Патриотическое, нравственное, физическое, интеллектуальное развитие дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности.
статья (подготовительная группа) по теме
«Туризм – ступенька к ведению здорового образа жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Туризм – ступенька к ведению здорового образа жизни». | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
Доклад
«Туризм – ступенька к ведению
здорового образа жизни».
Подготовила
воспитатель Котрухова А. В.
станица Ирклиевская
2016г.
Краснодарский край, благодаря своему географическому положению, климатическим условиям, славному историческому наследию, считается крупнейшим и общепризнанным рекреационным регионом России и снискал славу «жемчужины России», «житницы страны», «всероссийской здравницы», края туризма. С каждым годом увеличивается поток туристов, желающих увидеть своими глазами жемчужину России. Жить в таком удивительном крае и не изучать его - просто невозможно.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.
Туризм, воздействуя на ум, душу, и тело подрастающего поколения, способствует формированию гармоничной и всесторонне развитой личности. Личности способной любить и защищать Родину, сохранять и приумножать наследие родного края. Духовное и физическое оздоровление подрастающего поколения базируется на деятельном патриотизме. Основы деятельного патриотизма закладываются с самого юного возраста, и как говорил К.Д. Ушинский: «что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведённый среди рощь и полей… стоит многих недель, проведённых на учебной скамье».
Дошкольный туризм имеет много преимуществ:
Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей, формируются основы первых навыков здорового образа жизни.
Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции.
В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут развивать познавательные способности детей.
Дошкольный туризм характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому здоровому ребенку.
К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Но это не так.
Знакомство с природой, историей и культурой своей малой родины позволит детям осознать свою принадлежность к родному краю.
Основной целью является создание условий для патриотического, нравственного, физического, интеллектуального развития дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности.
Актуальность.
В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитать здорового ребенка, патриота своей страны - одна из актуальных задач современного общества. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила, то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Задача воспитателей и родителей - сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний было у ребенка побольше. Актуальность обусловлена необходимостью создания условий по развитию туризма и новых форм туристско-краеведческой работы.
Несмотря на природно-рекреационный и историко-культурный потенциал, развитие дошкольного туризма на сегодняшний момент сопряжено с определёнными проблемами и трудностями. Это связано с недостаточной материально-технической базой образовательных учреждений, нехваткой квалифицированных кадров.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие
задачи:
- знакомство и приобщение детей к «азам» туризма и краеведения;
- первые шаги в природу;
- изучение «большой» родины через «малую»;
- воспитывать в детях нравственные качества: воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережное отношение к историческим ценностям, трудолюбия, умения приходить на помощь другому человеку, доброту, бережное отношение к природе;
- формировать у детей привычки думать и заботиться о своём здоровье;
- совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей;
- обучать детей первоначальным туристическим навыкам;
У человека, владеющего искусством следопыта, сильнее развита наблюдательность, лучше зрительная память, разбирается в сложных явлениях природы, быстрее ориентируется в обстановке.
Начиная работу, педагог сам должен, прежде всего, знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, как преподнести материал детям, доступно показать связь родной станицы со всей страной. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают в разных учреждениях, на фермах, полях ;
- в родной станице, крае, как и в других местах, соблюдаются народные традиции;
- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;
- в родном крае живут люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу.
Решая задачи программы, необходимо основываться на следующих принципах.
1.Принцип научности и доступности – все мероприятия, направлены на укрепление психофизического здоровья, основываются на игровом методе.
2.Принцип системности и последовательности (задания постепенно нарастающей трудности: от простого к сложному).
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
4.Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.
5.Принцип наглядности .
6.Принцип дифференциации - учёт возрастных особенностей развития детей; адаптированность материала к сезонным условиям.
7.Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.
8.Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы.
9Принцип единства с семьей .
10.Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.
Организация простейшего туризма с детьми ведется по 4 направлениям:
-ознакомление с природой (река станицы в разные сезоны, экскурсия в зимний сквер, экскурсия в осенний парк);
- ознакомление с историей станицы( экскурсия в библиотеку на выставку, посвященную Великой Отечественной войне , экскурсия по улицам, к зданиям, получившим названия в честь земляков-участников Великой Отечественной войны, экскурсия к школе № 5, к памятнику сооружённому в честь павших в период гражданской революции и Великой Отечественной войны);
- ознакомление с культурными достопримечательностями (экскурсия в библиотеку по ознакомлению с работой библиотекаря, на концерт, посвященному Дню Победы, посещение Музея «Боевой Славы», принимали участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы.
- ознакомление с различными объектами социума станицы (экскурсия спортивную площадку школы № 5, сбербанк, , магазины ).
Формы работы:
-Беседы «Кто такие туристы?», «Что такое туризм?», «Что такое план, его значение, отличие от рисунка»;
-практическая деятельность «Рюкзак и туристическое снаряжение»;
-организованная деятельность, самостоятельная деятельность по ознакомлению с планом, картой, развитию навыка ориентирования, самостоятельное составление планов групповой комнаты, участка детского сада, своей комнаты, маршрута от дома до детского сада;
-решение проблемных ситуаций;
-рассматривание иллюстраций, журналов, открыток;
-чтение художественной литературы (загадки, стихи, рассказы, пословицы);
-прослушивание записей детских походных песен, звуков природы;
-разучивание туристических песен;
-дидактические и подвижные игры;
-продуктивные виды деятельности;
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры . Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Большой педагогический потенциал имеют кубанские народные игры. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, в коллективе, усваивает трудовые навыки, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. В игре ребенок развивается физически. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военной тематикой.
