Программа по дополнительному образованию "Афродита"
рабочая программа по физкультуре (средняя группа) по теме
Программа ориентирована на детей от 4 до 7 лет.
Срок реализации 3 года.
Данная программа опирается на программу Т.И. Осокиной «Обучения детей плаванию в детском саду», целью, которой является научить всех детей плавать, начиная со второй младшей группы. Система упражнений в данной программе основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков. Каждый из этих этапов как бы привязан к определенному возрасту детей.
Одной из основ программы Афродита является программа И.А. Большаковой «Маленький дельфин». Ее отличительной особенностью стали необычные приемы адаптации к водному пространству. Автор программы особое внимание уделяет на педагогические приемы, позволяющие ребенку научиться владеть своим телом в воде. Тем не менее, позиция автора исключает возможность использования поддерживающих предметов, которые могут помочь овладеть ребенку навыками плавания в более короткий срок.
В программе Рыбак «Морская звезда» освещены так же вопросы обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста. Данный учебно-методический комплекс позволяет решать одновременно оздоровительные, развивающие, воспитательные задачи с детьми только старшего дошкольного возраста, а вот дети 4 – 5 лет не затронуты.
Наиболее полно вопросы разделов «Здоровья» и «Физическая культура» подраздел «Плавание» раскрывается в программе А.А. Чеменевой «Послушные волны». Программа ориентирована на возрастные особенности, каждого дошкольного этапа детства, однако не имеет жесткой привязанности к возрасту. Материал представлен в пошаговой форме, что обеспечивает овладение ребенком данным видом физических упражнений независимо от момента включения его в процесс обучения.
Завершая анализ можно сделать вывод, что каждая из перечисленных выше программ опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуальных особенностей детей, но имеет некоторые недоработки.
Многолетний опыт работы показывает необходимость объединения всех перечисленных выше программ их систематизация и создание совершенно новой программы дополнительного образования по обучению детей плаванию адаптированную к условиям МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида «Афродита» с возможностью использования как традиционных, так и нетрадиционных методов и форм обучения.
Целью данной программы является формирование у детей дошкольного возраста в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков, коммуникативной компетентности, развитие психических, физических, и познавательных процессов и волевых качеств.
В процессе освоения программы происходит решение следующих задач:
- Обучающие:
1. Развивать умение свободно владеть своим телом в непривычной среде;
2. Учить свободно, передвигаться по воде, при помощи технических приемов плавания;
3. Знакомить детей с элементами спортивных игр на воде и элементами соревнований.
- Развивающие:
1. Развивать двигательные умения и навыки детей, психофизические качества: быстроты, силы, выносливости, гибкости;
2. Содействовать всестороннему развитию таких положительных качеств личности как самообладание, настойчивость, решительность, взаимопомощь.
- Оздоровительные:
1. Содействовать оздоровлению и закаливанию детей их гармоничному физическому развитию;
2. Формировать правильную осанку и дыхание, укреплять мышечный корсет ребенка.
- Воспитательные:
1. Воспитывать устойчивый эмоционально-положительный интерес к систематичным занятиям плаванием и потребности в регулярном пользовании водой в оздоровительных целях;
2. Формировать культурно-гигиенические навыки самообслуживания и личной гигиены
Новизна дополнительного образования:
- использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения детей дошкольного возраста плаванию;
- включение элементов спортивного плавания, прыжков поворотов в воде в условиях ДОУ, положительно влияют на общую физическую и плавательную подготовленность детей 4 – 7 лет;
- методика обучения детей плаванию содержит комплекс дыхательных упражнений на суше и коррекционных в воде;
- проведение нетрадиционной формы обучения плаванию позволяют решать проблему водобоязни, что способствует повышению уровня плавательной подготовленности и оздоровлению детского организма;
- проводя обучение плавательным движениям, используются контрастные упражнения, направленные на получение противоположного эффекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_afrodita_shumilova_v.i.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» «Утверждаю»
на педсовете Заведующая МДОУ Борисоглебским
Протокол № _____ детским садом № 16 комбинированного
От «____» ________20___ г. вида.
_______________ Никульшина Н.Т.
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида.
(физкультурно-оздоровительной направленности) «Афродита».
Программа ориентирована на детей от 4 до 7 лет.
Срок реализации 3 года.
Автор: Инструктор по физической
культуре Шумилова В.И. 1 к.к.
г. Борисоглебск 2014 г.
Пояснительная записка.
Вода – колыбель жизни на земле. Еще древние философы относили воду, наряду с огнем, воздухом и землей, к категории начал всех начал в природе. Нет другого такого вещества, которое имеет столь огромное значение для человека, как вода.
