Методика построений занятий по оздоровительной гимнастике в возрастной группе детей 5-7 лет
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Тузикова Светлана Владимировна

Методика построение занятий физической культурой по оздоровительной гимнастике в ДОУ детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 45380_-_.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методика построения занятий по оздоровительной гимнастике в возрастной группе детей 5-7 лет.

В дошкольном физическом воспитании существует множество методик, направленных на исправление нарушений осанки, функций двигательного аппарата, недостатками их можно считать монотонность и однообразие упражнений. Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений, повышения эффективности  физического воспитания детей дошкольного возраста является внедрение в практику работы элементов технологий спортивной тренировки.

Вся организация образовательного процесса строится на принципе интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка.

 Гимнастика является одним из наиболее эффективных способов коррекции слабого физического развития детского организма,  среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья в младшей возрастной группе детей, особое внимание заслуживает оздоровительная гимнастика.

Целевыми установками данной методической работы являются:

1. Содействие правильному физическому развитию детей, сохранению и укреплению их  физического и психического здоровья.

2. Широкое использование предлагаемых комплексов физических упражнений в других спортивных объединениях дополнительного образования, школах, а также в детских дошкольных учреждениях.

Занятия оздоровительной гимнастикой способствуют решению следующих задач:

1. Развитию мотивации к систематическим занятиям оздоровительной гимнастикой.

2. Формированию правильной осанки.

3. Развитию сенсорных и моторных функций.

4. Приобретению правильного дыхания.

5. Развитию интеллектуальных функций: мышления, памяти, внимания, координации.

В методическом пособии представлены, комплексы физических упражнений для детей 5-6 лет, направленные на гармоническое развитие детского организма, формирование правильной осанки, сохранение и укрепление физического здоровья.

При разработке комплексов занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения».

В данном пособии предпочтение отдается интегрированным занятиям, сочетающим оздоровительные занятия с развитием музыкальных способностей у детей.

Разработанные мною комплексы – универсальны: они способствуют укреплению мышечного корсета ребенка, что является главным в формировании осанки, развивают внимание и координацию движений, развивают мышление, память, чувство ритма, выносливость, ловкость.

Новизна разработанной методики заключается в применении на занятиях  различных гимнастических предметов: мячей (различного диаметра), обручей, гимнастических палок, включении игровых моментов, дыхательной гимнастики, что делает занятие  занимательным и интересным. Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить в игровой форме, обыграть с малышами упражнение, «превратившись» в жука, пчелу, ежа. Методика звукового дыхания М.Л. Лазарева. [1, с. 5 ]

Основные принципы:

1. Систематичность занятий

2. Индивидуальный и дифференцированный подходы

3. Подбор доступных детям упражнений

4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к оборудованию.

Освоение упражнений происходит поэтапно:

1. Создание у обучаемого предварительного представления о разучиваемом движении.

2. Углубленное разучивание, достижение стабильности проявления правильной осанки.

3. Совершенствование двигательных действий.

Занятия состоят из трех частей:

Вводная – упражнения на дыхание, на пластику рук, стоп.

Основная – общеразвивающие упражнения для мышц всех частей тела.

Заключительная – содержит упражнения на растяжку мышц и расслабление, дыхательную гимнастику, игры.

Дозировка упражнений увеличивается постепенно и связана с подготовленностью и индивидуальной особенностью  обучающихся детей.

Основные критерии оценки развития правильной осанки – умение правильно держать спину на протяжении всего занятия, точность выполнения движений.

В комплексе используются иммитационные упражнения, такие как «попугай», «качалочка», «журавлик», «самолет», «планка», «султан» и другие.

Занятия проводятся 45 минут с группой 10-15 человек под музыку.

И.П. – исходное положение. О.С.- основная стойка.

Комплекс №1

Вводная часть

Упражнения выполняются с мячом.

1. И.П. – О.С. Ноги вместе, руки внизу. Мяч в правой руке. Встать на носки, руки поднять через стороны вверх, сделать глубокий вдох, передать мяч из правой руки в левую руку, опустить руки вниз. Выдох. То же выполнить, передавая мяч из левой руки в правую руку. Выполнять в медленном темпе.

Повторить 8 раз.

2. И.П. – О.С. Ноги врозь, руки согнуты в локтях, держать мяч перед грудью.

Выполнить ритмично повороты головы вправо-влево («попугай»).

Повторить 8раз.

