    деятельности по физической культуре для  детей с нарушением зрения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии дошкольников с нарушением зрения.

В общей системе воспитания ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает особенное место, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физич...

Адаптивная образовательная программа по физической культуре для детей с нарушением зрения

Адаптивная образовательная программа по физической культуре  для детей с нарушением зрения...

Физическое развитие младших дошкольников с нарушением зрения

В статье предложен нетрадиционный материал о физкультурных занятиях в дошкольниками в детском саду....

Адаптивная физическая культура с детьми с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении

Статья "Адаптивная физическая культура с детьми с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении" для инструкторов по физической культуре...

Технологическая карта занятий по физической культуре для детей с нарушением зрения средняя группа. «Формирование координационных способностей»

Цель: формировать двигательные навыки посредством выполнения упражнений, вырабатывать умение сознательно управлять своими движениями, продолжить формировать координационные способности.Задачи:Образова...

Мастер-класс "Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ"

В мастер-классе раскрываются основные особенности психофизического развития детей, имеющих нарушения зрения и слуха. Формулируются основные задачи и формы физического воспитания обучающихся с нарушени...