Нейропсихологический подход в системе непрерывной образовательной деятельности инструктора по физической культуре в ДОУ
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) по теме

Пахомова Снежана Андреевна

 В данной   статье  расскрывается поэтапная работа инструктора ФИЗО совместно с логопедом,  с детьми ОВЗ, имеющие дизонтогенетическое развитие.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ на занятиях физической культуры

 Ольга Александровна Хлебороб, учитель-логопед;

Снежана Андреевна Пахомова, инструктор ФИЗО ГБДОУ № 24

       Курортного района СПб.

 В нашем учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В процессе коррекционно-образовательной работы специалистами 55 был отмечен неизменный рост количества детей с поведенческими отклонениями, которые могут проявляться в эмоциональной неустойчивости, в сложности коммуникации на различных уровнях, в различных невротических реакциях, таких как: повышенная тревожность, нарушение сна, тики, энурез и пр. Для данной категории детей характерны сложности в фиксации внимания, снижение его концентрации. Детская активность не имеет определенной цели, ничем не мотивирована, нередко переходит в агрессию. Важно отграничить ведущее в структуре дефекта нарушение восприятия (в основном пространственных взаимоотношений) от задержки развития, снижения интеллекта. Учитывая вышесказанное, путем проведения нейропсихологического экспресс-обследования, нами была сформирована экспериментальная группа детей, подходящих под представленные характеристики. Обследование включало блок «исследование движения и действий» по книге: Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. «Нейропсихологическая диагностика дошкольников», у детей контрольной группы были выявлены такие симптомы, как: инертность, упрощение программы в динамическом праксисе, трудности пространственной организации движений, кинестетические трудности, трудности вхождения в задание, наличие синкенезий. Применение двигательного метода (метода замещающего онтогенеза), определяется тем, что сенсомоторный уровень является основополагающим для дальнейшего развития ВПФ. Это самая эффективная технология работы, способствующая эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей и позволяющая получить результат в развитии регулятивных функций, познавательном развитии. Данный метод базируется на воспроизведении тех участков индивидуального развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены и привели к дизонтогенетическому развитию и представляет собой трёхуровневую систему. Каждый уровень имеет свою особую направленность воздействия в каждом из блоков головного мозга.

1-й уровень – «Уровень непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и статокинетического баланса нейропсихосоматических процессов». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные методики.

2-ой уровень – «Уровень операционального обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром». На втором больший вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии.

3-й уровень – «Уровень произвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов». В процессе двигательной коррекции происходит перераспределение и перестроение функциональных связей головного мозга. Основное внимание в работе мы уделили телесно- ориентированным методикам, поскольку первоочередность, значимость и время применения тех или иных методов зависит от исходного статуса ребёнка: чем он ниже, тем больше внимания и времени уделяется отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему уровню. Работа по данным методикам осуществлялась на основе программы Колгановой В.С., Пивоваровой Е.В. «Нейропсихологическое сопровождение развития детей 5-12 лет». Работа проводилась с учетом режима дня воспитанников и проводились на занятиях по физической культуре. Комплексы упражнений также проводились специалистами в рамках индивидуальной работы. Индивидуальные занятия проходят ежедневно, на отработку одного занятия отводится от 3 до 5-6 дней в зависимости от индивидуальных особенностей. Групповые занятия проводятся 1-2 раза в неделю с обязательной ежедневной отработкой родителями домашних заданий. Каждое занятие состоит из четырех основных блоков упражнений: дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; растяжки; упражнения двигательного репертуара. Важна чёткая, повторяющаяся структура занятий: упражнения выполняются последовательно в том порядке, в котором они представлены. Кроме того, начало коррекционной работы требует достаточно твердой позиции взрослого, способствующей автоматизации алгоритма занятий. В конце каждого занятия желательно дать позитивную оценку успехов ребёнка. На занятиях идет коррекция и развитие основных нейропсихологических факторов, в лучшем случае возможна самокоррекция, имеющихся у ребенка проблем, «спонтанное» преодоление имеющейся недостаточности. Специалистам и родителям следует знать, что качество выполнения заданий ребёнком может ухудшаться к 6-8 57 занятию, но через 1-2 недели приходит в норму. Продолжительность курса составляет 24 занятия. Подробнее остановимся на каждом блоке упражнений: 1. Блок дыхательных упражнений направлен на восстановление дыхания во время выполнения комплекса движений, а также на концентрацию внимания; что улучшает состояние ребенка, снижает его возбудимость, расслабляет спастически сокращенные мышцы. Глубокое и медленное дыхание становится простым и естественным и регулируется непроизвольно. Упражнения включают в себя дыхание под счет, с задержкой, подъемом конечностей на вдохе и выдохе. Ребенок постепенно учится выстраивать собственную программу, без внешнего контроля. 2. Блок глазодвигательных упражнений направлен на повышение энергетического потенциала детей (насыщения дефицитарных структур) и представляет собой упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям с постепенным добавлением движений языка. В ходе выполнения, идет работа над сокращением выявленных синкинезий. Упражнения выполняются лёжа на полу, на спине, затем сидя и стоя. Сначала ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, затем самостоятельно. 3. Растяжки – это система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении, направленны на преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов; оптимизацию мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Дети учатся перераспределять напряжение своих мышц и снимать его, происходит формирование функции контроля. 4. Блок упражнений двигательного репертуара включает в себя разные виды ползания, ходьбы на четвереньках, на коленях без опоры на руки и упражнения, позволяющие ребёнку пройти этап двигательного развития стоя (по определённой программе). Важно отметить, что противопоказаниями к проведению данных упражнений являются: повышенная эпилептическая готовность; дисплазия соединительной ткани; серьёзная сердечная недостаточность; бронхиальная астма. Занятия по данной программе мы начали проводить в ноябре 2016г. и за эти четыре месяца уже отмечена динамика не только в выполнении проб, но и повышение работоспособности, улучшение регуляции деятельности,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема конспекта совместной образовательной деятельности инструктора по физической культуре с детьми старшего возраста. Тема "Цирк"

Схема конспекта совместной образовательной деятельности инструктора по физической культуре с детьми старшего возраста Тема: «Цирк»Форма проведения: тренировочно-игровая совместная деятельностьИнс...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста Тема: досуговое инклюзивное занятие «Палочка - выручалочка»

Актуальность: Современная педагогика позиционируется, как педагогика равных возможностей для всех детей, внедрение инклюзивного образования для детей с ОВЗ. Мероприятие подготовленно для детей с тяжел...

Эффективность образовательной деятельности инструктора по физической культуре Горбатенко Жанны Михайловны по реализации образовательных программ

Эффективность образовательной деятельности инструктора по физической культуре Горбатенко Жанны Михайловны по реализации образовательных программ...

Совместный педагогический проект тематической недели «Мы-патриоты нашей Родины» для детей 6 – 7 лет (с учётом интеграции образовательной деятельности инструктора по физической культуре и воспитателя подготовительной группы)

Формирование гражданственности и патриотизма через игру. Развитие у детей интереса к различным видам игр и поддержка их свободной творческой самореализации в игре...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ досуговой совместной образовательной деятельности инструктора по физической культуре Садовой Е.А. с детьми младшего дошкольного возраста. ПО ТЕМЕ :«Кто-кто в теремочке живет?»

Содействие повышению двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в режиме дня с применением образовательных технологии (ритмическая гимнастика)...

Развёрнутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности инструктора по физической культуре по реализации ОО «Физическое развитие» в соответствии с ФОП и ФГОС ДО на 2023-2024 учебный год

Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих фа...