Большое значение для развития физических качеств ребенка занимает плавание. Однако плавательная подготовленность подрастающего поколения в настоящее время остается неудовлетворительной. По данным Госкомстата России, в 2009 г 35% несчастных случаев составила гибель на воде, половина из которых дети в возрасте до 14 лет среди детей в возрасте 10-12 лет не умеют плавать более 40-45%, а среди дошкольников-до 90%. Причина такой статистики является неумение детей плавать и правильно вести себя на воде.
Занятия по обучению плаванию являются одним из видов НОД по направлению «Физическое развитие» ребенка в детском саду, профилактики асоциального поведения. Дети, с раннего возраста привыкшие к физическим нагрузкам, организованному, здоровому образу жизни легче перенесут школьные нагрузки. Под влиянием систематических занятий по плаванию, регулярных гигиенических и закаливающих гидропроцедур вводимые в суточный режим ребенка, происходит улучшение работы нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.
В тоже время акватория бассейна - это, прежде всего иная среда обитания, которая требует иных двигательных способностей детей. Учет психологических закономерностей развития ребенка во время обучения плаванию требуют изменения в структурном и функциональном принципе построения занятия и использовании принципа «открытого обучения», который не ограничивается регламентированными рамками и допускает модификацию не только по воле педагога, но и по воле ребенка.
Эти обстоятельства подтолкнули на необходимость изучения данного вопроса и составления дополнительной программы, которая поможет обучить плаванию детей, как в традиционной, так и нетрадиционной форме.
Данная программа направлена на обучение плаванию детей разного уровня физического развития.
На основании Устава МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида данная программа физкультурно-спортивной направленности по обучению детей дошкольного возраста плаванию с использованием нетрадиционных форм и методов под названием «Афродита» разработанная инструктором по плаванию Шумиловой В.И. с учетом возрастных особенностей физического развития дошкольников утверждена и рекомендована в виде дополнительного образованиям в ДОУ.
Данная программа опирается на программу Т.И. Осокиной «Обучения детей плаванию в детском саду», целью, которой является научить всех детей плавать, начиная со второй младшей группы. Система упражнений в данной программе основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков. Каждый из этих этапов как бы привязан к определенному возрасту детей. Однако в данной методике хорошо освещены, такие возраста как младший и средний, а вот старший и подготовительный недостаточно.
Автор программы «Научите ребенка плавать» Л.Ф. Еремеева является профессиональным тренером и ее программа рассчитана на учителей физкультуры и детей более старшего возраста. Программа же посвящена обучению спортивному плаванию, а вот задачи касающиеся оздоровлению детей в бассейне упущены.
Одной из основ программы Афродита является программа И.А. Большаковой «Маленький дельфин». Ее отличительной особенностью стали необычные приемы адаптации к водному пространству. Автор программы особое внимание уделяет на педагогические приемы, позволяющие ребенку научиться владеть своим телом в воде. Тем не менее, позиция автора исключает возможность использования поддерживающих предметов, которые могут помочь овладеть ребенку навыками плавания в более короткий срок.
В программе Рыбак «Морская звезда» освещены так же вопросы обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста. Данный учебно-методический комплекс позволяет решать одновременно оздоровительные, развивающие, воспитательные задачи с детьми только старшего дошкольного возраста, а вот дети 4 – 5 лет не затронуты.
Наиболее полно вопросы разделов «Здоровья» и «Физическая культура» подраздел «Плавание» раскрывается в программе А.А. Чеменевой «Послушные волны». Программа ориентирована на возрастные особенности, каждого дошкольного этапа детства, однако не имеет жесткой привязанности к возрасту. Материал представлен в пошаговой форме, что обеспечивает овладение ребенком данным видом физических упражнений независимо от момента включения его в процесс обучения.
Завершая анализ можно сделать вывод, что каждая из перечисленных выше программ опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуальных особенностей детей, но имеет некоторые недоработки.
Многолетний опыт работы показывает необходимость объединения всех перечисленных выше программ их систематизация и создание совершенно новой программы дополнительного образования по обучению детей плаванию адаптированную к условиям МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида «Афродита» с возможностью использования как традиционных, так и нетрадиционных методов и форм обучения.
Целью данной программы является формирование у детей дошкольного возраста в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков, коммуникативной компетентности, развитие психических, физических, и познавательных процессов и волевых качеств.
