Интегративный подход в реализации задач по физическому и интеллектуальному развитию дошкольников
статья по физкультуре по теме
В статье отражается вариант интеграции О. о. "Физическая культура" и "Познание" ("Первые шаги в математику")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya1.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Т. А. Косолапова, инструктор по физической культуре
Н. Н. Томина, воспитатель
Детский сад № 149 «Ёлочка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти, Самарская область
Интегративный подход в реализации задач по физическому и интеллектуальному развитию дошкольников.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
В последнее время медики и педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. А ведь доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые предметы и их свойства. И, наоборот, чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и физическое его развитие. Именно поэтому необходимо сочетание умственной и физической нагрузки, что в настоящее время позволяет реализовать основополагающий принцип ФГТ в структуре основной общеобразовательной программы – принцип интеграции образовательных областей.
Наш детский сад № 149 «Ёлочка» г. о. Тольятти работает по программе «Детство». Одной из основных задач деятельности является использование оптимальных средств и методов для воспитания здорового ребенка, и т. к. состояние здоровья является показателем гармоничного развития человека, то последнее невозможно без интеллектуальной составляющей. Введение ФГТ в структуре основной общеобразовательной программы позволяет использовать интегративный подход в реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Познание» («Первые шаги в математику»). Мы рассмотрим два направления работы: интеграция образовательных областей в процессе непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Непосредственная образовательная деятельность: О.О. «Физическая культура».
Здесь дети часто встречаются с математическими отношениями: величина, количество; закрепляют знания сенсорных эталонов: форма, цвет; упражняются в ориентировке в пространстве и времени. Поэтому, предлагая детям выполнение двигательных действий, важно обращать внимание на различные математические отношения, давать задания не по образцу, а в виде устной инструкции. Необходимо отметить, что дополнительно к физкультурному оборудованию, целесообразно использование материала математического характера: цифры, геометрические фигуры, тела, изображение частей суток, а так же универсального дидактического материала (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и т. д.)
Например:
- в старшем возрасте, при выполнении комплекса ОРУ, детям даётся задание повторять упражнения столько раз, сколько лет или на один (два) больше (меньше); в заключительной части: посчитать мелкие предметы, выбрать цифру, соответствующую их количеству и выложить из этих предметов геометрические фигуры; при проведении эстафет широкое применение нашла «Игра с двумя обручами» (блоки Дьенеша);
- формируя навыки основных видов движений в среднем и младшем возрасте, детям предлагается: посчитать количество прыжков до ориентира; подпрыгнуть и дотронуться до геометрической фигуры определенного цвета; пройти сначала по узкой дорожке, затем – по широкой; проползти под низкой (высокой) дугой. Большой интерес вызывают игры-пантомимы по типу «Что мы делаем не скажем, что мы делаем - покажем» (части суток, геометрические фигуры).
При проведении подвижных игр подсчёт количества пойманных ловишкой детей проводится с младшего возраста.
Непосредственная образовательная деятельность: О.О. «Познание» («Первые шаги в математику»).
Интеграция образовательных областей «Познание» и «Физическая культура» осуществляется в таких моментах, которые предполагают решение поставленных задач в подвижной форме.
Например:
- проведение физминуток:
Сколько ёлочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки;
- как составляющие физминутки – гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика:
«Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда» (смотрят влево, вправо);
«Нарисуем большой круг и осмотрим всё вокруг» (круговые вращения глазами);
«Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять» (одновременные движения пальцами правой и левой руки);
«Нарисуем мы квадрат – это домик для ребят» (рисование пальцами в воздухе);
- познание, сравнение величины предмета с помощью движения. Например, понятие «длина» в младшем возрасте более естественно познается ребенком путём прохождения по длинной или короткой дорожке; «ширина» - путем перешагивания, перепрыгивания «ручейка». Детям предлагается сравнить величины и определить, почему по одной дорожке идти дольше, чем по другой; какой ручеёк труднее преодолеть и почему;
- математические эстафеты в старшем возрасте, в ходе которых, детям предлагается как можно быстрее (либо на время) выполнить следующие задания: собрать все большие не красные шары; найти и принести все многоугольники желтого цвета.
- дидактические игры, которые можно проводить в подвижной форме: «Неделя, стройся!», «Найди пару» (дни недели, месяцы года), «День, ночь».
Самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной деятельности четко прослеживается интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Познание» («Первые шаги в математику»).
Например, в физкультурном центре:
использование алгоритмов выполнения упражнений, где с помощью схематического изображения даются задания, которые необходимо повторить определенное количество раз; схем к подвижным, спортивным играм, где определяется положение игроков по отношению к водящему, друг к другу (слева, справа, посередине, дальше, ближе и т. д.); пиктограмм, в которых условными обозначениями могут быть геометрические фигуры, математические знаки, цвета.
В центре «Познание»:
дидактические игры с физкультурно-оздоровительной направленностью. Эти игры полифункциональны и могут быть использованы в нескольких образовательных областях, в зависимости от поставленных задач. Они не только способствуют развитию восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, но и способствуют формированию интереса к физкультуре и спорту, к здоровому образу жизни. Это такие д/и, как: «Спортивное домино», «Спортивная угадайка», «Четвертый лишний», «Что к чему», «Что я знаю о спорте?», «Спортивная четверка» и др.; спортивный инвентарь (обручи, скакалки, кегли), который используется во время игр с универсальным дидактическим материалом.
Реализуя интегративный подход, мы заметили, что у детей возрос интерес к физической культуре, расширился круг познавательных, экспериментальных действий с физкультурным оборудованием, универсальным дидактическим материалом, на более высокий качественный уровень перешла самостоятельная деятельность в центрах развития.
Таким образом, мы можем констатировать, что интегративный подход в реализации задач по физическому и интеллектуальному развитию способствует увеличению двигательной активности дошкольника, повышению интенсивности психических процессов, активизации процесса познания, а значит, воспитанию здорового ребенка.
Список литературы:
- Интеграция в образовании: психолого-педагогический аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной) / Ульяновск: ИП Качалин А. В. 2012.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Альманах / Самара: ООО Издательство Ас Гард. 2011.
- Сучкова И. М., Мартынова Е. А., Давыдова Н. А. Физическое развитие детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе «Детство» / Волгоград: Учитель. 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников»
Консультация для родителей о роли сказки в воспитательном процессе: как правильно рассказать сказку, чтобы добиться нужного результата; какую выбрать сказку....
Интегративный подход в решении задач образовательных областей "Физическая культура", "Познание"
Использование физминуток на занятиях по математике, окружающему миру, конструированию....
Презентация "Интегрированный подход при реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников"
В презентации дана краткая характеристика интеграции...
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...