Консультация для инструкторов по физической культуре в ДОУ "Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии в офтальмологической группе."
консультация по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_korrektsionnyh_zadach_v_oftalmologicheskoy_gruppe.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии в офтальмологической группе.
В настоящее время все более актуальной становиться проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения. Для детей, имеющих нарушения зрения эта проблема является более значимой т.к. снижение зрения значительно затрудняет все сферы их деятельности: познавательную, образовательную, двигательную трудовую.
Особенностью физического воспитания является составляющая проведения занятий, положительный фон, наличие спортивного оборудования и большого пространства. В содержания занятий включаются и задания по мелкой моторики, и пространственной ориентировке. В планировании коррекционных задач входит:
А) профилактика правильной осанки
Б) профилактика плоскостопия
В) развитие зрительно – двигательной пространственной ориентировки:
- на локализацию зрения в процессе движения
- зрительного поиска цветных объектов
- глазодвигательной гимнастики в динамической позе
- совместные двигательные действия в пространстве
Г) развитие пространственной ориентировки:
- составление по схеме спортивного зала плана размещения оборудования для полосы препятствий
- расстановка спортивного оборудования по составленному плану
Д) развитие моторики:
- укрепление мышц кисти
- пальчиковая гимнастика
Некоторые коррекционные задачи на занятиях по физическому воспитанию схожи с теми, которые решаются на специальных коррекционных занятиях, например, на занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и др. Такое положение ни в коем случае не следует рассматривать как дублирование обучения. Его надо рассматривать, как реализацию общей коррекционной задачи другими средствами для достижения наилучшего эффекта в развитии ребенка.
Двигательная активность детей на прогулке положительно влияет на эмоциональное настроение детей, а также на открытом воздухе в 20 раз свет ярче, чем в помещении, его направленность равномерна и это обеспечивает комфортные условия для работы глаза. Занятия на воздухе сопровождаются большей двигательной активностью, т.к. площадь передвижения неограниченна, что благотворно сказывается на укреплении мышц глаз и общего оздоровления органа зрения. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их активность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляет здоровье детей, повышает работоспособность, а игры с мячом способствуют развитию зрительно-двигательной пространственной ориентировки и восстановлению зрения.
Для развития зрительно-двигательных навыков на площадках создана предметно-развивающая среда. Тем самым мы создаем условия для проведения с детьми новых интересных игровых упражнений, которые используются как на физкультурных занятиях, так и во время прогулок. Они содействуют двигательной активности детей, воспитанию у них потребности к здоровому образу жизни.
У детей с нарушением зрения сохранение прямого направления движения и четкой ориентировки в пространстве зависит от того, какой глаз слабее видит- если правый, то будет левостороннее движение. Чтобы сохранить равнение, дети увеличивают ширину шага, что приводит к чрезмерным колебаниям тела. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз, и по ограниченной плоскости опоры также является сложным процессом, требующим усилий и напряжений. Неумение правильно ходить в различных условиях часто становится для них причиной серьезных травм и ушибов. Поэтому обучение навыкам ходьбы в различных условиях у детей с нарушением зрения и своевременное устранение ошибок имеет для них важное значение.
Цветотератия и коррекционная работа в офтальмологической группе.
Широкое цветовое оформление спортивного зала является частью коррекционной работы. Зал оформлен так, чтобы
• ребенок мог легко направить зрительное внимание на то пространство, которое выделено тем или иным цветом, войти в него и выполнить в этом пространстве определенные задания;
• направить зрительное восприятие ребенка вдаль и это восприятие на выделение и обобщение отдельных частей окружающего пространства, дать ребенку почувствовать единение со средой.
Наличие цветных полос позволяет значительно разнообразить построение детей и использовать игровые моменты
• построение под цветной полосой в колонну, либо в шеренгу;
• построение в колонну, либо в шеренгу в разных гимнастических положениях;
• одновременное построение двух команд, выполняющих одно и то же задание, но ориентируемых на разные полосы
Наличие полос также позволяет расширить направления ориентировки, активизировать зрение детей, также они позволяют проводить релаксационные упражнения, связанные с положением лежа на спине:
• лечь под ту полосу, цвет которой тебе нравиться больше
• лечь под ту полосу, цвет который назвал взрослый
Как правило, ложатся под ту полосу и ориентируют тело вдоль нее. В старших и подготовительных группах мы вводим такое понятие, как «вдоль» и «поперек». Вначале нужно предложить детям расположиться вдоль полос, затем научить их менять свое положение, поворачиваясь на полу на 9о градусов из положения «вдоль». Новое положение обозначается для детей, как положение «поперек».
Используя цветные полосы, можно проводить различные игры.
• «Кто первый» - инструктор называет детям определенный цвет полосы. Ребята по сигналу из разных направлениях зала бегут занимать места под «своей» полосой
( построение под полосой может выполняться в парах, в тройках; с применением основного положения – например: правая рука на плече, левая за спиной, ноги на ширине ступни и т.д.)
• «Дровосек и бревнышко» (в парах). Один ребенок выполняет роль «бревнышка», другой-«дровосека», перекатывающего это «бревнышко»
(инструктор указывает цвет полосы). В зависимости от возраста перекатывают «бревнышко» «вдоль» или «поперек».
• Цветная шведская стенка также является частью коррекционной работы. Дети самостоятельно выбирают цветной пролет, выстраиваются в колонну и выполняют упражнения в соответствии с указанием инструктора.
1) подняться по рейкам синего цвета до восьмой, перейти вправо, горизонтально до следующего сектора и по нему спуститься вниз.
2) Расположить мячи из одного цветового сектора шведской стенки в разновысокие ячейки другого цветового сектора.
Коррекционная направленность в применении специальных приемов, способов, технических средств и оформления, действующих в рамках общеобразовательного процесса и нацеленных на исправление вторичных отклонений, развитие зрительно-двигательной пространственной ориентировке, ведет к улучшению результатов в этой области.
ЛИТЕРАТУРА
М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском Саду»
* М.Ю.Кистяковская «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»
Э.Я.Степаненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»
В.Л.Старковская «300 подвижных игр для оздоровления детей»
А.М.Рудко «Игры, конкурсы, развлечения»
Н.С.Голицына «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.С целью повышения...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...
Консультация для инструкторов по физической культуре: "Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях"
Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условияхНашим детям для правильного развития опорно-двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять ком...
Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...
Особенности взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия "Путешествие в Спортландию".
Система разработанных тематических занятий по физической культуре — это первый опыт совместного творчества инструктора по физической культуре и педагога- психолога ДОУ. Они представляют собой иг...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
Памятка по взаимодействию воспитателя и инструктора по физической культуре во время подготовки и проведения физкультурных занятий.
Памятка разработана в помощь педагогам при организации работы по физическому развитию....