В процессе освоения программы происходит решение следующих задач:
- Обучающие:
- Развивать умение свободно владеть своим телом в непривычной среде;
- Учить свободно, передвигаться по воде, при помощи технических приемов плавания;
- Знакомить детей с элементами спортивных игр на воде и элементами соревнований.
- Развивающие:
- Развивать двигательные умения и навыки детей, психофизические качества: быстроты, силы, выносливости, гибкости;
- Содействовать всестороннему развитию таких положительных качеств личности как самообладание, настойчивость, решительность, взаимопомощь.
- Оздоровительные:
1. Содействовать оздоровлению и закаливанию детей их гармоничному физическому развитию;
2. Формировать правильную осанку и дыхание, укреплять мышечный корсет ребенка.
- Воспитательные:
1. Воспитывать устойчивый эмоционально-положительный интерес к систематичным занятиям плаванием и потребности в регулярном пользовании водой в оздоровительных целях;
2. Формировать культурно-гигиенические навыки самообслуживания и личной гигиены
Новизна дополнительного образования:
- использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения детей дошкольного возраста плаванию;
- включение элементов спортивного плавания, прыжков поворотов в воде в условиях ДОУ, положительно влияют на общую физическую и плавательную подготовленность детей 4 – 7 лет;
- методика обучения детей плаванию содержит комплекс дыхательных упражнений на суше и коррекционных в воде;
- проведение нетрадиционной формы обучения плаванию позволяют решать проблему водобоязни, что способствует повышению уровня плавательной подготовленности и оздоровлению детского организма;
- проводя обучение плавательным движениям, используются контрастные упражнения, направленные на получение противоположного эффекта.
Содержание программы:
Виды занятий по дополнительному образованию обучения плаванию:
- традиционные (состоят из трех основных частей: подготовительной, основной и заключительной);
- сюжетно-игровое занятие (построенное на определенном игровом сюжете для детей среднего дошкольного возраста);
- тренировочное занятие (занятие для закрепления полученных навыков);
- занятие построенное на одном виде плавания ( данный вид занятия используется для детей старшего дошкольного возраста 2 – 3 этап программы);
- игровое ( построенное на подвижных играх на воде, играх-эстафетах) проводится 1 раз в месяц;
- аквааэробика ( занятие под музыку с элементами аквагимнастики, Степ-гимнастики и т.д.)
- занятия по разделу «Здоровье» ( валеологического направления и оздоровительные) :
- контрольные занятия (проводятся после окончания каждого этапа и блока программы, так же могут проводиться после каждого занятия по усмотрению инструктора).
Структура программы «Афродита» состоит из 3 этапов:
Первый этап: освоение подготовительных упражнений.
Второй этап: освоение элементов спортивного плавания.
Третий этап: освоение спортивных способов плавания.
Четвертый этап: освоение спортивных прыжков в воду, повороты.
На первом этапе происходит подготовка детей к обучению плаванием.
Последовательность изучения упражнений:
- адаптация детей к водному пространству;
- задержка дыхания (на воздухе);
- погружение;
- всплывание;
- лежание;
- скольжение на груди с вспомогательным оборудованием (плавательная доска, надувной круг) и без него;
- скольжение на спине с вспомогательным оборудованием (надувные нарукавники, надувной круг, надувной жилет) и без него;
- выдох в воду;
- плавать облегченным способом.
Оздоровительные и воспитательные задачи этапа:
- укрепление мышц ног;
- формирование «дыхательного удовольствия»;
- активизация работы вестибулярного аппарата;
- повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды;
- формирование гигиенических навыков (самообслуживание при подготовке и окончанию занятия);
- овладение правилами поведения на воде.
На втором этапе дети приступают к обучению плаванием.
Последовательность изучения упражнений:
- изучить движения рук способами «кроль», «брасс», «дельфин»
- движение ног при плавании способом «брасс»;
-движение ног при плавании способом «кроль»;
- выдох в воду;
- движения ног при плавании способом «брасс» с выдохом в воду.
Оздоровительные и воспитательные задачи этапа:
- способствовать закаливанию организма;
- увеличить резервные возможности дыхания, жизненной емкости легких;
- повысить общую и силовую выносливость мышц;
- научить самостоятельно быстро и аккуратно одеваться и раздеваться;
- тщательно вытирать тело полотенцем;
- осторожно сушить волосы феном.
На третьем этапе детей обучают спортивным способом плавания, прыжкам и поворотам.