3. И.П. – О.С. №2. Сжимать мяч руками с усилием перед грудью и расслаблять. Выполнять ритмично. Повторить 16 раз.

4. И.П. – О.С. Ноги врозь, руки держат мяч над головой вверху. Выполнить рывки руками назад ритмично. Повторить 16 раз.

5. И.П. - О.С. Ноги врозь, держать мяч за спиной мяч в прямых руках. Выполнить рывки руками назад-вверх ритмично. Повторить 16 раз.

6. И.П. – О.С. Ноги вместе, мяч лежит сверху на тыльной стороне левой ладони,  правая ладонь прижимает его. Сделать вращение мяча вокруг кистей рук, меняя положение кистей рук. Выполнять в медленном темпе, стараться удержать мяч от падения. Повторить 8раз.

Основная часть.

Общеразвивающие упражнения.

1. И.П. – О.С. Ноги вместе, руки в стороны. Сделать выпад правой ногой вперед, выполнить пружинное движение ногой, толчок, вернуться в исходное положение. Выполнить то же с левой ноги. Повторить 8раз.

2. И.П. – О.С. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнить небольшой наклон вперед – назад («качалочка»). Повторить 8-16 раз. Ритмично.

3. И.П. – О.С. Выполнить низкий наклон туловища вперед, ноги держать прямыми, на руках продвинуться вперед и выполнить «упор» лежа на руках («планка»), держать 4 счета. Согнуть руки в локтях, лечь на живот, затем толчком выпрямить руки и сделать «планку», медленно вернуться в исходное положение, не сгибая ног. Повторить 4-8 раз.

4. И.П. –  Сидя на коврике в позе «султан». Выполнять наклоны корпуса вперед, стараться грудью достать до пола, руки вытянуты вперед. Повторить 16 раз.

5. И.П. – Сидя на коврике в группировке, колени обнять руками. Выполнить перекат на спину назад и вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз.

6. И.П. – Сидя на коврике, ноги согнуты в коленях, опора сзади на руки. Выполнить «угол» согнутыми ногами (держать 8-16 счетов), руки держать в стороны при этом.  Повторить 8 раз.

По мере освоения, это упражнение можно усложнить, выполняя ногами «велосипед», без опоры на руки.

7. И.П. – Лежа на коврике, на спине, ноги согнуты в коленях, руками взяться за голеностопы. Выполнить прогиб в спине, касаться пола лопатками. Затем вернуться в исходное положение. Выполнять медленно без рывков. Повторить 8-16 раз.

8. И.П. – Лежать на коврике, на животе, ноги вытянуты, руки сложены под подбородком. Рывком выпрямить руки в стороны, плечи поднять высоко, держать это положение 4 счета («самолет»). Повторить 8-16раз.

По мере освоения этого упражнения, его можно усложнить, одновременно с руками поднимать ноги вверх, (будут включаться мышцы поясничного отдела).

9. И.П. – №8. Отталкиваясь от пола руками, выполнить сильный прогиб корпуса в спине. Выполнять медленно. Повторить 8раз.

10. И.П.  – Лежа на животе, руками взяться за голеностопы. Прогибаясь в спине, стараться выпрямить ноги, держать это положение 4-8 счетов («кораблик»). Повторить 8 раз.

11. И.П. – «Планка». Выполнить ходьбу на руках вперед, ноги держать прямыми.

12.  Прыжки со скакалкой. Сложить скакалку вчетверо и положить ее перед собой на пол. Руки на поясе. Выполнить прыжки на двух ногах через скакалку вперед- назад в быстром темпе, не наступая на скакалку.

13. И.П. – Ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, в руках вверху. Выполнить прокрутку рук назад и обратно в исходное положение, руки не сгибать.

14.  Выполнить прыжки через скакалку - 1 минуту.

Заключительная часть.

1. И.П. – О.С. Ноги вместе, руки опущены вниз. Приподнимаясь на носки, руки поднять вверх через стороны, сделать глубокий вдох, опускаясь - выдох. Повторить 8 раз. Медленно.

2. И.П. – Стоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене («журавлик»), руки поставить в стороны. Держать равновесие в этом положении 20 счетов, меняя опорную ногу.

3. И.П. – О.С. «Ежик фырчит»- дыхательная гимнастика. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить букву «Ф». 30 сек.

4. И.П. – О.С. «Жук летит»- дыхательная гимнастика. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить букву «Ж». 30 сек.