В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и ежегодно проводились экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий стало наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводили и родители со своими детьми. Им был предложен «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником. В апреле 2015 года в детском саду прошёл конкурс чтецов, посвященный 9 Мая. Победители были приглашены на митинг, посвящённый памяти героев Великой Отечественной войны.
В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщаются элементарные сведения о природе родного края, о туризме, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни, уточнение, дополнение, систематизирование, дифференцирование, обобщение знаний, умений, навыков.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении с бытом, традициями и историческим прошлым вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому следует больше использовать «живые» наглядные предметы и материалы: кубанские костюмы, утварь, старинную мебель, орудия труда .
Тема 2. Историческое прошлое и настоящее Кубани.
В этом разделе детям сообщаются знания об истории заселения Кубани, жилища казаков, рассказывается о внутреннем убранстве кубанского жилища, дети знакомятся с историей возникновения кубанского костюма, о развитии ремесел на Кубани.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.
Также даются сведения и понятия о родной станице, детей знакомят с историей возникновения станицы Ирклиевской, его символикой. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Основная идея знакомства детей с родной станицей заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Какие сведения и понятия о родной станице способны усвоить дети?
Внимание нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и станица в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своей станицы, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Задачи:
- развивать у детей представления об истории развития Краснодарского края, посредством сообщения элементарных сведений об образе жизни человека на Кубани, его трудовой деятельности, развитии ремёсел, изменениях условий быта, средствах коммуникации;
- формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому станицы Ирклиевской, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц), воспитывать уважение и гордость за родину;
- активизировать познавательную сферу ребенку, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».
Тема3. Вперед в поход!
В этом разделе, в зависимости от возраста и уровня развития детей сообщаются элементарные сведения, о туризме, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни, уточнение, дополнение, систематизирование, дифференцирование, обобщение знаний, умений, навыков. Его содержание направленно на формирование у детей навыков здорового образа жизни средствами организации детского туризма, включает теоретическую, практическую подготовку дошкольников.
Задачи:
Совершенствование у дошкольников движения в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта:
В данном разделе определена система взаимосвязанных сюжетно-физкультурных занятий с туристическими прогулками, объединённых одной сюжетной линией, проводимых на протяжении всего учебного года.
Содержание туристических прогулок и сюжетно-физкультурных занятий направлено на физическую подготовку средствами туризма и адаптировано к возрасту дошкольника.
К средствам туризма относятся специальные двигательные задания по ориентировке на местности, туристические упражнения по развитию выносливости. Особую группу средств, для физической и технической подготовки детей составляют упражнения по овладению техникой движений в пешеходных прогулках, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, а так же предметы личного и группового снаряжения.
Задачи данного раздела по возрастным группам
Старшая группа | Подготовительная группа |
Обучение детей первоначальным туристическим навыкам. Дать детям понятия о туризме; Воспитывать интерес к занятиям туризмом. Учить правильно и быстро одеваться и обуваться на физкультурное занятие в зале, выполнение основных видов движений . Рассказать о требовании к снаряжению, об уходе за ним; Продолжать знакомить с правилами личной гигиены и предотвращением возможностей опасностей в лесу. Знакомить с правилами укладки рюкзака и уходом за ним. Познакомить с набором для пешей прогулки похода; Освоить походный строй; познакомить с правилами безопасного поведения в туристических прогулках. | Освоить движение группы на маршруте – соблюдение дистанции, Дать детям понятие о простейшем типе костров. Научить работать с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство (назначение карты, виды карт: общегеографическая, простейшие топографические знаки,). Формирование у детей привычки думать и заботиться о своем здоровье. Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Познакомить детей с компасом и научить обращаться с ним. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятиям туризмом. |
«Здоровая семья – здоровый дошкольник»
Основой данной темы является тесное взаимодействие МБДОУ и семьи по формированию у дошкольников первоначальных навыков здорового образа жизни, через вовлечение родителей в мероприятия с туристической направленностью.
Задачи:
Повышение компетенции родителей по формированию у дошкольников представления о себе и о здоровом образе жизни посредством организации туристических прогулок.
Пропаганда здорового образа жизни на личном примере.
Совместная деятельность педагогов с семьей строится по следующим основным направлениям:
единство в достижении цели воспитания здорового ребенка;
в организации с дошкольниками туристических прогулок;
обучение родителей конкретными методами и приемами, направленными на формирование у дошкольников первых туристических навыков;
ознакомление родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении.
Результаты работы:
Туристическо-краеведческая деятельность способствовала становлению и обогащению познавательной сферы. Детьми усвоены многие причинно-следственные связи в окружающей действительности. 95% детей к концу подготовительной группы научились анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий;
-снижение заболеваемости и укрепление физического здоровья детей,
-дети освоили приемы первой медицинской помощи;
-повысился интерес родителей;
-у детей обогатились знания и представления об окружающей жизни;
-сформировался интерес к истории, природе и культурным традициям родного края;
-в группе обогатилась предметно-развивающая среда .
Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, т.к. решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности
Мультимедийная презентиция к методическому объединению по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности" с представлением опыта работы ДОУ по данному н...
Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.
Консультация для родителей старших дошкольников с задержкой психического развития. Представлены дидактические игры на развитие мышления, не требующие специальных условий организации....
Обобщение опыта "Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе проектной деятельности"
Обобщение опыта по работе над интеллектуальным развитием дошкольников в процессе проектной деятельности....
"Интеллектуальное развитие дошкольников средствами игры"
"Интеллектуальное развитие дошкольников средствами игры"...
«Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе учебной деятельности»
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересова...
Презентация "Развитие познавательной активности и общих интеллектуальных способностей дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности"
подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска...
Презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музейной педагогики»
Содержание презентации раскрывает задачи интеллектуального развития детей средствами музейной педагогики и предназначена для педагогов дошкольных учреждений....