"Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка" (из опыта работы)
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Возлюбленная Наталья Николаевна

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx54.1 КБ

Предварительный просмотр:

podvizhnye-igry

Значение народных подвижных игр

в процессе развития ребенка

(из опыта работы)

 

      Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

      Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

       Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого  есть свои любимые игры.

      Среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

      Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

       Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит  средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

     В своей работе я использую разнообразные по своему содержанию и организации подвижные игры.

     При отборе игр я ориентируюсь на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия.

     Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов.

     Первый момент – знакомлюсь с содержанием народных подвижных игр. Знание практического материала позволяет легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды, воспитательных задач и т. п.

     Второй момент – это подготовка к проведению уже конкретной игры. Определяю, где будет проводиться игра: на участке или в помещении, с каким количеством детей. Это помогает мне заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее уточняю содержание игры, ее правила, повторяю текст (если он есть в игре), продумываю приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры знакомлю с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия. Например, предварительно рассказываю о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показываю иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываю национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказываю о сюжете игры, поясняю роль водящего, даю послушать диалог, если он имеется (русские народные подвижные игры «Редьки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д.), и перехожу к распределению ролей.

     Третий момент подготовки – непосредственно перед игрой обращаю внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна. При проведении подвижных игр на свежем воздухе площадку следует освободить от посторонних предметов. Не ограничиваюсь только групповой площадкой. Использую и прилегающие непосредственно к ней участки, дорожку вокруг здания детского сада.

     Непосредственно перед игрой  подготавливаю необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и т. п.), раскладываю их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться, размечаю места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек, место, где сидит кот и пр.).

     Маленьких детей, особенно третьего года жизни, предварительно знакомлю с теми предметами и движениями, которые будут использованы в игре. Даю им возможность рассмотреть пособия, игрушки, попробовать действовать с ними, приподнять, поиграть, с тем, чтобы при выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от их главной цели. Такая подготовка обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к выполнению задания, помогает более быстрому усвоению им основного смысла и правил игры или игрового упражнения.

     Для детей четвертого года жизни также очень важно ознакомление с обстановкой, в которой будет проходить игра. Иногда заранее знакомлю детей с персонажами игры и их движениями, которым они будут подражать. Предварительную подготовку детей к выполнению заданий в игре или игровых упражнениях провожу в течение нескольких дней или накануне игры.

     Непосредственно перед началом игры малышей привлекаю иногда к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий. Так, например, перед проведением игр, «Птички в гнездышках», «Филин и пташки» я не всегда расставляю стулья предварительно. Обращаюсь к детям с предложением поиграть и начинаю ставить стулья так, как это нужно для игры; поясняя им, что это кустики или гнездышки, прошу детей принести стулья. Малыши идут за стульями. Я подбадриваю малышей, помогаю им ставить стулья ровно. Когда все продумано и подготовлено заранее, провожу игру с большей пользой для детей, обращая все свое внимание при руководстве игрой на выполнение поставленных ею задач.

     В младших группах широко применяю сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы.  Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Также  применяю игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.  

     Стремлюсь к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными знакомлю детей, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

     В работе с малышами использую и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», и др.).

     Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагаю детям двигаться в одном направлении за мной или от меня в заранее намеченное место - «домик», где я не должна их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняю. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, я во время игры меняю направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучаю выполнять элементарное правило – двигаться, не наталкиваясь, друг на друга.

Затем ввожу игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ребенка, или туда, где звенят колокольчик («Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?»). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения па слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

     В таких играх, как «Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъявляю требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.  

     В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко использую в игровых упражнениях, например: «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, дети приобретают много полезных навыков.

     Подбираю игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим, при упражнении детей в равновесии (русская народная игра «По ровненькой дорожке»). Сначала им предлагаю ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (по дорожке), затем по доске, лежащей на полу, по скамье, по наклонной доске, по доске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т. д. Усложняю задание изменив характер движений – пройти быстро, пробежать, пройти на носочках бесшумно, приняв определенное положение рук (в стороны, за голову), и т. п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.  

     Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения я буду развивать у детей в данный момент, выбираю игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Гуси-лебеди», «Филин и пташки». Если же ставлю задачу по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек» и др.

     Подбирая игры, учитываю состав группы детей. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму.    Поэтому в начале года организовываю игровые упражнения и подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.  

     Учитываю и общее состояние группы. Если дети возбуждены, провожу спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае выбираю игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).

     Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

       Подвижные игры разного характера сочетаю с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня.  

     При подборе игр учитываю предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке  провожу игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не  разучиваем новые игры.

       Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такую игровую форму проведения утренней гимнастики использую в начале года и в первой и во второй младших группах. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей.  

     Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе.  

     Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время использую игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погоду провожу игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает желание участвовать в этих играх.

     При проведении подвижных игр на улице использую особенности окружающей местности: пригорки, пеньки, канавки, поваленные деревья. Они могут служить препятствиями, преодолевая которые дети приобретают многие полезные навыки, приучаются управлять своими движениями в различной обстановке. Малыши учатся ловко пробегать между деревьями, проходить по узкой тропинке, взбираться на пеньки, сходить с них, перешагивать невысокие препятствия. Двигательный опыт детей обогащается, совершенствуются функциональные возможности детского организма.

     Народные подвижные игры  на занятиях физической культурой провожу после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираю игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, подбираю игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем использую новую, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре.

     В занятие физической культурой иногда включаю две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии провожу такие две игры: русская народная игра «У медведя во

бору» (где все дети активно бегают, приседают, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Найди грибок» (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный мною гриб).

     В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих. Для этого я использую считалки и сговорки. Водящего также выбираю жеребьевкой. Применяю ее в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

     Программой предусмотрено 3 физкультурных занятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от времени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях провожу упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включают простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, и в сочетании с ними - народные подвижные игры.  

Заключение

     В развитии двигательной деятельности подвижной игре принадлежит ведущая роль. Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.

     Подвижная игра способствует развитию физических качеств, в том числе быстроте и ловкости у детей дошкольного возраста.

     Подвижные игры оказывают большое влияние на восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образы, а также развитие движений и координации дошкольников.

     Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

     Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

     В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

     В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

     Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

     Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка

Глава1. Народные подвижные игры1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой1.2 Сюжетные народные подвижные игры1.3 Бессюжетные народные подвижные игрыГлава 2. Методика проведения народных п...

Консультация для родителей "Роль народной подвижной игры в физическом развитии ребенка"

Находится в движении, особенно для детей дошкольного возраста, является насущной потребностью.Это стремление детей к движению лучше использовать в подвижных играх.Большая часть народных подвижных игр ...

Воспитательное значение народных подвижных игр в гармоничном развитии личности дошкольника.

Статья о значении татарских народных подвижных игр в гармоничном развитии дошкольников....

Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка...

Тема: «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)»

: Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадост­ными — задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении — значит укреплять здоровье. Имен­но в дошкольном детстве в резу...

Роль народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников (из опыта работы)

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы....

Значение народных подвижных игр для разностороннего развития детей

Д. Б. Эльконин отмечал, что значение игры определяется тем, что оназатрагивает наиболее существенные стороны психического и физическогоразвития личности ребенка.Каждый народ, в зависимости от условий ...