Подведение итогов. Задание на дом.

Комплекс№2

Вводная часть

Упражнения выполняются с обручем.

1. И.П. – О.С. Обруч держать внизу перед собой двумя руками в лицевой плоскости. Встать на носки, обруч поднять вперед на уровень груди. Вернуться в исходное положение. Встать на носки, обруч поднять вверх, вернуться в исходное положение. Ритмично. Повторить 8 раз.

2. И.П. – О.С. Обруч в позиции №1. Поднять обруч вверх, выполнить поворот переступанием на носках вокруг себя вправо (влево). Вернуться в исходное положение. Медленно. Повторить 8 раз.

3. И.П. – О.С. Ноги врозь, обруч держать над головой. Выполнить наклон туловища вправо, затем влево. Ритмично. Повторить 8 раз.

4. И.П. – О.С. Обруч в позиции №1. Выполнить низкий присед, обруч поднять вперед в горизонтальную плоскость. Вернуться в исходное положение. Ритмично. Повторить 16 раз.

5. И.П. – О.С. Обруч положить на пол перед собой. Выполнить прыжки на двух ногах в обруч и обратно. Быстрый темп. 16-32 раза.

6. И.П. – О.С. Выполнить упражнение на восстановление дыхания.

Основная часть

Общеразвивающие упражнения.

1. И.П. – Сидя на коврике, ноги вытянуты, руки вверху. Выполнить наклон туловища вперед («складка»), вернуться в исходное положение. Ритмично. Повторить 16раз.

2. И.П. – Сидя на коврике, опора на предплечье. Выполнить «велосипед» ногами. Ритмично. Повторить 16-32 раза.

3. И.П. – Сидя на коврике в положении «султан». Выполнить глубокий наклон туловища вперед и остаться в этом положении на 30 секунд.

4. И.П. – №2. Выполнить поочередно махи ногами вперед-вверх, следить, чтобы колени были прямыми. Ритмично. Повторить 16 раз.

5. И.П. – Лежа на спине, руки вытянуты назад вверх. Рывком сесть в группировку, затем вернуться в исходное положение. По мере освоения упражнения, сесть в положение «угол» с согнутыми ногами. Ритмично. Повторить 8-16раз.

6. И.П. – Лежа на животе, упор на согнутых руках. Выпрямляя руки, выполнить прогиб в спине, держать это положение 4 счета. Вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз.

7. И.П. – Лежа на животе, руки вытянуты вперед. Выполняя прогиб в спине, поднять руки и ноги вверх, держать это положение 8-16 счетов. Повторить 4-8 раз.

8. И.П. – «Планка». Выполнить поворот корпуса вправо (влево), поднять правую (левую) руку вверх, держать это положение 4 счета. Вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз.

9. И.П. –  №6. Выпрямляя руки, выполнить прогиб в спине, сгибая при этом поочередно правую (левую) ногу в колене к голове. Повторить 8 раз.

10. И.П. –  Сидя на пятках, выполнить наклон вперед - вниз, руки вытянуть вперед по полу. Поза «ребенка». Оставаться в этом положении 30 секунд.

11. И.П. – Стоя на коленях, опора на согнутых руках впереди. Поднять правую (левую) ногу вверх, держать 4 счета. Повторить 8 раз.

12. И.П. – О.С. Выполнить наклоны вниз, руками коснуться пола. Ритмично. Повторить 16 раз.

Заключительная часть

1. Игра с мячом «Бросай - лови».

2. И.П. – О.С. «Гуси шипят» - дыхательная гимнастика. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить букву «Ш», держать звук  как можно дольше.

3. И.П. – О.С. «Паровозик»- дыхательная гимнастика. Согнув руки в локтях, начинаем марш на месте, постепенно убыстряя темп, переходим на бег, изображаем паровозик «чух-чух-чух».

Подведение итогов. Задание на дом.

Комплекс№3

Вводная часть.

1. И.П. – О.С. Поднимание и опускание плеч. Повторить 8 раз.

2. И.П. – О.С. Выполнить вращение плеч вперед-назад. Повторить 8 раз.

3. И.П. – О.С. Поднимая руки через стороны вверх, сжимаем и разжимаем кисти рук, «рисуем солнышко». Повторить 8 раз.

4. И.П. – О.С. Руки на поясе. Маршируем на месте, высоко поднимая колени.

Основная часть

Выполняется с гимнастическими палками.

