Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_podvizhn_igry_v_fiz.vospitanii.odt | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Джевицкая Л. Г., инструктор по физкультуре
ГБДОУ детский сад № 34 Красногвардейского района
Санкт- Петербурга
Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников
(из опыта работы)
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, его сознательная, активная деятельность, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры- это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и его развитие. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Они способствуют укреплению духа и тела, развитию процессов мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт,труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку , выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные подвижные игры являются неотъемлемой часть интернационального, художественного и физического воспитания. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно- игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси- лебеди», «Коршун и наседка», « У медведя во бору» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующих развитию мышления и самостоятельной деятельности. Так , например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату( «Палочка- выручалочка», «Пятнашки» и др.)Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимодействия,содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявлять воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить».Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, сложности действий, взаимопомощи ( « один- за всех и все- за одного»- цыплята), ответственности, смелости, находчивости ( наседка.)В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, считалки, которые, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Например: « Катился горох по блюду, ты води , а я не буду.» или «Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети, кукушата просят пить, выходи- тебе водить».и др. Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают своим процессом игры. Они применяются в тех случаях , когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв руки вверх соединенные руки , образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: сивого или златогривого?» Играющий встает позади того,кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и игра начинается. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?» , «Ниточка или иголочка?» и т. п. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально- положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищу поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость .Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Объясняя новую народную игру , в которой есть зачин (считалка или жеребьевка),не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по- разному. Так , несюжетная игра объясняется кратко, локанично , эмоционально — выразительно. Педагог дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правила игры. Можно задать один - два уточняющих вопроса, чтобы убедиться , что дети поняли правила игры. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям. Несюжетные народные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости, ориентировки в пространстве. Эти игры основаны на простых движениях ,чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. . В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смекалку, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Сюжетную народную игру тоже можно объяснить образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется(«Гуси- гуси», «Ястреб и утки», « У медведя во бору», и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок,проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами ( поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот,показать на примере активного ребенка, как важно быть смелым и ловким) . В сюжетных играх правила обуславливают характер движений играющих детей , они носят в основном имитационный характер. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяется текстом. В сюжетных народных подвижных играх дети очень непосредственны, перевоплащаясь в персонажей игры , увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения , как ходьба, бег, прыжки, ползание и подлезание. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно. Только в этом случае дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения , находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявляя инициативу, дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Народные подвижные игры не должны быть забыты, они актуальны и интересны и в настоящее время. Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....
"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).
Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....
Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....
Тема: «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)»
: Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении — значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в резу...
Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника ( из опыта воспитателя)
Рекомендации по физическому развитию детей через народные игры. Описание некоторых народных игр....
Отчет по самообразованию инструктора по физической культуре "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
Отчет по самообразованию...
Роль народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников (из опыта работы)
laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы....