Опыт работы "Использование элементов моделирования в ООД по физическому развитию"
презентация по физкультуре на тему

Эффективность формирования двигательных навыков дошкольников во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Перспективным направлением совершенствования процесса физического воспитания старших дошкольников, на мой взгляд, является внедрение элементов моделирования. С целью развития мышления и обогащения двигательной сферы ребенка мной была осуществлена попытка введения моделей в содержание организованной образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников. В этой связи были составлены следующие элементы моделирования: моделирующие карточки, карточки-схемы, карточки-задания и логико-смысловые модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов моделирования в ООД по физическому развитию

(опыт работы)

Эффективность формирования двигательных навыков дошкольников во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Перспективным направлением совершенствования процесса физического воспитания старших дошкольников, на мой взгляд, является внедрение элементов метода моделирования.

Метод моделирования играет важное значение в развитии ребенка. Прежде всего, использование моделей ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную и умственную деятельность, вовлекает его в область особых отношений – сопереживания, совместной творческой деятельности. Один из ведущих специалистов умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, справедливо подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, что имело место в традиционной системе воспитания.

С целью развития мышления и обогащение двигательной сферы ребенка нами была осуществлена попытка введения моделей в содержание физкультурных занятий. В этой связи были составлены следующие элементы моделирования: моделирующие карточки, карточки-схемы, карточки-задания и логико-смысловые модели.

     Остановлюсь кратко на каждом виде используемых моделей.

Моделирующие карточки (предметные, сюжетные, карточки-схемы) используются с той или иной целью, в том числе: развития мышления и воображения дошкольников в процессе соотнесения моделей и собственных действий и движений; сбора и организации детей, выполнения различных построений, упражнений, движений и пр. Применение карточек-схем особенно уместно на открытом воздухе, так как использование вербальных средств общения на достаточно большом пространстве и в морозные дни бывает крайне затруднено.

Очевидно, что занятия с использованием моделирующих карточек могут быть организованы, когда у ребенка накоплен уже достаточно большой двигательный опыт. Поэтому их целесообразно планировать в старшей и подготовительной к школе группах.

Моделирующие карточки предназначены для использования во вводной части традиционных и сенсомоторных занятий; при выполнении различных построений и основных видов движений.

Еще один вид наглядности, который мы используем при проведении физкультурных занятий – карточки-задания. Данные карточки предназначены для занятий с использованием тренажеров. Обучение дошкольников упражнениям на тренажерах строится следующим образом: на первом этапе детей знакомят с названием тренажера, его внешним видом, затем показываются собственно сами движения, далее происходит соотнесение названий тренажеров, их внешнего вида с их изображениями на карточках. После того, как дети познакомятся со всеми тренажерами блока (а их в каждом блоке 5), организуются занятия по принципу круговой тренировки с использование карточек-заданий. Каждой паре детей дается карточка-схема с заданиями. Каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей.

Активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов обучения, привел нас к использованию элементов перспективной технологии, разработанной доктором педагогических наук, заслуженным изобретателем РБ Штейнбергом Валерием Эммануиловичем. Следует сказать, что данная технология апробирована педагогами ДОУ несколько лет назад на занятиях по экологическому воспитанию и приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры и была признана приемлемой для использования в обучении детей дошкольного возраста. На данном этапе идет разработка материалов в плане физического воспитания дошкольников. Особый интерес представляет проектирование дидактических многомерных инструментов – логико-смысловых моделей, которые дополняют, как вы уже поняли, различные методики обучения и выполняют функции моделей. Логико-смысловые модели универсальны по своей природе, так как их можно использовать не только в работе с воспитателями, но и с детьми дошкольного возраста в качестве наглядного материала. От других наглядных средств дидактические многомерные инструменты отличаются «всепредметной» универсальностью, сочетая образную и понятийную форму представления знаний.

ЛСМ представляет собой схему, состоящую из нескольких координат. Каждая координата имеет название, на ней располагаются ключевые слова. Одна ЛСМ может содержать информацию по одной определенной теме или нескольким аналогичным направлениям. Опираясь на данную наглядность, ученик может в полной форме построить свой ответ. В работе с дошкольниками приемлемы ЛСМ, содержащие 4 координаты с расположенными на них не словами, а иллюстрациями, рисунками. Мы составили несколько ЛСМ, которые используем мы используем в ходе физкультурных занятий: «Эстафеты», «Общеразвивающие упражнения», «Основные движения».

Использование моделей в работе с дошкольниками позволяет повысить эффективность обучения и скорость запоминания и как следствие качество выполнения движений.

Спортивно-дидактическое пособие

«Моделирующие карточки»

Цель: развитие мышления и обогащение двигательной сферы ребенка с помощью схем и символов.

Задачи: формирование у детей логических структур мышления, проявление детьми в полной мере самостоятельности, детской эмоциональности, непосредственности в процессе передачи смоделированного образа в телодвижении.

Описание: карточки, на которых предположительно, при помощи символов и рисунков смоделированы объекты, предметы и явления окружающей действительности, линии, геометрические фигуры и др.

Время и место использования:

  1. Моделирующие карточки (таблица № 1 – 1,2,3,4,6,7,8,9,11,12,14,15,16,18,19)) предназначены для использования во вводной части традиционного и сенсомоторного занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Моделирующие карточки (таблица № 1 – 5,10,13,14,17) предназначены для использования в основной части физкультурного занятия в качестве комплекса общеразвивающих упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
  3. Моделирующие карточки  (таблица № 2 – 1,2,3,4) предназначены для использования во вводной части традиционных и сенсомоторных занятий; (таблица № 2 – 5,7,8) – при выполнении различных построений; (таблица № 2 – 6,9,10) – при выполнении детьми  старшего дошкольного возраста основных видов движений.

Таблица № 1

Моделирующие карточки

Символы

Движения, упражнения

1

Водопад

Боковой галоп

2

Гуси

Ходьба в приседе

3

Кенгуру

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед

4

Лошадь

Поскоки с продвижением

5

Мельница

Круговые движения руками

6

Муравьи

Ползание на коленях и локотках

7

Обезьянки

Ползание на высоких четвереньках

8

Паровозик

Продвижение из и.п. «сидя на полу, ноги впереди», синхронные движения вперед рук и ног

9

Петух

Ходьба с высоким подниманием колена

10

Ракета

Из и.п. «лежа на спине» поднимание прямых ног вверх

11

Раки

Передвижение из и.п. «сидя на полу», ноги впереди, руки сбоку

12

Речка

Легкий бег

13

Рыбка

Из и.п. «лежа на животе», сведение ног и головы над спиной

14

Салют

Подпрыгивание, подскоки на месте

15

Слоники

Передвижение на прямых руках и ногах

16

Снежинка

Легкий бег врассыпную

  17

Сосулька

«застыть вертикально», «повиснуть»

18

Уточки

Ходьба в полуприседе

19

Черепашки

Ползание по-пластунски

Таблица № 2

Моделирующие карточки

Движения, упражнения

Символы

1

Ходьба врассыпную

←        ↓         ↖      

        ↙          ←                 ↘               ↓

2

Бег в прямом направлении

______________________________

3

Ходьба зигзагом

4

Бег змейкой

5

Построение в шеренгу

______________________________

6

Ходьба с перешагиванием через предметы

∆            ∆            ∆            ∆            ∆

7

Построение в круг

8

Построение в колонну

→→→→→→→→→→→→→→→→

9

Ходьба между предметами

∆        ∆        ∆        ∆        ∆        ∆       ∆

10

Прыжки на двух ногах с продвижение вперед

O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования в средней группе «Экскурсия в лесной кинотеатр »

НОД по развитию речи в средней группе с применением элементов  моделирования.Цель: Повысить познавательную, творческую активность детей....

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Конспект НОД по речевому развитию с элементами моделирования

Конспект НОД с детьми средней группы по речевому развитию с элементами моделирования...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»

Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности c элементами квеста по образовательным областям «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Подарок Сарпике»

 Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, спереди, сзади) и на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа....

Опыт работы по использованию спортивных игр с элементами баскетбола в физическом развитии ребенка дошкольного возраста

Движение есть жизнь! Неравнодушного педагога всегда волнует вопрос: «Как научить ребенка любить физические упражнения, помочь ему вырасти гармонично развитым, жизнестойким?».По мнению...