1. И.П. – О.С. Палка в руках внизу. Выполнить 2 полу-приседа, затем - 2 низких, палку - вперед. Ритмично. Повторить 8- 16 раз.

2. И.П. – О.С. Палка в руках вверху. Выполнить мах правой (левой) ногой вперед. Ритмично. Повторить 8-16 раз.

3. И.П. – О.С. Палка лежит впереди на полу. Сделать наклон вперед, взять палку и поднять руки вверх. Сделать наклон вперед, положить палку на пол. Ноги держать прямыми. Ритмично. Повторить 8-16 раз.

4. И.П. – О.С. Палка в руках вверху. Выполнить повороты туловища вправо-влево. Ритмично. Повторить 8-16 раз.

5. И.П. –  Стоя на коленях, опора на руки, палка лежит на полу под грудью.

Сгибая руки в локтях, коснуться грудью палки, вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз.

6. И.П. Лежа на спине, ноги вытянуты, палка сзади над головой. Сесть в группировку, палку вперед. Лечь в исходное положение. Повторить 8-16 раз.

7. И.П. Лежа на животе, ноги вытянуты в коленях, палка в руках впереди.

Поднять рывком палку вверх, затем принять исходное положение. Повторить 8-16 раз.

8. И.П. Лежа на животе, руки согнуты в локтях на уровне груди. Выпрямляя руки, выполнить прогиб в спине, вернуться в исходное положение. Выполнить без палки. Медленно. Повторить 8-16 раз.

9. И.П. – О.С. Палка лежит на полу впереди. Выполнить прыжки на двух ногах через палку вперед-назад, не наступая на палку. Повторить 8-16 раз.

10. И.П. – О.С. Палка лежит на полу в положении справа (слева). Выполнить прыжки на двух ногах   через палку вправо. Повторить 8-16 раз.

Заключительная часть.

1. Подвижная игра «Черепашки». Ребята ползают на животе, перемещаются под натянутыми веревками, стараясь их не задеть. Кто задел, тот выбывает из игры. [2, c.25].

2. И.П. – О.С. Ноги врозь, руки внизу. Дыхательная гимнастика, «Часы»- покачиваясь корпусом вправо-влево, говорим – «Тик-Так». 30 сек.

3. И.П. – О.С. Дыхательная гимнастика, «Самолет летит»- проговариваем на выдохе звук «ДР». 30 сек.

Подведение итогов. Задание на дом.

Особенностями применения данных комплексов упражнений по оздоровительной гимнастике являются: поэтапное и детальное разучивание, общедоступность освоения.

Вывод:

Эффект данной методики зависит от того насколько правильно и четко выполняются упражнения, какова их интенсивность и число повторений. Широкий спектр упражнений в комплексе, направленных на развитие всех групп мышц, позволяет достичь поставленных целей.

Данная методика по оздоровительной гимнастике проверена на открытых показательных занятиях в «Детско-юношеском центре морской и спортивно-технической подготовки г. Саратова».

Сравнительная диагностика физического развития детей показала положительную динамику.

Список литературы

       1.Кузнецова М.Г. Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья.  // Дошкольная педагогика.-2013- №10-С.4-5.

       2.Пинчева Е. Крепкая спинка. //Здоровье детей: комплект «Первое сентября»-2013.-№10-С.22-23.

3. Прохорова Л.Н. Эти упражнения поднимают настроение.//Здоровье детей: комплект «Первое сентября»-2014.-№3-С.20-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для возрастной группы детей от 2 до 4 лет. Тема: "Магазин игрушек Агнии Барто".

Данный конспект НОД предназначен для разновозрастной группы.Стихи А.Барто всеми любимы. Ребятки попали в волшебный магазин игрушек. Для них это было увлекательное путешествие! Половина детей неговорящ...

Методика построения занятия по плаванию в ДОУ.

Эффективная методика по построению занятия в бассейне ДОУ....

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Образовательные задачи по основной образовательной области:-расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;-сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;-спо...

Методика оздоровительной гимнастики после сна для детей первой младшей группы

Методика оздоровительной гимнастики после сна для детей первой младшей группы...

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...

Тема: «Комплекс построений и перестроений отдельно по каждой возрастной группе»

Тема: «Комплекс построений и перестроений отдельно по каждой возрастной группе»   Методика обучения строевым упражнениям детей младшего возраста1ая младшая группаНаиболее уд...


 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

в копилку