Методика построения занятия по плаванию в ДОУ.
статья по физкультуре на тему
Эффективная методика по построению занятия в бассейне ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_postroeniya.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика построения занятия по плаванию в ДОУ.
Эффективность руководства детьми на занятиях по плаванию зависит от знания педагогом методики обучения плаванию, от умения учитывать в образовательном процессе особенности развития детей и имеющего в наличии спортивного инвентаря. Результативность занятия определяется тем, в какой степени решены поставленные задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные).
Качество занятия по плаванию во многом зависит от того, как педагог сумеет решить следующие задачи.
- Обеспечить максимальную занятость всех детей на занятии.
Время, отводимое на занятия по плаванию, необходимо использовать как можно целесообразнее для изучения программного материала. Время занятия уходит на восприятие, осмысливание и выполнение детьми упражнений, наблюдение за выполнением упражнений другими занимающимися и на интервалы отдыха между упражнениями. Педагог должен стремиться повысить моторную плотность урока. Поэтому он подбирает такие методы организации группы, при которых упражнения будут выполняться одновременно большим числом детей, когда каждый занимающийся будет максимально занят в течение всего урока.
- Организовать занятие так, чтобы иметь возможность постоянно
контролировать и регулировать физическую нагрузку детей.
Физическая нагрузка определяется и регулируется количеством упражнений, числом повторений, временем выполнения каждого упражнения (длина отрезка, дисциплина), координационной сложностью (выбор способа плавания), условиями выполнения (по элементам, с дополнительным инвентарем). Трудность в регулировании нагрузки на занятии по плаванию заключается в том, что уровень плавательной и физической подготовленности детей далеко не одинаков.
С целью более четкого дифференцирования нагрузки детей одной группы разделяют на подгруппы — по уровню плавательной и физической подготовленности. При дозировании плавательной нагрузки педагог ориентируется на детей среднего уровня плавательной подготовленности; более сильным учащимся нагрузку увеличивает, слабым — уменьшает.
- Обеспечить безопасность и страховку детей при выполнении упражнений.
Необходимо строго следить за дисциплиной детей на занятиях. Оборудование и инвентарь надо проверить и подготовить до начала урока. Это даст возможность преподавателю не отвлекаться во время проведения занятия на воде и целесообразнее использовать время, предоставленное в бассейне.
- Обеспечить на занятии формирование у детей интереса к занятиям плаванием.
Это во многом зависит от того, насколько интересно преподаватель ведет занятие, насколько он последователен в своих требованиях, предъявляемых к детям, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.
На занятиях по плаванию используются следующие методы организации занимающихся.
Фронтальный метод. Всем детям дается общее задание, и они выполняют его одновременно. Этот метод чаще всего применяют в подготовительной и заключительной частях урока, а в основной части — при разучивании упражнений, не требующих страховки и помощи в процессе освоения с водной средой, при повторении хорошо разученных упражнений и элементов техники плавания. Его достоинство — максимальный охват обучающихся и, следовательно, большая плотность занятия. Однако фронтальный метод затрудняет наблюдение за каждым ребёнком, усложняет работу преподавателя по исправлению ошибок, дозированию нагрузки, адекватной подготовленности каждого занимающегося.
Поточный метод. Дети один за другим выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всех. Преимущество этого метода — возможность добиться высокой плотности урока. Ее можно увеличить, организуя не один, а несколько потоков.
Метод групповых занятий. Дети выполняют упражнения в подгруппах, но каждая подгруппа получает свое задание. Этот метод позволяет точнее дифференцировать нагрузку в процессе занятия.
Метод индивидуальных заданий. Дети поочередно выполняют определенные упражнения, остальные в это время наблюдают за выполняющим. Преподаватель может дать наиболее подготовленным учащимся отдельные задания — более трудные, чем остальным. Этот метод применяется в основном при проверке освоения учащимися отдельных элементов техники плавания.
В образовательном процессе по плаванию различают следующие типы уроков:
комбинированный (смешанный) — включает все основные компоненты образовательного процесса (обучение, закрепление учебного материала, воспитание двигательных качеств);
контрольно-учетный — для проверки освоения детьми пройденного материала.
Усвоение детьми новых знаний, умений и навыков во многом зависит от того, насколько учебный материал, предлагаемый им на занятии, соответствует их плавательной и физической подготовленности. Знание психологических возрастных особенностей детей имеет большое значение при выборе методов обучения. Учитывая это, надо стараться от занятия к занятию усложнять двигательные задачи, чаще применять индивидуальные задания, предусматривающие самостоятельное выполнение упражнений.
Эффективность упражнений, используемых для развития двигательных качеств, во многом определяется правильной последовательностью их выполнения на занятии. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые в зале «сухого плавания», проплывание заданных дистанций различными способами решают сопряженные задачи в системе занятий по плаванию: обучения навыку плавания и совершенствования основных двигательных качеств.
Чтобы воспитывать у детей волевые качества, в процессе занятий плаванием нужно ставить перед ними конкретные, достижимые задачи — сначала на ближайшее время, потом на перспективу (например, освоить способ плавания, проплыть определенную дистанцию, поступить в секцию плавания). Преподаватель должен убедить детей в доступности поставленных перед ними задач, постепенно выработать у них уверенность в своих возможностях. С помощью упражнений, выполняемых совместно всеми детьми (главным образом, игр), можно повысить их активность и организованность, выработать навыки поведения в коллективе (взаимопомощь, уважение к сопернику, дисциплинированность и др.).
Эффективность проведения занятий в группе определяется:
- точностью поставленных задач на уроке. Задачи должны быть поставлены ясно и конкретно, в соответствии с учебной программой и успеваемостью группы, и должны быть скорректированы с содержанием предшествующих уроков;
- полноценностью содержания урока. Исходя из возрастных возможностей учащихся, необходимо подбирать наиболее эффективные упражнения для обучения способам плавания, развития двигательных качеств и воспитания личностных качеств;
- эффективностью методики урока. При этом отмечаются целесообразность распределения учебного материала по частям урока, последовательность решения поставленных задач, правильность подведения итогов урока, соответствие методов и приемов обучения содержанию учебного материала, высокая плотность урока (общая и моторная), соответствие выполняемых упражнений задачам урока, обеспечение безопасности на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы " Плавание способом брасс".
Занятие предназначено для формирования умения плавать способом брасс....
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграцией в познавательную область для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.Разминка в танце ...
Методика построений занятий по оздоровительной гимнастике в возрастной группе детей 5-7 лет
Методика построение занятий физической культурой по оздоровительной гимнастике в ДОУ детей 5-6 лет...
Интегрированные занятия по плаванию для детей 3-7 лет (Знакомство с окружающим миром на занятиях по плаванию).
В моей разработке представлены конспекты интегрированных занятий: окружающий мир+физическая культура. Рекомендую применять подобные занятия 2-3 раза в месяц, что позволяет поддерживать интерес д...
Организация и методика проведения занятий плаванием с дошкольниками.
Занятия плаванием для воспитанников детских садов уникальны тем, что включают в себя упражнения, нагрузка в которых, включает чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц во время пра...
«Организация и методика проведения занятий плаванием в условиях детского сада»
Методическая разработка для инструкторов по физической культуре...