Последовательность изучения упражнений:
- обучать плаванию способом «брасс» в полной координации;
- обучать плаванию способом «кроль» в полной координации;
- обучать плаванию способом «дельфин» (баттерфляй) в полной координации;
- учить плавать под водой;
- обучать прыжкам в воду с бортика, с тумбы, с подставки;
- учить поворотам и переворотам в воде;
- учить расслабляться в воде, обучать способам отдыха на воде.
Оздоровительные и воспитательные задачи этапа:
- укреплять здоровье ребенка, его гармоничное психофизическое развитие;
- совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку;
- повышать работоспособность организма;
- обучать приемам самопомощи и помощи тонущему;
- формировать гигиенические навыки самообслуживания по начала и после окончания занятия;
- сушить волосы феном;
- следить за чистотой принадлежностей для занятий в бассейне.
Ожидаемый результат:
В результате освоения данной программы дети должны:
- легко передвигаются по воде, погружаются в нее с головой, лежать на воде;
- владеть спортивными видами плавания «Брасс», «Кроль» , «Дельфин»;
- уметь правильно выполнять трехфазное дыхание;
- выполнять прыжки и повороты;
- оценивать свои возможности, а также дать оценку своему товарищу;
- знать правила поведения на воде и спасения утопающего;
- в совершенстве владеть культурно-гигиеническими навыками и навыками по самообслуживанию;
После прохождения детьми каждого этапа проводится контрольное мероприятие, где дети показывают уровень подготовленности и усвоения материала.
Условия проведения занятий по дополнительному образованию.
Обучение детей плаванию по данной программе в детском саду начинается с 4 лет. При этом учитывается возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка. Реализации программы рассчитывается на 3 учебных года. Занятия проводятся по подгруппам ( до 15 человек) 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительность занятий до 20 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц. Количество занятий: в неделю – 2; в месяц – 8; в год – 72; их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантийных дней. Обязательно проводится табелирование детей.
Для реализации данной программы используется.
Кадровое обеспечение:
инструктор по плаванию Шумилова В.И. – 1 квалификационная категория.
На занятии необходимо присутствие медицинского работника и помощника. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.
Материально-техническое обеспечение:
помещение бассейна, которое проветривается после каждого занятия, а также душевое помещения и раздевалка.
Инвентарь: плавательные круги, доски, нарукавники, жилеты, резиновые шапочки, маски для ныряния, поплавки, ласты, обручи, тонущие и плавающие игрушки, надувные игрушки, утяжелители для ног, оборудование для подныривания, секундомер, свисток, термометр комнатный и водный, магнитофон, оборудование для игр на воде, разделительная ограничительная линия, нудолсы, тумбы для прыжков в воду, массажные коврики, обходные резиновые дорожки, тонущие обручи, корзины или сетки для хранения оборудования, степ-платформы, резиновые лопаточки для рук, надувные мычи разных размеров, магнитная доска, кассеты и диски с музыкальными записями.
Занятие проводится в определенной одежде (купальный костюм или плавки, резиновая шапочка), которое хранится в детских шкафчиках в группе. Для передвижения детей по территории здания до и после занятия используются длинные халаты с капюшоном и длинными рукавами. Так же детям для занятия необходимо махровое полотенце среднего размера.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал для дыхательных упражнения, наглядное пособие с изображение видов спортивного плавания, карточки-схемы, набор карточек «Морские животные», набор геометрических фигур для магнитной доски.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М. Издательский дом 2004 г.
2. Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина «Обучение плаванию в детском саду»; М. Просвещение 1991г.
3. Л.Ф.Еремеева «Научите ребенка плавать» Программа обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 2005 г.
4. Е.И.Карпенко, Т.П.Короткова, Е.Н.Комкодан «Плавание: игровой метод обучения», - М.2009 г.
5. Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» - М.2003 г.
6. А.А.Чеменева, Т.В. Столмакова Программа по обучению плаванию дошкольников «Послушная волна». Санкт-Петербург Детство – Пресс 2011 г.
7. Н.Г.Пищикова «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» М.2008г
8.А.Н.Клюева Коррекционная гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. Санкт-Петербург, 2007 г.
9. И. Большакова «Маленький дельфин» нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. М: АРКТИ, 2005 г.
10. М.В. Рыбак Программа «Морская звезда» учебно-методический комплекс для проведения кружковых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в плавательном бассейне. М. Обруч 2010 г.
11. В. К. Велитченко Как научить плавать. М. Тера-спорт 2000 г.
12. С. Прищепа, Н.Попкова, Т. Коняхина Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание 2004 г. № 1 с. 37
13. А.Д. Котляров Учимся плавать // Дошкольное воспитание 2005 г. № 6 с.61
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Программа по дополнительной программе «Логика»
«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....