Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
консультация
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики.
Исследования показывают, что дети с ЗПР отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_instruktora.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для инструктора по физической культуре
«Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
Подготовил:
Учитель-логопед
Малышева Светлана Александровна
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики.
Исследования показывают, что дети с ЗПР отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют уровень качества их выполнения.
Для детей с ЗПР в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания. Многие дети нуждаются в обучении по особым современным технологиям, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приёмы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает авторская программа логопеда Т.Н. Ланиной по идеологии метода замещающего онтогенеза и ориентирована более локально на формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития и инициацию потребности ребенка к активной коммуникации. Нам стало понятно, что в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, первым шагом должны стать формирование, коррекция базового сенсомоторного уровня, которое невозможно без оптимизации движений, восприятия, памяти и элиминации (устранения) многих неблагоприятных знаков (гипо-, гипертонус, синкинезии, патологические ригидные установки). То есть, нужно пройти с детьми то, что не пройдено или пройдено неправильно. Мы пришли к выводу, что это возможно при совместной работе логопеда и инструктора по физической культуре. Совместная работа должна быть направлена на развитие осознанных ощущений от движений (сенсомоторного уровня речи, а именно стволовых отделов мозга и подкорковых образований).
Обучение строится на основе интеграции физкультурно-речевых задач. Ведётся работа по развитию речевого дыхания с использованием элементов кинезиологии и просодики. Приёмы просодики (художественное слово, пение попевок, речёвки, ритмодекламация, музыкальное сопровождение) помогают координировать движения, дыхание и речь, так как индивидуальный внутренний ритм детей с ОНР часто либо ускорен, либо замедлен. Приёмы кинезиологии (пальчиковая гимнастика, упражнения йоги и игрового стретчинга, массаж и самомассаж) помогают развивать мелкую и крупную моторику рук и ног, что благотворно влияет на психику ребёнка. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма:
Растяжки (игровой стретчинг, йога) воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, увеличивают подвижность суставов, нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своём теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Поверхностное дыхание выводит мозг и тело из равновесия. Поскольку приоритет принадлежит мозгу, тело лишается доступа кислорода, необходимого для выполнения других жизненно важных функций. Даже в мозгу вторичные контуры выживания отключаются. Так, лишенные четких сигналов от «источника», мышцы функционируют ненормально, или сжимаются, или становятся слабыми.
Глубокое, контролируемое дыхание уравновешивает как мозг, так и все тело. Если мы «вдыхаем» глубоко, кислород проникает, массирует и наполняет весь организм. Когда мы глубоко выдыхаем, токсины естественным путем сами удаляются через кожу и другими естественными путями.
Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика выполняется в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами для отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.
Неподвижный ребенок – не обучаем! Дорогие коллеги, помните это!
Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что темп и амплитуду упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук. Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, что очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передаётся на лёгкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет большое значение как для коррекции логопедических проблем, так и для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний.
Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лёжа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребёнок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.
Детям с речевыми расстройствами особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника. Мяч имеет определённые свойства – размер, цвет, запах, особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом. Систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Использование дыхательной гимнастики, приёмов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушением речи. Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, глаз и рук, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергизацию организма.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения и тревожности.
При выполнении базовых сенсомоторных взаимодействий (разные виды ползания: на спине, на животе, на четвереньках и ходьбы: на коленях, у стены и т.д.) и общего двигательного репертуара развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребёнка самостоятельному её исполь- зованию. При этом для достижения большего эффекта можно дополнить её аналогичными манипуляциями с ногами ребёнка. Пассивный массаж можно делать с помощью разнообразных контрастных средств: жёстких и мягких щёточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажёров, тканей различной фактуры.
Пальчиковая гимнастика. Любые психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга и психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, особенно среднего и безымянного. При отставании развития работы пальцев задерживается и речевое развитие ребёнка. Задержка речевого развития влияет на общее развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребёнка. В дальнейшем это сказывается на успешности овладения навыками письма и чтения в процессе обучения в школе. Но, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы активизирующие развитие речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно лепить и мастерить. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, сведутся к минимуму проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Дополнительно ряд упражнений выполняется ежедневно в качестве утренней гимнастики. Кинезиологическими упражнениями заполнены и динамические паузы и физкультминутки.
Для закрепления мысли человеку необходимо движение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация инструктора по физической культуре Малышевой Натальи Николаевны "Интеграция образовательных областей "Физическая культура и другие образовательные области"
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровья и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью....
СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ"
СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ"...
Консультация для инструкторов по физической культуре: "Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях"
Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условияхНашим детям для правильного развития опорно-двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять ком...
Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста Упражнения с фитнес-резинкой.
Упражнения с фитнес-резинкой на занятиях по физкультуре...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
Сборник методических материалов "Использование координационной лестницы на занятиях по физической культуре с детьми 3-7 лет"
В данном методическом пособии представлены игры и упражнения с использованием координационной лестницы для детей 3-7 лет, а также раскрыты особенности использования координационной лестницы....
Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ на занятиях по физической культуре»
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.Инструктор по физ...